Для обеспечения
безопасности при модернизации тепловозного
дизеля следует выполнить ряд требований.
К самостоятельной работе
по техническому обслуживанию и текущему ремонту
тепловозов и дизель - поездов допускаются
работники не моложе 18 лет, прошедшие обязательный
предварительный медицинский осмотр, вводный
инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по
охране труда на рабочем месте.
В процессе работы слесарь
должен проходить повторные, внеплановые и
целевые инструктажи по охране труда,
в установленные сроки - периодические медицинские
осмотры, не реже одного раза в год - обучение по
оказанию первой помощи пострадавшим
и проверку знаний по электробезопасности
(слесарь, имеющий группу по электробезопасности
II и выше).Слесарь, выполняющий работы, связанные с управлением
грузоподъемными механизмами (электрических
талей, управляемых, строповкой агрегатов, узлов и деталей тепловозов
(дизель- поездов) и подвешиванием их на
крюк грузоподъемного крана (далее - слесарь, выполняющий обязанности
стропальщика), должен быть обучен смежной
профессии стропальщика, иметь удостоверение
на право выполнения стропальных работ,
работ по управлению грузоподъемными механизмами и
не реже одного раза в год проходить повторную
проверку знаний.При следовании на работу,
с работы или передвижениях по территории станции, территории и цеху
депо, ПТОЛ слесарь должен соблюдать следующие
требования безопасности: переходить железнодорожные пути (далее
- пути) по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам
(настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным
маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии
специально оборудованных мест перехода
переходить пути, соблюдая требования
пункта 1.6 настоящей Инструкции; соблюдать требования знаков безопасности,
видимых и звуковых сигналов; следить за передвижением
локомотивов, вагонов, грузоподъемных
кранов, автомобилей и другого транспорта.
При нахождении на железнодорожных
путях слесарь обязан соблюдать следующие
требования безопасности: проходить вдоль путей по
обочине или по середине междупутья, обращая
внимание на движущиеся по смежным путям
локомотивы, мотор-вагонный подвижной
состав и вагоны. Не менее чем за 400 м до
приближающегося поезда следует отойти
на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2
м
открайнег орельса при установленных
скоростях движения
поездов до 120 км/ч, 4 м- при установленных
скоростях движения 121 - 160 км/ч и не менее 5 м - при
установленных скоростях движения 161 -
200 км/ч; переходить пути под прямым углом,
перешагивая через рельс, не наступая на концы
железобетонных шпал и масляные пятна
па шпалах, и предварительно убедившись, что
в этом месте нет движущегося на опасном
расстоянии подвижного состава; переходить
путь, занятый подвижным составом, пользуясь
переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в
исправности поручней, подножек и пола площадки.
При нахождении
на путях запрещается: переходить или перебегать через железнодорожные пути
перед приближающимся поездом, движущимся
маневровым составом, локомотивом, мотовозом,
дрезиной и другими подвижными единицами,
а также отходить на соседний путь (внутрь
колеи пути или на край его балластной
призмы) на время их пропуска; подлезать
под вагоны при переходе через пути; находиться
на междупутье при безостановочном следовании
поездов по смежным путям; становиться
или садиться на рельс; садиться на подножки вагонов
или локомотивов и сходить с них во время
движения; переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической
централизацией,
в местах расположения остряков, а также
становиться между остряком и рамным рельсом,
подвижным сердечником и усовиком, в желоба
на стрелочном переводе и на концы железобетонных
шпал. Выходя на путь из помещения, а также
из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует
предварительно убедиться в отсутствии
движущегося по нему подвижного состава.
После выхода из помещений в ночное время
необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока
глаза привыкнут к темноте и установится
нормальная видимость окружающих предметов.
