Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:38, курсовая работа
Установленное в Законе правило о рассмотрении требований всех заявителей в одном судебном заседании, если требования первого заявителя признаны необоснованными или их рассмотрение просто откладывается, вряд ли является универсальным и разумным. Во всяком случае, это способно привести к затягиванию судебного процесса, поскольку может возникнуть ситуация, когда требования всех заявителей нельзя рассмотреть в одном заседании и арбитражный суд вынужден будет откладывать судебное разбирательство. К тому же в судебном заседании после отложения дела может быть установлена обоснованность требований первого заявителя, что уже служит основанием для введения наблюдения. Тогда требования других заявителей логично рассмотреть в другом заседании.
Введение
Глава I. Наблюдение
Правовые основы наблюдения
Последствия введения процедуры наблюдения
Временный управляющий: назначение, права и обязанности, вознаграждение
Работа временного управляющего сразу после назначения
Меры по обеспечению сохранности имущества должника
Издержки/выгоды от применяемых мер
Текущая работа временного управляющего
Определение признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
Подготовка и проведение первого собрания кредиторов
Отчеты временного управляющего
Приложение 1
Глава II. Анализ финансового состояния предприятия
Анализ и оценка структуры баланса предприятия
Коэффициентный анализ финансового состояния
Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия-должника
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость
Анализ ликвидности
Анализ эффективности деятельности предприятия
Прогноз банкротства
Заключение
Список литературы
Единственное требование, налагаемое Законом, состоит в «уведомлении кредиторов о возбуждении дела о банкротстве». На практике, временному управляющему рекомендуется включать в уведомление информацию о сроке и порядке предъявления требований к должнику, установленных ст. 63. Примерная форма уведомления кредиторов представлена в приложении 4 к настоящей главе полной версии пособия (форма 15). Следует подчеркнуть, что письменные документы кредиторам необходимо направлять по почте с уведомлением о вручении, либо вручать под роспись с указанием даты вручения.
Ведение реестра требований кредиторов
В соответствии со ст. 15 арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований, об очередности удовлетворения каждого требования.
Рекомендуемый по содержанию и формату реестр требований кредиторов приведен в приложении 4 к настоящей главе полной версии пособия (форма 13).
Анализ финансового состояния должника
Проведение анализа
Результатами данного анализа являются:
· отчет временного управляющего суду о финансовом положении должника (пункт 2 ст. 61) и оценка достаточности активов должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (ст. 62);
· предложения
о возможности или
Основательный финансовый анализ также предоставит информацию о компетентности (разумности) и честности (добросовестности) руководства.
Наиболее важная цель выполнения финансового анализа состоит в том, чтобы сформировать мнение о возможностях восстановления платежеспособности должника. При рассмотрении данного вопроса существуют два аспекта.
Первый аспект - это меры, имеющие единовременный эффект от операций с активами компании. Они включают в себя продажу неиспользуемых активов (для получения наличных средств), достижение согласия о сокращении требований, решение об отсрочке и/или рассрочке исполнения обязательств, обмен требований на акции и прочие действия.
Второй аспект - достижение устойчивой рентабельности (прибыльности), которая в свою очередь, позволит достичь стабильного улучшения структуры баланса и финансовых результатов деятельности предприятия (зависит от адекватного управления оборотными активами и бизнесом). Данные действия будут включать в себя: поиск новых рынков; ввод в действие новых, дополнительных производственных мощностей; сокращение издержек; повышение организационной эффективности и технологические усовершенствования.
Можно рассматривать первый аспект
как «финансовую
Существенным фактором для временного управляющего является необходимость анализа обоих аспектов. Нельзя сформулировать обоснованную точку зрения на возможность восстановления платежеспособности, если не учитываются оба - и единовременный краткосрочный, и стабильный долгосрочный - аспекта.
Для выполнения анализа временному
управляющему нужно рассмотреть
прошлое, текущее и спрогнозировать
будущее состояние/положение
Анализ финансового состояния должника должен проводиться на ту дату, на которую он с максимально возможной степенью достоверности будет отражать реальное положение дел. При этом важно, чтобы исходная информация для анализа была как можно более полной и достоверной.
Для того, чтобы эффективно выполнить финансовый анализ, недостаточно номинально рассмотреть имеющиеся бухгалтерские данные. Временный управляющий должен убедиться в том, что весь спектр необходимой информации просмотрен и перепроверен.
Определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
В ходе проведения процедуры наблюдения временный управляющий обязан также, в соответствии со ст. 61 Закона, определить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Фиктивное банкротство
Под фиктивным банкротством в соответствии со ст. 10 Закона понимается подача должником заявления о признании его банкротом при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Фиктивное банкротство может иметь место в нескольких случаях. Например, когда должник хочет намеренно на время защититься от требований индивидуальных кредиторов или когда он искренне заблуждается относительно стоимости своих активов.
Обязанность временного управляющего
по определению признаков
Признаки фиктивного банкротства следует выявлять в ходе проведения анализа финансового состояния должника.
