Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:48, контрольная работа
В экономической теории в настоящее время нет однозначного отношения к понятию «экономический кризис», рассмотрению природы, причин и путей преодоления экономического кризиса. В российской экономической учебной литературе по экономической теории, антикризисному управлению, в экономических словарях и энциклопедиях под экономическим кризисом понимается одна из фаз цикла общественного воспроизводства, во время которой происходит обострение противоречий в процессе осуществления экономической деятельности, проявляющееся в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом экономического кризиса является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.
1. Сущность и закономерности экономических кризисов……………………
1.1 Причины экономических кризисов………………………………………..
2. Роль и функции государства в антикризисном управлении……………..
2.1 Виды государственного регулирования кризисных ситуации………
где Yt - национальный доход; S - доля сбережений в национальном доходе; (1 - S) - доля потребления в национальном доходе (или склонность к потреблению); V ~ коэффициент акселератора; At - автономные инвестиции.
Концепция «равновесного делового цикла» - это концепция, согласно которой государство, вмешиваясь в экономику, является своеобразным генератором денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве. Она отражает развитие идей монетаризма.
В 70-80-х гг. концепция «равновесного
делового цикла» активно разрабатывалась
представителями теории рациональных
ожиданий. Если монетаристы считают,
что государство может
Концепция «политического делового цикла» базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филипса, т.е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Темпы инфляции и уровень безработицы являются главными экономическими показателями, на которые реагирует население, и, следовательно, от их состояния зависит популярность правящей партии, выраженная в количестве голосов, поданных за нее на следующих выборах. Таким образом, концепция «политического делового цикла» - это концепция, согласно которой правящая партия использует манипулирование ценами и занятостью в целях предвыборной борьбы, провоцируя те или иные кризисные явления в области экономики в зависимости от цикла политической борьбы. С целью обеспечения победы на выборах правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому правительство после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений в области занятости, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу - поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы и партия власти сможет одержать победу.
При оценке взглядов на цикличность и ее причины следует отметить, что они видоизменялись во времени вместе с изменением самой социально-экономической действительности. Можно выделить три этапа в изменении взглядов на экономические циклы и их причины.
Первый этап охватывает период с
начала XVIII в. до середины 30-х гг. XX в.
В этот период преобладали суждения
о том, что экономические кризисы
либо вообще невозможны при капитализме
(Дж. С. Милль, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо), либо
они носят лишь случайный характер
и что система свободной
Второй этап охватывает период с
середины 30-х до середины 60-х гг. XX
в. Выделение этого периода
Третьим этапом в исследовании причин
экономических циклов является период
с середины 60-х гг. до настоящего
времени. В этот период, во-первых, стало
уделяться особое внимание разграничению
экзогенных (внутренних) и эндогенных
(внешних) причин цикличности рыночной
экономики, причем именно эндогенным факторам
стало уделяться
Антикризисное управление — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.
Для антикризисного управления необходима
база надежных данных, создание специфической
методики исследований, привлечение
высоко-квалифицированных
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:
- экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;
-административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.
1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:
2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.
3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям.
4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников и др.
10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.
11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.
Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.
Любое вмешательство государства в
экономику обычно связано с нормативно-
Особо важное значение в регулировании экономики страны занимает Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.
Защита интересов государства
К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций