Бенчмаркинг как концепция в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление и изучение бенчмаркинга как концепции антикризисного управления достижения конкурентных преимуществ. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
• осветить теоретические аспекты метода бенчмаркинг
• дать понятия таким терминам как бенчмаркинг, конкуренция
• рассмотреть классификацию видов бенчмаркинга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….…...3
Глава 1
1.1.Понятие бенчмаркинга, его цели и задачи…………………...…….….……5

1.2 . Виды бенчмаркинга …………….……………………………….……....….7
1.3 . Основные этапы бенчмаркинга…………………………………….…..…11
Глава 2
2.1. Деятельность компании«Вимм-Билль-Данн». …………………….….…21
2.2. Анализ факторов, влияющих на объем реализации продукции……..….26
2.3. Конкурентные преимущества ОАО «Вимм-Билль-Данн»………..….….27
2.4.Повышение качества и ассортимента продукции………………….…...33

Заключение…………………………………………………………….…….….35
Список литературы……………………………………….…………….………37

Файлы: 1 файл

курс.работа.4 курс - копия.docx

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..….…...3

Глава 1

1.1.Понятие бенчмаркинга, его цели и задачи…………………...…….….……5

 

1.2 . Виды бенчмаркинга …………….……………………………….……....….7

 

1.3 . Основные этапы бенчмаркинга…………………………………….…..…11

 

Глава 2

2.1. Деятельность компании«Вимм-Билль-Данн». …………………….….…21

2.2. Анализ факторов, влияющих на объем реализации продукции……..….26

 

2.3. Конкурентные преимущества ОАО «Вимм-Билль-Данн»………..….….27

 

2.4.Повышение  качества и ассортимента продукции………………….…...33

 

 

Заключение…………………………………………………………….…….….35

 

Список литературы……………………………………….…………….………37

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность:

Сегодня непрерывно растет интерес и ощущается высокая потребность в изучении опыта успешных бенчмаркинговых исследований. Как только организация с помощью бенчмаркинга осознает свое отставание от образцовых предприятий, она начинает проявлять особый интерес к поиску передового опыта, использование которого способно помочь ликвидировать причины такого отставания. Предприятия всех сфер деятельности применяют бенчмаркинг для повышения эффективности своей промышленности. То, что сделало бенчмаркинг столь популярным в последнее время, заключается в огромной массе информации, имеющейся в открытом доступе. В сегодняшнем информационном обществе накоплено больше информации о лучших методах и процедурах, чем когда-либо раньше. Эта информация постоянно обновляется, заменяя лучшие на сегодня практики еще лучшими. Обширная база данных, находящаяся в открытом доступе, делает необходимым определение и документирование процесса бенчмаркинга для возможности его использования в дальнейшем. В условиях острой конкуренции на рынке каждому предприятию необходимо иметь систему показателей, характеризующих процесс развития предприятия и совершенствования его производства. Эти показатели необходимы для оценки производственно-экономической деятельности предприятия и анализа его деятельности, для выявления возможностей дальнейшего совершенствования производства с целью сохранения конкурентных преимуществ, то есть для определения конкурентоспособности предприятий.

          Объектом курсовой работы является бенчмаркинг как концепция в антикризисном управлении.

Предмет- практическая реализация бенчмаркинга на примере компании «Вимм-Билль-Данн».

Целью курсовой работы является ознакомление  и изучение бенчмаркинга как концепции антикризисного управления достижения конкурентных преимуществ. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач: 

  • осветить теоретические аспекты метода бенчмаркинг
  • дать понятия таким терминам как бенчмаркинг, конкуренция
  • рассмотреть классификацию видов бенчмаркинга
  • исследовать опыт практического применения бенчмаркинга на примере
  • проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности компании «Вимм-Билль-Данн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 

 

1.1.Понятие бенчмаркинга, его цели и задачи

 

Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов «bench» (уровень, высота) и «mark» (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т. п.

Некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс сопоставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров[1]. 

