Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В экономической теории в настоящее время нет однозначного отношения к понятию «экономический кризис», рассмотрению природы, причин и путей преодоления экономического кризиса. В российской экономической учебной литературе по экономической теории, антикризисному управлению, в экономических словарях и энциклопедиях под экономическим кризисом понимается одна из фаз цикла общественного воспроизводства, во время которой происходит обострение противоречий в процессе осуществления экономической деятельности, проявляющееся в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом экономического кризиса является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.

Содержание работы

1. Сущность и закономерности экономических кризисов……………………
1.1 Причины экономических кризисов………………………………………..
2. Роль и функции государства в антикризисном управлении……………..
2.1 Виды государственного регулирования кризисных ситуации………

Файлы: 1 файл

антикриз.упр.ИТОГ.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.      

Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как  занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с  помощью широкого арсенала законодательных  и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

    1. Финансовое регулирование.

 

      Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и  прежде всего экономическим и  финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике.       

Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших       

преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой  ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики.       

В ходе исполнения бюджета  самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство  обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.      

Механизм  корректировки денежных процессов  сложен. Главный акцент в современных  программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими  процессами носит не прямой, а косвенный характер.      

Вместе  с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый — использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.      

Указанные способы регулирования имеют  как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.      

Преодоление финансового кризиса требует  надежной опоры на государство: его  регулирующие методы становятся  решающим фактором.

    1. Деятельность в сфере производства.

Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятие, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, ключевым звеном которой выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. 

Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

- попадание в кризисную  фазу неизбежно заставляет руководителей  предприятия применять антикризисные  меры управления;

- антикризисное поведение  предприятий зачастую противоположно  тем действиям, которые эффективны  в условиях экономического роста  или стабилизации экономики;

- в промышленности стихийно  формируются различные антикризисные  модели деятельности предприятий.  Необходимо их изучить, признать  и сознательно использовать на  практике.

    1. Перераспределение дохода.

 

      Социально-экономический  кризис сопровождается массированным  и неэффективным размещением  труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.      

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать  регулирование рыночных сил. Оно  позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.      

Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения  широкого доступа населения к  услугам здравоохранения:

- государственные  мероприятия в здравоохранении,  такие, как программы вакцинации  и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;

- престарелые  и другая экономически неактивная  часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;

- потребление  лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

- финансирование  мер по охране здоровья населения  осуществляется в основном государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. "Антикризисное управление". Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2002, с. 432.
  2. Попов Р.А. "Антикризисное управление". — М.: "Высшая школа", 2003. — с. 429.
  3. Родионова Н.В. "Антикризисный менеджмент". — М.: "ЮНИТИ", 2002. — с. 223
  4. "Введение в специальность "Антикризисное управление": Учебное пособие. — Е.В. Новоселов, В.И. Романчин, А.С.Тарапанов, Т.А.Харламов. — М.: "Дело", 2001. — с. 176.
  5. В.А.Богомолов, А.В.Богомолова. "Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика". Учебное пособие для вузов. — М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2003. — с. 271.
  6. "Антикризисное управление". Журнал "Хозяйство и право", 2000, №1.
  7. Антикризисное управление предприятиями: Учебное пособие/ Под ред. Ряховской А.Н.-2-е изд., доп., - М.: ИПК госслужбы, 2000, стр.251
  8. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов / Крыжановский В. Г., Лапенков В. И., Лютер В. И. и др.; под ред. Минаева Э. С. и Панагушина В. П. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998 - 432 с.
  9. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2000. № 12.
  10. Бандурин А.В., Орехов С. А., Медведев С. Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. - М.: Диалог-МГУ, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций