Понятие цены. Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В моей работе я буду рассматривать:
- в I главе показано понятие и сущность цены, функции и регулирование цены.
- во II главе рассматриваются виды цены.
В связи с вышеизложенным, целью данной работы является более точное рассмотрение и изучение цены и ее видов.
Задачами моей курсовой работы являются:
- дать более точное определение цены;
- рассмотреть функции, регулирование цены;
- рассмотреть виды цены;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая лили.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

       Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Цена определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей ( удовлетворение платежеспособной потребности ) и торговцев посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли ).

Велика роль цены в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство  осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной  методологией ценообразования с  учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в  области экономики и управления.

Актуальность темы бесспорна  – мир меняется и новые данные по исследуемому вопросу несут насущный характер.

Каждый элемент рыночного  механизма теснейшим образом  связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос  и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен  достигается взаимосвязь всех элементов  социально-экономической системы  современного общества.

      Натуральный  обмен товаров – это исторически  сложившийся процесс общения  людей в целях обеспечения  взаимного благополучия. Для справедливого обмена люди создали единый заменитель товара – деньги. Чтобы было удобно пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных товаров постепенно создали и систему учета затрат денег (капитала) на объем товарной продукции и единицу изделия. Совокупность этих затрат назвали ценой. В последствии такая совокупность расширилась до сложного механизма ценообразования. Механизм ценообразования постоянно совершенствуется, изменяются отдельные его элементы по мере изменения социально-экономического уклада общества и конкретных условий производства. В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии.

Все коммерческие и многие некоммерческие организации устанавливают  цены на свои товары и услуги. На протяжении многих веков цены устанавливались  в ходе торгов между покупателями и продавцами. Установление единой цены для всех покупателей - относительно современная идея, которая возникла в результате крупномасштабной розничной  торговли в конце XIX  века.

И хотя в последнее время  назначение неценовых факторов поведение  потребителей постоянно возрастает, цена остается одним из важнейших, определяющих долю рынка и показатели прибыльности компании, элементов. Доступ потребителей и специалистов по закупкам к информации о цене и о скидках существенно  расширился. Потребители делают покупки  осторожно, вынуждая розничных торговцев  снижать цены. Торговые же компании пытаются переложить последствия корректировки  цен на плечи производителей.

В результате появляется свободный  рынок, характеризующийся значительными  скидками и широким распространением мероприятий по стимулированию сбыта; рынок, в котором цена -  единственный элемент маркетинга-микс, который  “производит” прибыль. И в то же время цена - один из наиболее гибких его элементов, и в отличие от характеристик товара и маркетинговых каналов ее можно быстро изменять, но как осуществить этот переход при ценовой конкуренции? Это проблема номер один для многих отечественных предприятий, особенно для компаний-поставщиков.

И заключается она в  том, что ориентируются многие производители  преимущественно на затраты, часто  не обращая особого внимания на происходящие на рынке изменения, устанавливают  цены без учета других элементов  маркетинга-микс, недооценивают роль цены в  реализации стратегии позиционирования, игнорируют при установлении цен  особенности различных видов  продукции, сегментов рынка, условий  покупок. Поэтому очень важным элементом  в деятельности предприятия является адаптация цены, учитывающая не только необходимые соответствия между  целями участников рынка, но также и  ограничения, сопровождающие их деятельность. Этим и определяется актуальность выбранной  для исследования темы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Темой моей курсовой работы является «Понятие цены. Виды цен.». В моей работе я буду рассматривать:

-   в I главе показано понятие и сущность цены, функции и регулирование цены.

- во II главе рассматриваются  виды цены.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является более точное рассмотрение и изучение цены и ее видов.

Задачами моей курсовой работы являются:

- дать более точное определение цены;

- рассмотреть функции, регулирование цены;

- рассмотреть виды цены;

- сделать выводы.

Все эти вопросы будут  рассмотрены мной в рамках «Теоретической части». В конце же своей работы я сделаю выводы, которые будут рассматриваться в Заключении. Вся моя работа будет завершена списком использованной мной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ЦЕНА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ

1.1 Понятие и сущность цены

 

      Ценой называется  количество денег, за которые  продается и покупается экономическое  благо.

      Также, цена  – это денежное выражение стоимости  товара.

      Стоимость  товара определяют в ходе соотношения  спроса и предложения на данный  товар. Когда предложение товара  равно спросу на него ( предложение  и спрос находятся в равновесии ), то рыночная цена обычно является  равновесной ценой.