Бенчмаркинг – это искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим изучением, усовершенствованием и применением чужих методов работы. Обывателю может показаться, что ничего необычного или нового здесь нет, что речь идет о старых добрых, но осуждаемых методах (таких как шпионаж, копирование, подражание ведению бизнеса или технологии). И впрямь, хочешь не хочешь, а задумаешься, ведь предприниматели и организации всегда подвергались шпионажу, их «рецепты успеха» тщательно анализировались и изучались, а затем использовались другими[2]. На Западе в конце 1960-х – начале 1970-х гг. некоторые предприятия стали выдвигать похожие теории, в основу которых было положено сравнение работы и производительности не столько предприятий-конкурентов (конечно, и их тоже), сколько передовых организаций (самых лучших, самых успешных, самых производительных) из своей и других отраслей. Предприниматели стали учиться находить, определять и нейтрализовывать различия в управлении предприятиями, которые снижали их собственную эффективность. Разработанные концепции и методы позволяли снижать издержки, повышать прибыль и оптимизировать динамику структуры и определение стратегии деятельности организации[3].

Применение  бенчмаркинга состоит в упрощенном варианте из четырех последовательных действий:

1) осознание и анализ деталей собственных бизнес-процессов.

В идеале они  должны быть известны досконально на каждом этапе производства, однако лучше регулярно проверять «здоровье» своей организации, чтобы знать  слабые места и постараться сгладить все негативные внутренние и внешние  воздействия;

2) анализ бизнес-процессов других компаний. Здесь, как говорится, все средства хороши, поскольку секрет своего успеха, всегда достигаемого тяжелым трудом, как физическим, так и интеллектуальным, принести вам «на блюдечке с голубой каемочкой» никто не согласится. Чаще всего, если не брать в расчет патентованные технологии, это большая коммерческая тайна, которую старательно оберегают от конкурентов[1]. Но проанализировать динамику конкретных экономических показателей, отследить схему сбыта, формальную организацию и иное всегда возможно;

3) сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых фирм. Здесь необходимо подключить специалистов, чаще всего организации справляются своими силами;

4) введение качественных и (или) количественных изменений для преодоления отрыва. Это действие – самое сложное, поскольку почти всегда требует финансовых вливаний, привлечения специалистов или переподготовки своих сотрудников, освоения новых технологий, внедрения современных методик управления и принятия решений

Цель  бенчмаркинга-совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности, носит стратегический характер  для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления[4]. Достижение поставленной цели бенчмаркинга происходит посредством решения следующих задач:

1.Измерение  своей деятельности и сравнение  показателей с другими компаниями;

2. Конкурентоспособная себестоимость;

3.Отбор  идей по кардинальному улучшению процессов;

4. Выявление  наилучших приемов работы для компаний данного типа;

5. Разработка  инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов;

6. Постановка  долгосрочных целевых показателей  качества работы, значительно превосходящих  текущие[2].

        Этот инструмент позволяет выявить возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности компании.

 

 

1.2. Виды бенчмаркинга

 

Видов бенчмаркинга огромное множество, одна из классификаций – по поколениям.

Так называемое первое поколение бенчмаркинга относят к реинжинирингу, или ретроспективному анализу продукта.

Второе поколение – бенчмаркинг конкурентоспособности – поднялся до уровня своеобразной науки организаций в 1976–1986 гг. благодаря активному развитию и деятельности компании Xerox[5].

Расцвет третьего поколения бенчмаркинга приходится на период 1982–1986 гг., когда фирмы-лидеры по качеству продукции осознают и начинают использовать возможность научиться (более просто, быстро и дешево) у предприятий, относящихся к другим секторам или отраслям, на фоне того, что исследования конкурентов проходят менее результативно.

Четвертое поколение бенчмаркинга – стратегический бенчмаркинг, оформившийся в отдельный систематический процесс, предназначенный для оценки альтернатив, корректировки и реализации стратегий, а также усовершенствования характеристик производительности и качества труда, снижения потерь и издержек. В основу таких процессов кладется изучение успешных стратегий других предприятий или партнеров[6].

