Общая характеристика реинжиниринга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Компании строят свою информационную инфраструктуру для выполнения определенных действий, которые являются частью процессов, присущих данной области рынка в целом и данной компании в частности. Реорганизация бизнес-процессов служит для улучшения параметров выполнения этих операций, таких, как, например, скорость и качество выполнения. По определению, такая инициатива подразумевает под собой соответствующую перестройку информационной системы.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов
2 Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
3 Ключевые характеристики реинжиниринга
4 Особенности проекта реинжиниринга
5 Принципы перепроектирования бизнес-процессов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Тема 1.6 Общая характтеристика реинжиниринга.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

3

1 Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов

5

2 Сравнительная характеристика  совершенствования и реинжиниринга  бизнеса

 

9

3 Ключевые характеристики  реинжиниринга

10

4 Особенности проекта  реинжиниринга

13

5 Принципы перепроектирования бизнес-процессов

14

Заключение 

18

Список использованных источников и литературы

20


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темпы развития информационных технологий и постоянно повышающиеся требования к ведению бизнеса  приводят к необходимости усовершенствования бизнес-процессов. Такие попытки предпринимаются на любом предприятии, руководство которого осознает необходимость улучшения собственных методов работы. Однако около 70 % таких попыток модернизации оканчиваются полной или частичной неудачей. В чем же заключается причина столь большого количества провалов при всей очевидности проблем, которые нужно решить?

Компании строят свою информационную инфраструктуру для  выполнения определенных действий, которые  являются частью процессов, присущих данной области рынка в целом и данной компании в частности. Реорганизация бизнес-процессов служит для улучшения параметров выполнения этих операций, таких, как, например, скорость и качество выполнения. По определению, такая инициатива подразумевает под собой соответствующую перестройку информационной системы. Процесс изменения информационной системы и самих бизнес-процессов взаимосвязаны, поэтому реорганизация работы грозит двумя опасностями.

  • Изменение бизнес-процессов без переработки приложения, которое поддерживает эти процессы, создаст "узкое место" в работе компании.
  • Внедрение новой технологии, которая не приносит существенной пользы работе предприятия, не соответствует стратегическим целям фирмы.

Основная проблема неудач при осуществлении таких проектов заключается в отсутствии взаимодействия между экспертами предметной области и IT-менеджерами. Большинство специалистов, реализующих проекты по реорганизации бизнес-процессов компании, игнорируют ключевой фактор успеха проектов подобного типа - постоянное взаимодействие и обмен информацией со специалистами в сопряженных областях. Отсутствие подобного взаимодействия приводит к тому, что при завершении "кабинетного проекта" по реорганизации бизнес-процессов, бизнес стремиться вернуться к прежним, устоявшимся методам работы.

Реорганизация или реинженеринг бизнес-процессов (business process reengineering) уже довольно давно является отдельной дисциплиной; в этой области рынка работает множество компаний, услуги которых весьма ценятся. С точки зрения профессионалов, ключевым моментом успеха проекта по реорганизации является коммуникация между всеми группами лиц, заинтересованных в выполнении задачи. Это взаимодействие достигается посредством составления различных моделей, которые отображают бизнес-процессы и понятны всем участникам проекта. Одновременно модель служит для формализации и документирования существующего состояния дел и изучения возможностей улучшения работы.

 

1. Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов

 

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой  динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях в менеджменте предприятий происходит смещение акцентов с управления использованием отдельных ресурсов на организацию динамических бизнес-процессов.

Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных  операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии (рис.1).

Рис. 1 – Структура бизнес-процесса

Менеджмент бизнес-процессов  зародился еще в рамках концепций  всеобщего управления качеством ( TQM – Total Quality Management ) [23] и непрерывного улучшения процессов ( CPI – Continuous Process Improvement ) [13], согласно которым предполагается сквозное управление бизнес-процессом, как единым целым, который выполняется взаимосвязанными подразделениями предприятия (компании), например, от момента поступления заказа клиента до момента его реализации.

Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и  на уровне взаимодействия различных  предприятий, когда требуется координация  деятельности предприятий-партнеров  в потоках товародвижения или  в логистических процессах. Логистика породила методы организации поставок по принципу Точно в срок (JIT – just in time ), реализация которых немыслима без управления бизнес-процессами, как единым целым.

В качестве основных бизнес-процессов  предприятия чаще всего выделяют следующие [3]:

• Процессы товародвижения (логистики), связанные с основной деятельностью предприятия - выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей:

• Процессы подготовки производства, нацеленные на планирование деятельности предприятия с позиции удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и выведение на рынок новых продуктов и услуг - исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование производства, конструкторская и технологическая подготовка производства (проектирование и инжиниринг).

