Диагностика управления кризисами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель достигается постановкой следующих задач.
1. Определить понятие кризиса
2. Рассмотреть направления антикризисного управления предприятием
. Раскрыть типологию кризисов
. Определить проблемы антикризисного управления на примере ООО «Инлайт».
5. Определить направления управления кризисами на изучаемом предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методические основы системы диагностики и управления кризисными ситуациями в организации
1.1 Понятие кризиса
1.2 Типологизация кризисов
1.3 Причины возникновения кризисов в организации
1.4 Сущность антикризисного управления
1.5 Технология антикризисного управления
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО “ИНЛАЙТ”
2.1 Общая характеристика ООО «Инлайт»
2.2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности
2.3 Оценка риска банкротства организации
3. Предложения по построению и функционированию эффективной системы ДИАГНОСТИКИ И управления кризисами на изучаемом предприятии
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач 1.docx

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании - вот далеко не полный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации. Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными:

· необходимость уплаты штрафных санкций;

· смена руководства компании или собственника;

· массовые увольнения работающих;

· отзыв продукции с рынка;

· остановка производства;

· ликвидация (закрытие) предприятия;

· поглощение предприятия фирмой - конкурентом и др.

Главная причина большинства кризисов - нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.

Причины такой ситуации достаточно многообразны:

· использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;

· отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;

· социально - экономическая нестабильность в обществе;

· низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;

· высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.

Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:

· личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;

· собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);

· права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.

Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы - геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.

Специалистам внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм - конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень безопасности собственного предприятия.

Наиболее характерные формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

· получение, использование, разглашение научно - технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.

Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.

 

.4 Сущность антикризисного  управления

 

В рамках системы антикризисного управления отработана подсистема антикризисного финансового управления организацией, включающая финансовые методы предварительной диагностики и меры защиты организации от банкротства.

Антикризисное финансовое управление - это процесс предотвращения и (или) преодоления финансовой несостоятельности организации в условиях потенциального или развивающегося кризиса [4, c.463].

Основная цель антикризисного финансового управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и (или) быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающее выход из кризисного финансового состояния организации. Исходя из этой цели в рамках общей финансовой стратегии организации формируется политика антикризисного финансового управления. Она включает методы и модели прогнозирования вероятности наступления банкротства и механизмы финансового оздоровления хозяйствующего субъекта, которые могут обеспечить выход его из кризиса.

Реализация политики антикризисного финансового управления предполагает:

- проведение постоянного мониторинга финансового состояния организации. Его цель состоит в раннем обнаружении симптомов кризиса;

- определение масштабов кризисного состояния организации;

- исследование основных факторов, вызвавших развитие кризиса, в результате чего выявляется степень их влияния на формы и масштаб кризиса финансового состояния и делается прогноз развития негативных тенденций;

- определение путей выхода из кризиса, адекватных его масштабу и способствующих восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости организации;

- выбор и использование эффективных внутренних механизмов финансовой стабилизации;

- поиск и привлечение внешних финансовых источников для ускорения выхода из кризиса;

- контроль за проведением антикризисных мероприятий [8, c.251].

Антикризисная финансовая политика осуществляется последовательно, проходя следующие этапы:

) мониторинг  финансового состояния организации;

) оценка  вероятности наступления банкротства;

) профилактика  кризиса (банкротства);

) управление  кризисов;

) контроль  за реализацией антикризисной  финансовой политики [9, c.408].

Мониторинг финансового состояния организации позволяет диагностировать угрозу его финансовой несостоятельности уже на ранних стадиях появления кризисных явлений. Главный акцент при этом делается на ранней диагностике и профилактике кризиса в условиях проведения постоянного мониторинга финансового состояния организации. Однако на практике далеко не все организации осуществляют мониторинг в постоянном режиме, поскольку он требует дополнительных затрат, а их руководители считают, что он не показывает реальной картины из-за отсутствия полной оперативной информации, необходимой для анализа.