Выявление признаков фиктивного банкротства производится с использованием методических рекомендаций, утвержденных распоряжением ФСФО России от 08.10.99 № 33-р, на основании следующих документов:
· данных бухгалтерской отчетности за год, предшествующий дате подачи заявления о признании должника банкротом;
· сведений об активах должника с расшифровкой;
· сведений о дебиторской задолженности должника;
· сведений
о кредиторской задолженности, в
том числе срочных
Рекомендуется дополнительно принять к рассмотрению ту часть долгосрочных заемных средств, которая может перейти в разряд краткосрочной задолженности в период наблюдения (т.е. в течение 5-ти месяцев с момента подачи заявления в Арбитражный суд).
В соответствии с распоряжением 33-р
для определения признаков
Признаки фиктивного банкротства усматриваются при условии значения коэффициента текущей ликвидности большего или равного 1 (единице).
На основании выявленных в ходе проведения анализа признаков фиктивного банкротства (коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, наличие дополнительных свидетельств) временный управляющий направляет в правоохранительные органы заявление о наличии признаков фиктивного банкротства. В свою очередь правоохранительные органы могут направить запрос на проведение экспертизы в ФСФО России, которая в соответствии с разделом IV распоряжения 33-р проводит анализ и выдает заключение о наличии или отсутствии признаков фиктивного банкротства. Заключение выдается в 30-дневный срок с момента регистрации запроса, однако, если заседание суда по делу о банкротстве назначено на более раннюю дату, то заключение выдается к указанной дате. В ходе проведения анализа ФСФО России может запросить дополнительную информацию. Ее непредставление может стать основанием для отказа ФСФО России в выдаче заключения по причине невозможности проведения экспертизы.
На основании положительного заключения ФСФО России временный управляющий должен проинформировать кредиторов о наличии признаков фиктивного банкротства и направить соответствующую информацию в Арбитражный суд отдельным письмом или в отчете о своей деятельности. Рассмотрев представленную информацию, Арбитражный суд может признать банкротство фиктивным и на основании статьи 51 вынести решение об отказе в признании должника банкротом. В последнем случае кредиторы могут в индивидуальном порядке потребовать от должника возмещения ущерба, нанесенного подачей заявления о банкротстве. Кроме того, руководитель или иной уполномоченный орган должника может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 197 Уголовного кодекса РФ, однако это будет происходить уже за рамками дела о банкротстве.
Преднамеренное банкротство
В соответствии со ст. 10 Закона под преднамеренным банкротством понимается банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют возможность иным образом определять его действия.
Случаи преднамеренного
Из распоряжения 33-р следует, что признаки преднамеренного банкротства усматриваются, когда неблагоприятные для компании сделки проводились в разрез с общепринятыми на рынке нормами.
Признаки преднамеренного
Дополнительно к документам, изучаемым
при определении признаков
· все учредительные документы должника;
· договоры и иные документы, на основании которых проводились сделки с имуществом должника;
· изменения в структуре активов должника (по статьям и по времени) – на основании ф. № 1 бухгалтерской отчетности и аналитической расшифровки основных средств;
· изменения в структуре дебиторской и кредиторской задолженности – на основании ф. ф. № 1, 5 бухгалтерской отчетности и иных документов;
· сведения
о составе руководства и
· отчеты об оценке имущества должника (если она проводилась);
· иная информация,
в том числе и о заинтересованн
В качестве исследуемого интервала принимается год, предшествующий дате подачи заявления о признании должника банкротом. Анализ проводится в динамике, с использованием вертикального и горизонтального методов оценки бухгалтерского баланса. Задачей анализа является поиск операций, которые могут в дальнейшем рассматриваться как действия по реализации преднамеренного банкротства. Особое внимание следует сосредоточить на фактах:
· массового отчуждения активов путем продажи, мены и т.п.;
· наложения ограничений на распоряжение активами путем их передачи в залог, доверительное управление и т.д.;
· отчуждения активов путем передачи в уставный капитал создаваемых дочерних и зависимых обществ;
· приобретения дорогих активов;
· неоднократного
заключения сделок в рамках текущей
деятельности компании с одним или
повторяющейся группой
· финансового вложения в сомнительные ценные бумаги – акции, облигации, векселя и др.
Затем проводится оценка коммерческой обоснованности сделок.
Методически, по распоряжению № 33-р,
определение признаков
На втором этапе, в случае выявления указанных выше сделок и существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств должника, оценивается коммерческая невыгодность проведения сделок по некоторым параметрам.
Таким образом, признаки преднамеренного
банкротства устанавливаются
Существенной трудностью для временного управляющего может стать определение реальной рыночной стоимости активов на момент совершения сделок должником в прошлом. Даже если цена сделки подтверждается актом оценки имущества, то велика вероятность «заказной» оценки. В подобных случаях можно порекомендовать исследовать рынок сделок с аналогичными типами активов в то же время. В качестве источников информации могут выступать: