Антикризисное управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр. Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих, и прежде всего крупных, организациях создаются новые службы, системы управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.

Содержание работы

Глава 1. Антикризисное управление персоналом………………….2
Глава 2. Антикризисная кадровая политика………………………...7
2.1. Основные направления кадрового аудита организации……..
2.2. Принципы формирования антикризисной команды…………..
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

антикризисное управление 2.docx

— 79.25 Кб (Скачать файл)

2. Распределение управленческих  ролей. Для оценки кадрового  потенциала важно понять, какие  управленческие роли доминируют  в организации, какие управленческие  роли отсутствует, какие роли  представлены в высшем, среднем  и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать  эффективно, если на высшем уровне  корпоративного управления в  ней будут представлены управленцы  и руководители, на среднем уровне  — администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей  важно проанализировать и по  основному, и вспомогательному  процессам, функциональным направлениям  организации;

3. Умение проектировать. Современная  организация не может эффективно  функционировать в изменяющейся  среде, если не будет обеспечена  достаточным количеством проектировщиков,  людей умеющих создавать технологии  реализации деятельностей и решения  проблем в конкретных ситуациях.  Основная характеристика людей,  способных к проектировочной  деятельности, — умение строить  процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;

4. Сверхнормативную активность  — ориентация сотрудников организации  на превышение задач, которые  были перед ними поставлены, способность  делать всегда немного больше, чем было приказано;

5. Инновационный потенциал. Способность  сотрудников организации принимать  нестандартные, нетрадиционные решения;

6. Способность к обучению. Ориентация  на овладение новыми знаниями  и умение быстро овладевать  ими в процессе самой деятельности;

7. Ролевой репертуар в групповой  работе. Для эффективной групповой  деятельности по решению проблем  и организации их исполнения  в состав группы должны входить  исполнители разных ролей.

В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:

-  работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;

-  организация групповой работы — оптимальное оформление процессов групповой деятельности, постановка групповых целей, соблюдение этапов групповой деятельности, распределение ролей в группе;

-  создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе — анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов.

Для эффективной работы по содержанию в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

-  аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;

-  генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;

-  эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;

-  критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;

-  разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.

Для эффективной организации групповой  работы в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

-  организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям;

-  координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);

-  контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;

-  тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.

Для создания благоприятного климата, рабочих и дружеских отношений  в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

-  эмоциональный лидер — человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения;

-  диагност — человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам;

-  интегратор — человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы;

8. Удовлетворенность должностным  статусом, ориентация на должностной  рост, наличие резерва на выдвижение, оценка кадрового резерва —  все это будет свидетельствовать  об общей ориентации персонала  на продвижение, о наличии людей,  готовых к занятию новых должностей. 
Аудит кадрового состава и кадрового потенциала позволяет выявить:

-  уровень кадровой обеспеченности и потребность в персонале;

-  качественную структуру управленческого персонала (ролевая и психологическая структура);

-  потребности в обучении;

-  стили управления;

-  социально-психологический климат;

-  инновационный потенциал;

-  основные источники сопротивления изменениям;

-  распределение персонала в рамках организации (по уровням иерархии и функциональным направлениям).

2.2. Принципы формирования антикризисной команды

Решать все проблемы реструктуризации предприятия в одиночку, ориентируясь лишь на свои силы, вероятно, не способен ни один руководитель, поэтому генеральному директору так необходимо сформировать компетентную и работоспособную  антикризисную команду. Для этого  он должен обладать хорошими организаторскими способностями, т.е. ориентироваться  на конкретный результат деятельности, быть способным планировать и  проектировать, уметь создать команду  и руководить ей. Эти качества проявляются  также в создании эффективной  системы взаимодействий и обмена информацией, распределении задач  и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в группе рабочую  атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости  от возможностей, ресурсов и состояния  рабочей группы и всего коллектива. 
В общем смысле команда – это единое эффективное целое, коллектив людей единомышленников, объединенных общей целью. Исследования показали, что высокоэффективные команды характеризуются следующим:

-  имеют хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;

-  отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности;

-  члены команды хорошо сотрудничают друг с другом;

-  состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команд;

-  менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команд;

-  имеют высокую степень автономности;

-  способны быстро учиться на собственных ошибках;

-  хорошо ориентированы на клиента, потребителя;

-  имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением;

-  участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы.

Об эффективности команды говорит  ее способность добиваться результатов. Создавать команду нелегко. Это  требует времени, методичности и  упорства: нужно построить личные отношения, определить методы работы и  создать воодушевляющий климат. Команда живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличных черт команды – сильное чувство общности.

Что побуждает первого руководителя создать свою команду?

-  Коллективный подход - это признак сильного и решительного стиля управления.