Пятое поколение – глобальный бенчмаркинг. Он начал развиваться относительно недавно. У него появилось множество союзников на фоне интеграции развивающихся стран в мировое хозяйство, стремления большинства государств к открытости экономики, совместной борьбе с кризисами и проблемами, угрожающими всему человечеству (такими как глобальное потепление, нехватка продуктов питания, плохая экология, перенаселение Земли и др.). Глобальный бенчмаркинг может стать в будущем инструментом организации международных обменов, учитывающим особенности культурных и национальных процессов организации производства.

Выделяют  следующие виды бенчмаркинга:

1. По уровню применения можно  выделить три вида бенчмаркинга:

· структурный, который проводится применительно к элементам инфраструктуры (финансы, образование, транспорт и т. д.);

· отраслевой, в этом случае на международном уровне сравниваются различные секторы экономики;

· бенчмаркинг отдельных компаний, целью которого является изучение отдельных факторов, определяющих сущность работы компании, и выявление ее сильных и слабых сторон[5].

2. По местоположению эталона  можно выделить:

· внутренний бенчмаркинг, который предполагает сравнение аналогичных процессов, продукции, услуг внутри данной организации. К достоинствам данного вида можно отнести простоту обмена информацией;

· внешний бенчмаркинг подразумевает поиск внешних организаций, которые известны как лучшие в своем классе. Внешний бенчмаркинг предоставляет возможность учиться у тех, кто находится на передовом рубеже.

· глобальный (международный) бенчмаркинг используется в случаях, когда поиск объекта сравнения ведется в других странах, так как именно там работают лучшие предприятия в данной отрасли либо в случае, если в собственной стране нет таких предприятий.

                                             Рис.1.

3. По участникам бенчмаркингового процесса можно выделить четыре вида бенчмаркинга[7].

· Конкурентный бенчмаркинг предполагает сопоставление собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов.

· Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе.

· Кооперативный бенчмаркинг подразумевает сравнительный анализ ключевых производственных функций с целью их улучшения. Отличительной чертой кооперативного бенчмаркинга является то, что в нем участвует организация, которая изучается («партнер-эталон»). Данный вид бенчмаркинга полезен не только для компании, которая учится на лучших образцах, но и для ее партнера, так как признание эталоном повышает инвестиционную привлекательность организации[8].

· Консультативный бенчмаркинг подразумевает сравнение организации с другими при помощи консультационной службы. Консультационная служба может действовать совершенно независимо, собирая и анализируя информацию без отвлечения людей из организации.

4. По объектам сравнения можно  выделить пять видов бенчмаркинга.

· Товарный бенчмаркинг (реинжиниринг) или ретроспективный анализ продукта конкурента с целью сравнения со своей продукцией.

· Бенчмаркинг показателей используется в случае, если организация рассматривает свою деятельность с точки зрения показателей ключевых продуктов или услуг. В этом случае объект сравнения принадлежит к той же отрасли.

· Бенчмаркинг процесса - деятельность по измерению определенных показателей ключевых процессов и операций для сопоставления с предприятиями, имеющими лучший опыт в аналогичной деятельности. Процесс бенчмаркинга предполагает обязательное сопоставление карт процессов, что позволит провести эффективное сравнение и анализ. Преимуществом данного вида является то, что он может быть эффективным даже в краткосрочном периоде[7].

· Функциональный (общий) бенчмаркинг - бенчмаркинг, который включает в себя сравнение определенной функции двух или более организаций, как правило, не принадлежащих одной отрасли и не являющихся прямыми конкурентами. Обязательным условием является схожесть процессов в этих организациях. Достоинством данного вида является то, что организации будут более охотно делиться информацией, а также, что они имеют существенные отличия в работе, а, следовательно, их опыт будет полезен друг другу. К недостаткам можно отнести сложность определения такой компании. Однако именно данный вид может быть наиболее эффективным, так кА компании могут охотно (без угрозы для собственной конкурентоспособности) делиться даже нововведениями в области технологии и управления[6].

Информация о работе Бенчмаркинг как концепция в антикризисном управлении