Слесарь должен знать: назначение, устройство и принцип
действия дизеля, электрических машин и
аппаратов, экипажной части, механического
и пневматического оборудования тепловозов
(дизель - поездов); электрические схемы
тепловозов (дизель - поездов), приписанных
к депо для проведения технического обслуживания
и текущих ремонтов; инструкции по охране труда, эксплуатации испытательныхстендов, приспособлений, пневмо,электроинструмента и механизмов, используемых
им при техническом обслуживании и ремонте
тепловозов (дизель-поездов); технологический процесс ремонта
тепловозов (дизель-поездов) в объеме выполняемых
им работ; действие на человека опасных и вредных производственных
факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их
воздействия правила оказания первой помощи пострадавшим при
несчастных случаях; место расположения
аптечки или сумки с необходимыми медикаментами
и перевязочными материалами; требования охраны
труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.Слесарь должен: соблюдать
правила внутреннего
трудового распорядка, установленный
режим труда и отдыха и трудовую дисциплину;
выполнять работу, которая входит в его
должностные обязанности или поручена
мастером (бригадиром);
соблюдать требования технологических процессов и применять
безопасные приемы труда; содержать в исправном
состоянии и чистоте инструмент, приборы,
стенды, приспособления,
инвентарь, средства индивидуальной
защиты (далее - СИЗ); выполнять требования запрещающих, предупреждающих,
указательных и предписывающих знаков безопасности
и надписей, а также сигналов, подаваемых
машинистами локомотивов, мотор-вагонного
подвижного состава, водителями транспортных
средств и крановщиками грузоподъемных
кранов; спускаться в смотровую канаву
и подниматься на крышу тепловоза (вагона
дизель- поезда) только в специально оборудованных
местах; переходить смотровые канавы по
переходным мостикам; обходить на безопасном
расстоянии места, где ведутся работы
на высоте. Слесарю запрещается: приступать к выполнению новой,
не связанной с его прямыми обязанностями. Во
время работы на слесаря могут воздействовать
следующие основные опасные и вредные
производственные факторы: движущийся
подвижной состав; движущиеся транспортные
средства (электро- и автокары); не огражденные
движущиеся или вращающиеся элементы
оборудования падающие с высоты предметы
и инструмент; перемещаемое грузоподъемными
кранами и другими грузоподъемными механизмами
оборудование и другие грузы.
Слесарь должен обеспечиваться следующей спецодеждой,
спецобувью и другими средствами индивидуальной
защиты: костюмом лавсано- вискозным с масло-
нефтезащитной пропиткой или костюмом
хлопчатобумажным; рукавицами комбинированными;
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой
подошве; очками защитными; на наружных работах и
в помещениях с температурой не выше +5
-С зимой дополнительно при техническом
обслуживании ТО-2 и ТО-3: валенками; Специальную
и личную одежду и обувь необходимо хранить
в отдельных шкафах в гардеробной. Выносить спецодежду и
другие средства индивидуальной защиты за пределы
территории депо, ПТОЛ запрещается.
Слесарь обязан следить за исправностью средств
индивидуальной защиты, спецодежды, своевременно сдавать ее в
стирку и ремонт, а также содержать шкафы для
хранения личной одежды и спецодежды в
чистоте и порядке.
Слесарь должен выполнять
следующие требования пожарной безопасности:
курить только в установленных и приспособленных для
этого местах; не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату,
газовым баллонам, окрасочным камерам,
легковоспламеняющимся материалам, емкостям
с легковоспламеняющимися жидкостями и
аккумуляторным батареям; не входить с открытым огнем
в дизельное помещение тепловоза (дизель-поезда)
и аккумуляторное отделение депо, ПТОЛ;
не прикасаться к кислородным баллонам
и их редукторам руками, загрязненными
маслом, а также промасленной одеждой
и ветошью.
Слесарь
должен носить инструмент и
измерительные приборы в специальных
ящиках или сумках.
При выполнении работ в зоне
движения поездов слесарь должен надеть
сигнальный жилет со световозвращающими
полосами. Перед приемом пищи необходимо
вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими
пастами, разрешенными к применению в установленном
порядке.