Получившие в настоящее время широкое распространение стандартные программные продукты позволяют провести финансовый анализ основных форм отчетности. Вместе с тем для диагностики ранних симптомов кризиса их необходимо корректировать и создавать свои программы, учитывающие специфику конкретной организации.

Для осуществления мониторинга финансовая служба должна разработать аналитическую модель ранней диагностики и профилактики ухудшения финансового состояния организации, учитывая следующие обстоятельства:

- качество отчетности организации (оценку могут дать либо аудиторская фирма, либо финансовые аналитики организации);

- наиболее точную информацию для ранней диагностики можно получить из формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Основные экономические и финансовые показатели, по которым должен осуществляться мониторинг, представлены в таблице 1.1

 

Таблица 1.1

Основные экономические и финансовые показатели мониторинга [13, c.385]

Объекты анализа в организации

Показатели

Имущественное положение

1. Общая сумма средств, находящихся  в распоряжении организации, и  их динамика  2. Величина внеоборотных  активов и их доля в общей  сумме активов  3. Коэффициент  износа основных средств 

Оценка производственных показателей

1. Объем производства и реализации продукции  2. Коэффициент загрузки производственных мощностей

Оценка финансового состояния

1. Коэффициенты ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности  2. Коэффициенты деловой активности, рентабельности  3. Прибыль  4. Рыночная стоимость организации


 

Полученные показатели позволят определить степень их отклонения от нормативных и выявить основные факторы, влияющие на кризисное развитие событий.

Восстановление финансовой устойчивости - следующий шаг профилактики кризиса. Он осуществляется по принципу «сжатие организации». Результатом является рост положительного денежного потока и прирост собственных финансовых ресурсов, достигнутый на фоне сокращения потребления финансовых ресурсов. Заключительный шаг в профилактике кризиса - обеспечение финансовой стабильности на перспективу, что достигается управленческими решениями, направленными на ускорение оборачиваемости оборотных активов, увеличение выпуска рентабельной продукции, сокращение дебиторской задолженности и т.д.

В отдельных случаях профилактика банкротства не достигает желаемых результатов вследствие того, что сам кризис, его вызывающий, несет в себе признаки неуправляемости. Теория и практика финансового менеджмента предлагают систему мер, направленных на управление кризисом, которая основана на следующих принципах:

- постоянной готовности финансовых менеджеров к проявлению симптомов неуправляемого кризиса;

- дифференциации симптомов неуправляемого кризиса по степени их опасности для жизнеспособности организации;

- своевременности и адекватности реагирования на угрозу финансовому равновесию организации;

- полной мобилизации внутренних финансовых резервов;

- использования различных форм реструктуризации и санации для скорейшего выхода организации из кризиса [3, c.253].

Контроль за реализацией антикризисной финансовой политики должен осуществляться со стороны руководства и собственников организации на всех этапах ее проведения. Он проводится в рамках текущего и оперативного управления посредством разработки бюджетов организации с использованием системы сбалансированных показателей (ССП). Результаты проведения контроля по отклонениям в процессе исполнения бюджетов позволяют выявлять:

- величину отклонений;

- участки, на которых они допущены;

- причины их возникновения;

- лиц, ответственных за нарушения плановых показателей.

Система сбалансированных показателей дает возможность оценить качество допущенных отклонений и разработать систему мер по их устранению.

 

.4 Технология антикризисного  управления

 

Финансовое оздоровление организации является частью политики антикризисного финансового управления. Под финансовым оздоровлением в узком смысле следует понимать снижение и ликвидацию финансовых потерь собственников организации, в широком - увеличение их благосостояния. Пути финансового оздоровления сформулированы в политике антикризисного финансового управления и включают в себя разработку концепции, стратегии и тактики.

В концепции финансового оздоровления формулируется бизнес-идея, которая может стать основой улучшения деятельности кризисной организации. В этом качестве может выступать диверсификация деятельности организации, проникновение на новые рынки сбыта и др.

Определение роли и задач антикризисного управления позволяет выделить основные его функции. Это - диагностическая, превентивная (предупреждающая), корректирующая и ликвидационная функции.

Информация о работе Диагностика управления кризисами в организации