Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:32, курсовая работа
На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.
Введение
1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
1.1 Понятие инноваций
1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами
2. Инновационная антикризисная политика предприятия
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика
предприятия.
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников
– комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;
– обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
– адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
– степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
– наличие резервов финансовых
и материально-технических
– высокий уровень научно-
– наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
– наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
– наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики. [5, с.98]
Повышение конкурентоспособности
продукции вследствие проведения мероприятий
инновационной политики можно охарактеризовать
с помощью следующих
1. Уровень технологического
развития (отношение объёма продукции,
произведенной по отдельным
2. Уровень экспортной
ориентации (отношение объёма продукции,
реализованной на отдельных
3. Уровень сертификации (отношение
объёма продукции,
4. Уровень обновления (отношение
объёма новой продукции,
Помимо инновационной
политики предприятия, существует государственная
инновационная политика, являющаяся
частью государственной социально-
Формирование и реализация
инновационной политики основываются
на создании такой системы, которая
позволит в кратчайшие сроки и
с высокой эффективностью использовать
в производстве интеллектуальный и
научно-технический потенциал
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия.
Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.
По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:
1. Формулирование проблемы и целей проекта;
2. Анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;
3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;
4. Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;
5. Выбор наилучшего варианта решения проблемы;
6. Оформление проекта и его реализация.
Для инновационных проектов
помимо финансового, кадрового и
материально-технического обеспечения
важными критериями успешности их реализации
являются новизна, патентно-правовая охрана
создаваемых технических
Экономический эффект от осуществления инновационного проекта можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле [8, c. 220]:
(2)
где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.
В инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании. [7, с.105]
Эффективность инновационной политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:
1) оценка выгодности каждого
из возможных вариантов
2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.
Эффективность проекта характеризуется
системой показателей, отражающих соотношение
затрат и результатов (чистый дисконтированный
доход, внутренняя норма доходности
инвестиций, коэффициент эффективности
инвестиций и др.). Различают коммерческую,
бюджетную и экономическую
Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки.
Экономическая эффективность
отражает воздействие процесса реализации
инвестиционного проекта на внешнюю
для проекта среду и учитывает
соотношение результатов и
Инновационная политика предприятия
находится в тесном взаимодействии
с производственной, торговой, маркетинговой,
инвестиционной политикой. Успешное осуществление
инновационной деятельности возможно
только в случае комплексного подхода
к поставленным задачам и создании
оптимальной организационной
В заключении можно отметить, что:
1. Особенностью кризисных
организаций является высокая
изменчивость их внутренней
2. Ключевым методом управления
процессами изменений в
3. В условиях ускоряющегося
научно-технического прогресса
4. Амортизация различным
образом соотносится с
5. В организациях, находящихся
в кризисном состоянии, формы
сопротивления изменения имеют
специфику, причем в
6. Управление процессом
изменений в кризисной
Заключение
Тема инновационного развития предприятий стала актуальной в последнее время. Поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Объектами инноваций в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.
Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот инновационным менеджментом рекомендуется проведение предварительной оценки и дальнейшего постоянного учета инновационного потенциала предприятия. Под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Цели анализа инновационного потенциала: разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия, определение слабых сторон в организации инновационных процессов и выработка рекомендаций по их устранению. Задачи: определение уровня инновационной восприимчивости, инновационной активности и оценка конкурентоспособности предприятия.
Ключевым методом управления процессами изменений в кризисном предприятии выступает стратегический подход. Наряду с освоенной продукцией, предприятие зачастую имеет наработки в отношении родственных, а нередко и принципиально новых изделий. Это требует проведения их оценки для разработки соответствующей инновационной стратегии.
Современные экономические
теории указывают на то, что инновации
являются источником развития лишь при
условии активного и
Информация о работе Инновационная антикризисная политика предприятия