Запрещается
пользоваться водой для питья из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить
емкости с антинакипином, антифризом и электролитом в
местах приема пищи и цехах (вне аккумуляторного отделения). Емкости с
электролитом, используемым для обслуживания
аккумуляторных батарей в цехах депо и ПТОЛ, а
также емкости с антифризом, используемым
для добавления в камеры моторно-осевых подшипников тяговых
электродвигателей в зимнее время, должны
иметь надписи о содержащейся в них жидкости.
Слесарь, имеющий
контакт с кислотами, щелочами, маслами
и другими нефтепродуктами должен применять
защитные пасты, кремы и мази, разрешенные к применению в установленном
порядке. Пасты, кремы и мази следует наносить
на предварительно вымытые и сухие руки дважды в течение рабочей смены (перед работой и после
обеденного перерыва) и соответственно
дважды смывать с рук (перед обеденным перерывом и после
окончания работы). При возникновении
раздражения кожи необходимо обратиться в медпункт
для оказания помощи. При обнаружении нарушений требований охраны труда,пожарной безопасности, неисправностей оборудования., пожару, несчастному случаю,
ухудшению состояния здоровья, слесарь
обязан немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие
вышестоящему руководителю.
В случае получения
травмы или заболевания слесарь должен
прекратить работу, поставить в известность об этом своего
непосредственного руководителя и обратиться
за помощью в медпункт.
В случае получения травмы другим работником
слесарь должен прекратить работу, принять
меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о
несчастном случае своего непосредственного
руководителя.
Слесарь, не выполняющий
требования настоящей Инструкции, несет
ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Перед началом работы
слесарь должен надеть полагающуюся ему
исправную спецодежду, спецобувь и привести
их в порядок: застегнуть на пуговицы обшлага
рукавов; заправить свободные концы одежды
так, чтобы она не свисала.
Не допускается носить спецодежду расстегнутой
и с подвернутыми рукавами. Спецодежду и спецобувь слесарь не должен
снимать в течение всего рабочего времени.
Совместно с руководителем смены
(мастером, бригадиром) слесарь внешним осмотром должен
проверить состояние инструмента,приспособлений, строп, траверс для перемещения оборудования и
деталей тепловозов (дизель- поездов), у
грузоподъемных механизмов и переносных лестниц .
При получении средств индивидуальной защиты слесарь
должен проверить их целость, исправность, на диэлектрических
перчатках и предохранительном поясе - дату их испытания, у
респиратора - целость и чистоту фильтра, ковра резинового
диэлектрического- отсутствие проколов,
надрывов, трещин.
Слесарь должен осмотреть рабочее
место, привести его в порядок, убрать посторонние детали, не используемые в работе
приспособления и инструмент, проверить наличие на стеллажах
и ремонтных установках запасных частей
и материалов.
Подготовленный к работе
инструмент должен удовлетворять следующим
требованиям. Бойки молотков, кувалд и
другого инструмента ударного действия
должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без
косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.
Перед работой необходимо проверить
легкость и быстроту открытия и закрытия
клапана включения пневматического инструмента,
отсутствие пропуска воздуха в закрытом
положении, у электроинструмента и ручных
электрических машин - четкость выключения и их работу на
холостом ходу. У электроинструмента и
ручных электрических машин класса I дополнительно
необходимо проверить исправность
цепи заземления между его корпусом
и заземляющим контактом штепсельной
вилки.
Перед применением средств
индивидуальной защиты слесарь должен внешним осмотром убедиться в их
целости. Очки защитные, каска защитная,
рукавицы, респираторы не должны иметь
механических повреждений, перчатки диэлектрические
- загрязнения, увлажнения и механических повреждений (в том
числе проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в
сторону пальцев), галоши диэлектрические
- отслоения подкладки, посторонних жестких
включений и т.п., ковры диэлектрические резиновые - проколов, надрывов, трещин.
Кроме этого, на перчатках
диэлектрических должна быть проверена
дата их испытаний.
Перед работой
в помещении слесарь должен
проверить работу вытяжной вентиляции
и местного освещения.
Перед началом работы
слесарь должен проверить закрепление
тепловоза (вагона дизель - поезда) от ухода ручным
тормозом и тормозными башмаками, устойчивость площадок,