Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:27, курсовая работа
Цель достигается постановкой следующих задач.
1. Определить понятие кризиса
2. Рассмотреть направления антикризисного управления предприятием
. Раскрыть типологию кризисов
. Определить проблемы антикризисного управления на примере ООО «Инлайт».
5. Определить направления управления кризисами на изучаемом предприятии
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методические основы системы диагностики и управления кризисными ситуациями в организации
1.1 Понятие кризиса
1.2 Типологизация кризисов
1.3 Причины возникновения кризисов в организации
1.4 Сущность антикризисного управления
1.5 Технология антикризисного управления
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО “ИНЛАЙТ”
2.1 Общая характеристика ООО «Инлайт»
2.2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности
2.3 Оценка риска банкротства организации
3. Предложения по построению и функционированию эффективной системы ДИАГНОСТИКИ И управления кризисами на изучаемом предприятии
Заключение
Список использованных источников
Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании - вот далеко не полный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации. Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.
Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными:
· необходимость уплаты штрафных санкций;
· смена руководства компании или собственника;
· массовые увольнения работающих;
· отзыв продукции с рынка;
· остановка производства;
· ликвидация (закрытие) предприятия;
· поглощение предприятия фирмой - конкурентом и др.
Главная причина большинства кризисов - нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.
Причины такой ситуации достаточно многообразны:
· использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;
· отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;
· социально - экономическая нестабильность в обществе;
· низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;
· высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.
Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Наиболее важными объектами защиты являются:
· личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
· собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);
· права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.
Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы - геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.
Специалистам внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм - конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень безопасности собственного предприятия.
Наиболее характерные формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:
· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
· получение, использование, разглашение научно - технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.
В рамках системы антикризисного управления отработана подсистема антикризисного финансового управления организацией, включающая финансовые методы предварительной диагностики и меры защиты организации от банкротства.
Антикризисное финансовое управление - это процесс предотвращения и (или) преодоления финансовой несостоятельности организации в условиях потенциального или развивающегося кризиса [4, c.463].
Основная цель антикризисного финансового управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и (или) быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающее выход из кризисного финансового состояния организации. Исходя из этой цели в рамках общей финансовой стратегии организации формируется политика антикризисного финансового управления. Она включает методы и модели прогнозирования вероятности наступления банкротства и механизмы финансового оздоровления хозяйствующего субъекта, которые могут обеспечить выход его из кризиса.
Реализация политики антикризисного финансового управления предполагает:
- проведение постоянного мониторинга финансового состояния организации. Его цель состоит в раннем обнаружении симптомов кризиса;
- определение масштабов кризисного состояния организации;
- исследование основных факторов, вызвавших развитие кризиса, в результате чего выявляется степень их влияния на формы и масштаб кризиса финансового состояния и делается прогноз развития негативных тенденций;
- определение путей выхода из кризиса, адекватных его масштабу и способствующих восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости организации;
- выбор и использование эффективных внутренних механизмов финансовой стабилизации;
- поиск и привлечение внешних финансовых источников для ускорения выхода из кризиса;
- контроль за проведением антикризисных мероприятий [8, c.251].
Антикризисная финансовая политика осуществляется последовательно, проходя следующие этапы:
) мониторинг финансового состояния организации;
) оценка
вероятности наступления
) профилактика кризиса (банкротства);
) управление кризисов;
) контроль за реализацией антикризисной финансовой политики [9, c.408].
Мониторинг финансового состояния организации позволяет диагностировать угрозу его финансовой несостоятельности уже на ранних стадиях появления кризисных явлений. Главный акцент при этом делается на ранней диагностике и профилактике кризиса в условиях проведения постоянного мониторинга финансового состояния организации. Однако на практике далеко не все организации осуществляют мониторинг в постоянном режиме, поскольку он требует дополнительных затрат, а их руководители считают, что он не показывает реальной картины из-за отсутствия полной оперативной информации, необходимой для анализа.