      Цена всегда  была основным фактором, определяющим  выбор покупателя. Очень важно  назначить цену таким образом,  чтобы она не оказалась слишком  высокой или слишком низкой. Назначение  высокой цены может быть чревато  потерей потребителем интереса  к приобретению. Назначение низкой  цены тоже может вызвать отрицательную  реакцию, выражающуюся, например, в  сомнении в качестве продукции.

      Определение  цены является одной из труднейших  задач, стоящих перед любым  производителем. И именно цена  предопределяет успехи предприятия  – объёмы продаж, получаемую прибыль  и др. Взаимосвязь понятий «  цена » и « прибыль » очевидна. Чем больше цена, тем больше  прибыль, чем меньше цена, тем  меньше прибыль. С другой стороны,  дешёвый товар или услугу легче  продать, и за тот же промежуток  времени они будут продаваться  в большем объёме, чем дорогие  аналоги. Таким образом, важно  установить взаимосвязь между  ценой продукта и количеством  продаваемых его единиц.

      В основе  цены, которая устанавливается в  ходе обмена товара на другие  ценности ( меновая цена ), лежат затраты  на производство этого товара. Таким образом, цена товара  определяется, прежде всего, издержками  на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, « в целом цена всё же сводится непосредственно или в конечном счёте  - к… трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли ».1Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор – это труд, была развита другим классиком – Давидом Рикардо ( 1772 - 1823 ).

      Маржиналистская  концепция полагает, что в основе  стоимости (ценности) товара лежит  его полезность для потребителя,  точнее, предельная полезность. Ещё  Карл Менгер ( 1840 - 1921 ) выдвинул, а  Евгений Бем-Баверк ( 1851 – 1914 ) развил  положение, что именно соотношение  предельных полезностей обмениваемых  товаров и обусловливает пропорции  их обмена, т.е. цены.

      Неоклассическая  теория в лице её основателя  Альфреда Маршалла является синтезом  классического и маржиналистского  подхода к цене. Маршалл исходит  из того, что Рикардо и Бем-Баверк  сосредоточили своё внимание  на различных сторонах одного  и того же процесса – формирования  ценности.

      Итак, согласно  выработанному неоклассической  теорией подходу цена товара  определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками  производства. Цена, которую покупатель  согласен уплатить за товар,  обусловливается степенью полезности  товара. Цена, которую назначает  продавец, имеет в своей основе  издержки производства товара. Цены  формируются не посредством их  « усреднения », а в ходе  своеобразного компромисса между  покупателями и продавцами как  предельно допустимые со стороны  спроса и со стороны предложения.  Это два взаимодействующих между  собой принципа цены. Маршалл  писал: « принцип “издержек  производства” и принцип ”конечной  полезности”, без сомнения, являются  составными частями одного всеобщего  закона спроса и предложения,  каждый из них можно сравнить  с одним из лезвий ножниц  »2. Подобную модель ценообразования  можно назвать двухфакторной.

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

 

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен  на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные  модели ценообразования: рыночное ценообразование  и централизованное (государственное) ценообразование.

В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются  исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует  спрос на уровне заранее заданного  размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен  в условиях рыночного ценообразования  происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос  на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где  формируется окончательная цена товара или услуги.

Ценообразование — это  та сфера, о которой менеджеры  предприятий говорят редко с  большим удовольствием и которая  является самой трудной для них. На основе опроса управленцев (при выборке 57 из США и 129 из Европы) ценообразование  по пятибалльной шкале было оценено  в 4,3 балла 2.

 

Фирма стремится обеспечить максимальную разницу между ценностью  товара для покупателя, которую он готов оплатить, и затратами, которые  необходимы фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами. Задача ценообразования состоит в том, чтобы как можно большая часть  этой разницы превратилась в прибыль  фирмы и как можно меньшая - в выигрыш покупателя (рис.1). 

 

1.2. Функции цены

 

      Значение  рыночной цены определяется её  основными функциями: информационной  и регулирующей, стимулирующей, распределительной,  учётной.

      Стимулирующая функция заключается в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения лучших результатов. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

      Распределительная функция состоит в том, что от сложившейся цены на рынке зависят доходы. Каждый субъект рыночных отношений должен возместить издержки на производство товаров и получить доход. Цена дифференцирует товаропроизводителей. Выигрывают те, кто вовремя выявил конъюнктуру, имел возможность продать свои товары по более высоким ценам и получить сверхприбыль. Кроме того, данная функция, перераспределяя доходы, позволяет решать обществу социальные задачи. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

      Учётная функция  или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли».1

  Отражает в цене общественно необходимые затраты на производство и обращение товаров. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.

Информация о работе Понятие цены. Виды цен