Проблема ценообразования в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Актуальность исследования обусловлена тем, что правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 206.65 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Актуальность исследования обусловлена тем, что правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой  стратегии составляют необходимые  компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в  жестких условиях рынка.

В первую очередь это относится  к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и  покупателями и помогают созданию о  ней определенных представлений, что  может оказать влияние на ее последующее  развитие. Они определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в  борьбе с конкурентами.

Существует два подхода к  определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить  за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение  стоимости товара. Ценообразование  же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято  говорить о двух системах ценообразования: первая - централизованная, которая  предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и вторая - рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный  вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры представителей двух школ, придерживающихся диаметрально противоположных взглядов. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики, этим и обуславливается актуальность данной темы. Цель курсовой работы - проанализировать ценообразование в современной России, рассмотреть существующие теории цены, ее сущность в рыночной экономике, понятие, сущность и объективную необходимость системы цен, сделать выводы по закономерностям формирования цен в нашем государстве на современном, рыночном этапе развития. Объектом исследования в данной работе выступает закрытое акционерное общество OOО «Мегатрейд»

Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую  систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать  выводы, для того чтобы лучше разбираться  в поставленном вопросе и проанализировать деятельность предприятия Российской Федерации(г.Орел), на основе проведенной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Проблемы и состояние ценообразования в современных условиях хозяйствования

1.1 Проблемы и содержание ценообразования в РФ.

Цена товара является важнейшим  элементом хозяйственного механизма  современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г [9,c.412].

Вместо поставленных целей  ускорения темпов экономического и  социального развития, роста интенсивности производства и на этой основе повышения конкурентоспособности продукции было получено снижение примерно в 2 раза объемов производства, падение уровня его интенсивности и резкое ухудшение качества жизни для большинства граждан страны. В связи с этим освоение механизма изменения и регулирования цен в новых условиях имеет для страны жизненно важное значение.

Сложность заключается в  том, что в нашей стране мировой  опыт в области ценообразования плохо освоен и применяется недостаточно квалифицированно. Кроме того, экономика постсоциалистической России представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в других странах, прошедших длительный эволюционный путь развития рыночного хозяйства. Все это требует более глубокого изучения и развития теории цен, их воздействия на процесс развития производства и, в частности, его интенсификацию, разработки конкретных мер по совершенствованию ценообразования в сложившихся в России условиях.

Выход из кризиса страны и эффективное функционирование экономики России во многом зависят от успешности создания конкурентоспособного

производства. Таким образом, создание механизма ценообразования  и

регулирования цен, направленного  на обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующего повышению его эффективности и жизненного уровня населения, является весьма актуальной проблемой.

Одним из решающих путей повышения  конкурентоспособности торговой организации  является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему  важнейших показателей эффективности  функционирования, которые он намерен  достичь. На основе выстроенной системы  ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач  обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования.

Методология механизма ценообразования  включает в себя следующее:

1. Политика цен - общие цели, которые  продавец собирается достичь  с помощью реализации товара  по установленным ценам. 

2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

Практическое воплощение политика цен находит в стратегии ценообразования, при выборе которой продавец должен учитывать множество внешних  и внутренних факторов, определяющих механизм ценообразования (Рисунок1)[3,c.255].

 

Рисунок 1. Факторы механизма ценообразования

По рисунку 1 мы видим, в этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса — это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, они решаться не могут.

Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов выступает поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для  бедных стран, среди неимущих групп  населения применительно к продуктам  типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения  товара и услуг для разной клиентуры.

Каждая фирма подходят к проблемам ценообразования  по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и  здесь высшее руководство дает общие  установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования  играют решающую роль (аэрокосмическая  промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т.д.), фирмы зачастую создают  отделы цен, которые разрабатывают  цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое  воздействие оказывают управляющие  службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры[7,c.4].

Формирование системы ценообразования  в РФ происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом.

Так, неконтролируемый рост цен неизбежно  сопровождается снижением жизненного уровня населения, общим расстройством  хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Неуправляемое  падение цен свидетельствует  о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте  безработицы.

Поэтому сегодня ценообразование  – ключевой элемент государственной  политики в странах даже с самой  рыночной экономикой. Воздействие разных государств на цены осуществляется через  разветвленную систему прямых и  косвенных методов. К прямым методам  относят, прежде всего, административное установление цен. К косвенным –  контроль за ценами, налоговую политику, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль  производства путем субсидий, льготного  кредитования и других методов.

Несмотря на определённые изменения, произошедшие за последние несколько  лет, и отказ государства от политики полного невмешательства в процесс  формирования цен, главной проблемой  по-прежнему является отсутствие единого  государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в  области ценообразования носят  стихийный и непоследовательный характер.

В статье 71 Конституции Российской Федерации указано, что в ведении  Российской Федерации находится  установление основ ценовой политики в стране. Однако на сегодняшний  день не существует закона, который  мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного  регулирования. Предлагавшиеся в разное время законопроекты, такие как  «О государственном регулировании  цен (тарифов)», «Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)», «Об основах ценовой  политики Российской Федерации», отклонялись  депутатами Государственной Думы Российской Федерации ещё на стадии первого чтения[17].

Механизмы и принципы ценообразования  в России разбросаны по множеству  законодательных актов. Непосредственное же воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно  на ведомственном уровне посредством  огромного количества подзаконных  актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь широкое  разнообразие правовых норм существенно  замедляет и усложняет процесс  государственного воздействия на цены и тарифы. Наглядным примером этого  служит недавний скачок цен на услуги ЖКХ в регионах, ответственность  за который чиновники различного уровня перекладывали друг на друга.

Другой важнейшей проблемой  в области ценообразования является недостаточная обоснованность тарифов  естественных монополий. По мнению многих специалистов, сегодняшние методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции естественных монополий, абсолютно непрозрачны. А так как в российском законодательстве отсутствует понятие «экономически обоснованные затраты», компании позволяют себе закладывать в тарифы расходы на содержание непрофильных активов или необоснованно высокие зарплаты топ-менеджеров. Известны случаи, когда зарплата руководителя локальной естественной монополии (например, службы водоканала) в разы превышала зарплату руководителя региона.

Повышение тарифов естественных монополий  зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако система принятия решений о включении  инвестиционной составляющей в структуру  тарифа также непрозрачна и проконтролировать  распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.

В результате рост тарифов естественных монополий ежегодно превышает уровень  инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных  производителей повышать цены на выпускаемую  продукцию, негативно сказывается  на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов  естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.

Для решения всех проблем в области  ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:

1) Нужно разработать и принять  базовый федеральный закон, касающийся  основных принципов ценовой политики  Российской Федерации. Должны  быть чётко разграничены полномочия  между федеральными и региональными  органами государственной власти  в области государственного регулирования  цен; определены сферы, в которых  осуществляется государственное  регулирование цен; сформулированы  общие принципы формирования свободных и регулируемых цен, а также критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешения конфликтов.

2) Использовать методы долгосрочного  планирования и прогнозирования  цен в стране. Государство не  может допускать резких скачков  цен в тех или иных отраслях  экономики.

3) Остановить необоснованный рост  тарифов естественных монополий.  Процедуры формирования тарифов  должны стать прозрачными, понятными  бизнесу и населению. Контроль  со стороны проверяющих органов  власти за деятельностью монополий  должен быть усилен.

Информация о работе Проблема ценообразования в современных условиях хозяйствования