Получившие в настоящее время широкое распространение стандартные программные продукты позволяют провести финансовый анализ основных форм отчетности. Вместе с тем для диагностики ранних симптомов кризиса их необходимо корректировать и создавать свои программы, учитывающие специфику конкретной организации.
Для осуществления мониторинга финансовая служба должна разработать аналитическую модель ранней диагностики и профилактики ухудшения финансового состояния организации, учитывая следующие обстоятельства:
- качество отчетности организации (оценку могут дать либо аудиторская фирма, либо финансовые аналитики организации);
- наиболее точную информацию для ранней диагностики можно получить из формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Основные экономические и финансовые показатели, по которым должен осуществляться мониторинг, представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Основные экономические и финансовые показатели мониторинга [13, c.385]
Объекты анализа в организации |
Показатели |
Имущественное положение |
1. Общая сумма средств, находящихся в распоряжении организации, и их динамика 2. Величина внеоборотных активов и их доля в общей сумме активов 3. Коэффициент износа основных средств |
Оценка производственных показателей |
1. Объем производства и реализации продукции 2. Коэффициент загрузки производственных мощностей |
Оценка финансового состояния |
1. Коэффициенты ликвидности, платежеспособности,
финансовой устойчивости, кредитоспособности
2. Коэффициенты деловой |
Полученные показатели позволят определить степень их отклонения от нормативных и выявить основные факторы, влияющие на кризисное развитие событий.
Восстановление финансовой устойчивости - следующий шаг профилактики кризиса. Он осуществляется по принципу «сжатие организации». Результатом является рост положительного денежного потока и прирост собственных финансовых ресурсов, достигнутый на фоне сокращения потребления финансовых ресурсов. Заключительный шаг в профилактике кризиса - обеспечение финансовой стабильности на перспективу, что достигается управленческими решениями, направленными на ускорение оборачиваемости оборотных активов, увеличение выпуска рентабельной продукции, сокращение дебиторской задолженности и т.д.
В отдельных случаях профилактика банкротства не достигает желаемых результатов вследствие того, что сам кризис, его вызывающий, несет в себе признаки неуправляемости. Теория и практика финансового менеджмента предлагают систему мер, направленных на управление кризисом, которая основана на следующих принципах:
- постоянной готовности финансовых менеджеров к проявлению симптомов неуправляемого кризиса;
- дифференциации симптомов неуправляемого кризиса по степени их опасности для жизнеспособности организации;
- своевременности и адекватности реагирования на угрозу финансовому равновесию организации;
- полной мобилизации внутренних финансовых резервов;
- использования различных форм реструктуризации и санации для скорейшего выхода организации из кризиса [3, c.253].
Контроль за реализацией антикризисной финансовой политики должен осуществляться со стороны руководства и собственников организации на всех этапах ее проведения. Он проводится в рамках текущего и оперативного управления посредством разработки бюджетов организации с использованием системы сбалансированных показателей (ССП). Результаты проведения контроля по отклонениям в процессе исполнения бюджетов позволяют выявлять:
- величину отклонений;
- участки, на которых они допущены;
- причины их возникновения;
- лиц, ответственных за нарушения плановых показателей.
Система сбалансированных показателей дает возможность оценить качество допущенных отклонений и разработать систему мер по их устранению.
Финансовое оздоровление организации является частью политики антикризисного финансового управления. Под финансовым оздоровлением в узком смысле следует понимать снижение и ликвидацию финансовых потерь собственников организации, в широком - увеличение их благосостояния. Пути финансового оздоровления сформулированы в политике антикризисного финансового управления и включают в себя разработку концепции, стратегии и тактики.
В концепции финансового оздоровления формулируется бизнес-идея, которая может стать основой улучшения деятельности кризисной организации. В этом качестве может выступать диверсификация деятельности организации, проникновение на новые рынки сбыта и др.
Определение роли и задач антикризисного управления позволяет выделить основные его функции. Это - диагностическая, превентивная (предупреждающая), корректирующая и ликвидационная функции.
Информация о работе Диагностика управления кризисами в организации