-  Если браться за решение проблемы сообща, то реже возникают стрессовые ситуации.

-  Вырабатывается больше идей, инновационная способность возрастает.

-  Лучше решаются крупные и междисциплинарные проблемы.

-  В коллективе можно более рационально распределить обязанности, устраняются межличностные трения.

-  Команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности, так как у команды в совокупности больше навыков и ресурсов, и ей легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.

Команда дает ее участникам определенные психологические и материальные преимущества: безопасность, чувство  локтя, гордость за совместные достижения, признание. Внешний мир считает  команду более мощной и влиятельной  социальной единицей, чем отдельную  личность. 
 На первом этапе формирования команды, когда группа только начинает формироваться, люди присматриваются друг к другу и к руководителю, связи еще не установились и возникают конфликты вследствие непонимания, руководитель должен проявлять разумную твердость в организации команды и коллектива, в противном случае стадия может значительно затянуться. Направляющей силой, стержнем развития в этот период должна быть цель. Она мобилизует команду и весь коллектив, и каждый ее член должен четко осознавать значимость своей работы. Чем престижнее задача, тем легче объединить людей для ее решения. Причем знание цели должно быть понятно не только логически, но и «пропущено сквозь сердце». В этом случае ее достижение станет кровным делом каждого члена коллектива.

Одним из условий успешного продвижения  к намеченной цели– дисциплина. Поэтому на этой стадии становления управленческой команды и коллектива руководитель может пользоваться директивным стилем управления. Этот стиль характеризуется тем, что руководитель предъявляет требования к подчиненным и неуклонно следит за выполнением отданных распоряжений, поощряя и наказывая подчиненных, он может не советоваться ни с кем, принимая всю ответственность на себя.

Вторая стадия характеризуется  тем, что в команде завершается  процесс изучения друг друга, распределяются роли и определяются личные позиции каждого члена. В коллективе, в процессе решения вновь поставленных задач на основе взаимных психологических притяжений (симпатий), общих интересов формируются неформальные группы. Могут образоваться группы с исполнительной психологией. Входящие в нее осознают необходимость дисциплины и порядка и добросовестно выполняют поручения. При пассивности руководителя могут сформироваться группы, в которые войдут недисциплинированные люди с чрезмерными амбициями и тщеславием. Влияние таких групп снизит продуктивность коллективной деятельности и отрицательно скажется на морально-психологическом климате всего коллектива. Особенно опасно, когда такие люди попадут в команду первого руководителя.

В задачу руководителя на этой стадии входит создание ядра единомышленников. Психологи установили, что если требования исходят от руководителя, то они  воспринимаются подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и поддерживают свои же товарищи, то коллектив такие  требования рассматривает как собственные, и они значительно сильнее  влияют на личность. После создания ядра единомышленников руководителю желательно переходить от директивного стиля управления к демократическому, который отличается стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.

Третья стадия развития коллектива характеризуется тем, что в нем  постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Это лучший период для формирования корпоративной культуры. Интеллектуальное единство определяется осведомленностью всех членов о возможностях коллектива, взаимопониманием в процессе деятельности, стремлением находить общий язык, единством мнений. 
Эмоциональное единство отличает атмосфера сопереживаний всеми работниками событий, происходящих в коллективе и вне его, забота о судьбе товарищей, проявление чуткости по отношению к ним. Ни один человек в таком коллективе не чувствует себя обособленным и беззащитным, каждый уверен, что он не останется в беде один. Единство воли проявляется в способности коллектива преодолевать возникающие трудности, препятствия и доводить дело до конца, а также в способности каждого подчинять личные интересы общественным. Таким образом, на этой стадии в коллективе окончательно утверждаются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Это путь от большой цели, поставленной первым руководителем, через формирование команды единомышленников к единому целеустремленному коллективу.

На этой стадии не только руководитель, но и все сотрудники чувствуют  ответственность за деятельность всего  коллектива. Руководитель, опираясь на демократический стиль управления, начинает действовать не как стоящий над коллективом, а как его член, наделенный функциями руководства, выступая как авторитетный представитель и выразитель интересов коллектива.

Практика реструктуризации показывает, что этот процесс очень трудный  и длительный, и нет примеров, когда бы этот процесс шел гладко, без перебоев. Этот сложный процесс  должен начать и закончить первый руководитель. При распределении  обязанностей в команде руководителю важно знать особенности ее членов. Если члены группы солидарны и  в состоянии противостоять негативным внешним влияниям, то группу можно охарактеризовать как прочную.

Влияние прочности группы на результат  ее деятельности очень велико, однако оно может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости  от того, какую позицию займет команда  или ее лидер по отношению к  своей деятельности или фирме.

Информация о работе Антикризисное управления