Инновационная антикризисная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

Содержание работы

Введение
1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
1.1 Понятие инноваций
1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами
2. Инновационная антикризисная политика предприятия
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика
предприятия.
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении

1.1 Понятие инноваций

1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами

2. Инновационная антикризисная политика предприятия

      2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика

предприятия.

2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный  кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и  внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании  деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым  становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными  исследователями механизмов инновационного управления.

В современном, быстро меняющемся мире, управление регионом, организацией (фондом, коммерческой компанией) стало  сверхсложной задачей, отнимающей у  руководителя всё время (включая  личное). Изменения технологий, рынка, отраслей, конкурентов происходят со все ускоряющимися темпами. Критическим фактором стало предвидение новых технологических волн, новых рынков, стагнаций, кризисов, новых возможностей предприятия, точек роста и прорывных направлений.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости  выхода из глубокого кризиса эта  роль особенно велика.

В создавшихся условиях необходимым  элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.

Актуальность курсовой работы заключается в возрастающей роли инноваций, которая в свою очередь  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике страны с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Объект курсовой работы - предприятие, применившие инновации в антикризисном управлении своей деятельности.

Предмет курсовой работы - инновационная деятельность в антикризисном управлении предприятия.

Цель курсовой работы - всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении предприятия.

Методы исследования:

  1. Поиск информационных источников;
  2. Изучение научной литературы;
  3. Изучение статей СМИ.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности.
  2. Выявить особенности и способы инноваций в антикризисном управлении.
  3. Рассмотреть основные приемы управления инновационными процессами.
  4. Выявить проблемы инноваций  и пути их решения в антикризисном управлении.

 

 

1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении

1.1 Понятие инноваций

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончен, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно-экономический процесс, который через практическое исследование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. , с.8]

Анализ различных определений  инновации приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-егоды, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Иногда инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.[10, с.9]

В настоящее время существует международный стандарт понятия  «инновации» как вполне определенной управленческой категории. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» (приняты на конференциях в соответствующих городах). [11, с.11]

Положения «Руководство Фраскати»  периодически обновляются, что обусловлено  изменениями в стратегии научно-технической  политики на национальном и международном  уровнях, в организации научных  исследований и разработок.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1922 г. Она получила название «Руководство Осло». [10, с.10]

Понятие инновации, принятого  в этих документах, придерживается большенство теоретиков и практиков  в области управления. Согласно международному стандарту, инновация (нововведение) –  это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованой продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности. [11, с.11]

Основными признаками инновации  являются:

1) научно-техническая новизна,  совокупность новых знаний;

2)практическая реализуемость,  т.е. воплощение новых в новом  продукте, технологии, социальной среде  и пр.;

3) способность удовлетворять  определенные запросы потребителей, которая означает, что новшество  «воспринято» рынком, т.е. реализуемо  на рынке;

4)эффект (экономический,  технический, социальный), необходимый  для воспроизводства инновационного  процесса.

Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально  она не была описана, формализована  и представлена на схемах и чертежах, - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах и  процессах. Только реализованные в  новой продукции или в процессах  новые идеи являются инновациями. Только воплощенная в реальных объектах или процессах новая идея может  удовлетворить практические потребности людей. [11, с.13]

В литературе представлен  ряд классификаций инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Так, коллектив  ученых под руководством С.Д. Ильенковой предлогает следующую классификацию  инноваций:

1)в зависимости от технологических  параметров (продуктовые и процессные);

2) по новизне (новые  в отрасли в мире, новые для  отрасли в стране и новые  для предриятия);

3) по месту на предприятии  (инновации на «входе», инновации  на «выходе» и инновации системной  структуры);

4) по глубине вносимых  изменений (радикальные (базовые), улучшающие и модификационные);

5) по сфере деятельности (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные  и в области управления).

П.Н. Завлин предлагает классификацию  инноваций по следующим признакам:

1)по области применения (управленческие, организационные,  социальные и промышленные);

2) по этапам НТП (научные,  технические, технологические, конструкторские  производственные и информационные);

3) по степени интенсивности  («бум», равномерные, слабые и  массовые);

4) по этапам осуществления  (быстрые, замедленные, нарастающие,  равномерные и скачкообразные);

5) по масштабу (трансконтенентальные, транснациональные, региональные, крупные,  средние и мелкие);

6) по результативности (высокие,  низкие и стабильные);

7) по эффективности (экономические, социальные, экологические и интегральные). [11, с.14]

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С позиции структурной  характеристики инновации подразделяются на три группы:

• инновации «на входе» в предприятие;

• инновации «на выходе»  из предприятия;

• инновации структуры  предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению  инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области  управления. [5, с.9]

Инновация выполняет три  функции:

1)воспроизводственная;

2)инвестиционную;

3)стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала, который  может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Выделяют следующие источники  инноваций.

1. Неожиданное событие,  которым может быть внезапный  успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между  реальностью, такой, каковой она  является, и ее отражением во  мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей  производственного процесса.

4. Изменения в структуре  отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии  и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные  и ненаучные. [5, с.10]

 

1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами

Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации - изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Инновации обычно несут принципиальные новшества, они отличаются  наличием широкого спектра изменений.

Информация о работе Инновационная антикризисная политика предприятия