• Процессы инфраструктуры, ориентированные на поддержание  ресурсов в работоспособном состоянии (подготовка и переподготовка кадров, закупка и ремонт оборудования, социально-культурное обслуживание работников предприятий).

Революцию в управление бизнес-процессами внесли достижения в области современных информационных технологий, которые дают возможность проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Целью реинжиниринга  бизнес-процессов (РБП) является целостное  и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Инжиниринг бизнес-процессов  включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5-7 лет, и последующее  непрерывное улучшение бизнес-процессов  путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Для компаний с высокой  степенью диверсификации бизнеса, многообразием  партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов  обеспечивает решение следующих  задач:

• Определение оптимальной  последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.

•  Оптимизация использования  ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки производства и обращения и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности.

• Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю  адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.

•  Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и  клиентами, и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков.

Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг:

• Диверсификация товаров  и услуг (ориентация на различные  сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов.

• Работа по индивидуальным заказам, требующая высокую степень  адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента.

• Внедрение новых  технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.

• Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщикаии материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса.

• Нерациональность организационной  структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций бизнес-процесса.

Реинжиниринг бизнес-процессов  выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных  инструментальных средств моделирования  бизнес-процессов совместными командами  специалистов компании и консалтинговой фирмы.

В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления -в згляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами [2].

Вместе с тем, нельзя отождествлять реинжиниринг бизнес-процессов  с решением локальных задач, хотя решение этих задач могут быть следствиями реинжиниринга

 

2 Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса

 

Сравнительная характеристика двух основных понятий «совершенствование»  и «реинжиниринг» представлена в  таблице 1.

Таблица 1  - Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса

Параметр

Совершенствование

Реинжиниринг

Уровень изменений

Наращиваемый

Радикальный

Начальная точка 

Существующий процесс

«Чистая доска»

Частота изменений

Непрерывно/единовременно

Единовременно

Длительность изменений

Малая

Большая

Направление изменений

Снизу вверх 

Сверху вниз

Охват

Узкий — на уровне функций (функциональный подход) 

Широкий — межфункциональный

Риск 

Умеренный 

Высокий

Основное средство

Стратегическое управление

Информационные технологии

Тип изменений

Изменение корпоративной  культуры

Культурный/структурный


 

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

1) компании, находящиеся  на грани краха в связи с  тем, что цены на товары заметно  выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов.  Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся;

2) компании, не имеющие  в текущий момент затруднений,  но пред­видящие неизбежность  возникновения трудноразрешимых  проблем, свя­занных, например, с  появлением новых конкурентов,  изменением требо­ваний клиентов, изменением экономического окружения и пр.;

3) компании, не имеющие  проблем сейчас, не прогнозирующие  их в обозримом будущем. Это  компании-лидеры, проводящие агрессивную  маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся  хорошим текущим со­стоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.

Таким образом, задачи реинжиниринга  аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности  продукции и в конечном счете  — выживаемости предприятия.

Ключевое слово «процесс» наиболее важное в определении понятия «реинжиниринг».

Бизнес-процесс — это  множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит  в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.

Итак, бизнес-процесс  — это действия по достижению цели компании. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем  его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в струк­туре управления компанией.

 

3 Ключевые характеристики реинжиниринга

 

  Согласно определению М. Хаммера и Д.Чемпи [2] реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) определяется, как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия.

  Разложив это определение  на составляющие его элементы, получаем четыре ключевые характеристики, характеризующие реинжиниринг и позволяющие отличить его от других программ совершенствования бизнеса (табл. 2):

Таблица 2 - Четыре ключевые характеристики реинжиниринга

Элемент

Реинжиниринг

Фундаментальный 

     Реинжиниринг  призван определить, чем компания  действительно должна заниматься, а затем - как она должна это делать.

    Реинжиниринг игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть.

     Радикальный

Radix (лат.) – "корень". Обращение к корням явлений.  Осуществить реинжиниринг бизнеса  - значит создать бизнес заново, а не внести изменения, усовершенствовать, модернизировать.

Существенный

Реинжиниринг призван  обеспечить мощный рост результативности, осуществить серьезный прорыв.

Бизнес-процессы

     Проведение  изменений при реинжиниринге  направлено на бизнес-процессы.

Информация о работе Общая характеристика реинжиниринга