Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:32, курсовая работа
На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.
Введение
1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
1.1 Понятие инноваций
1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами
2. Инновационная антикризисная политика предприятия
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика
предприятия.
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников
Понятие «новшество», происходящее от английского invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», с английского innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным. В свою очередь процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.
Инновации принято разделять на:
- продуктовые, которые
связаны с изменениями в
- технологическими, распространяющиеся на методы производства;
- нетехнологические,
Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации.
По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые инновации:
Данные виды инноваций, как
правило, сочетаются, что играет важную
роль в различных ситуациях
Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления. [6, с.63]
Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит в основном от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали.
Более того, чем раньше предприятие
начнет вести инновационную
Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:
- интеллектуальные (технологическая документация; патенты; лицензии; бизнес-планы по освоению новшеств; инновационная программа предприятия);
- материальные (опытно-приборная база; технологическое оборудование; ресурс площадей);
- финансовые (собственные; заемные; инвестиционные; федеральные; грантовые);
- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
- инфраструктурные (собственные
подразделения НИОКР; отдел
- иные ресурсы, необходимые
для осуществления
Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:
• сложившийся ранее уровень развития производства;
• состояние механизма и системы управления;
• тип и ориентация организационной структуры;
• тенденции экономической и инновационной политики;
• понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.
Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:
• факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;
• факторы внутренней среды;
• факторы внешней среды.
Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.
Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров. [6, с.239]
Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают факторы представленные ниже в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Факторы, оказывающие влияние на разработку нововведений
Отличительные признаки инновационных предприятий:
1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей;
2) эта группа должна заниматься поиском источников информации;
3) стимулирование творческой активности персонала;
4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих;
5) строгая стратегия управлениями нововведениями.
Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную политику фирмы, то пятый – необходимость существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей. [4, с.66]
Вывод к первой части: антикризисное управление не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.
2. Содержание инновационной
антикризисной политики
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.
Инновационная деятельность
предприятия проявляется, прежде всего,
в выработке и реализации инновационной
стратегии и инновационной
Инновационная стратегия
– это система целей
Под агрессивностью понимается
степень перемен, обеспечиваемых инновациями,
скорость их внедрения и частота
сменяемости. Под оборонительной стратегией
понимается внедрение инноваций
по необходимости, в порядке следования
за лидером. Наибольшее повышение
Также различают новаторскую,
имитационную и венчурную стратегии.
Новаторская стратегия
1) инновационный риск, определяемый
ошибочностью идеи инновации,
недостижением предполагаемого
результата, моральным старением
инноваций, особенно
2) технологический риск,
связан с тем, что даже при
успешном испытании инновация
может быть неэффективной в
производстве вследствие
3) коммерческий риск –
связан с неопределённостью
4) финансовый риск – связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.). [9, c. 179]
Имитационная стратегия
направлена на использование уже
известных продуктовых, технологических
и других инноваций с незначительным
их усовершенствованием. Она предусматривает
разработку с охватом всех стадий
инновационного процесса и фаз жизненного
цикла инновации, за исключением
этапов НИОКР, конструкторской и
технологической подготовки (начинается
с разработки проекта и строительства).
При данном виде стратегии значительно
снижаются технологический, коммерческий,
инновационный и финансовый риски,
что обусловливает широкое её
использование в мировой
Венчурная стратегия предполагает
использование предприятием инновационных
разработок венчурных предприятий.
Венчурные предприятия
Инновационная стратегия
предприятия реализуется
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [9, c. 181]:
1. Целью инноваций является
получение значительной
2. Целью внедрения является
завоевание (закрепление) небольшого
сегмента рынка с минимальной
прибылью с последующим
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
– повышение качества и сертификация продукции;
– обновление производственной базы (техническое перевооружение);
– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1. Наличие новых значимых
технических решений,
2. Наличие специфических
потребительских свойств (
Целью инновационной политики
является создание условий для обеспечения
эффективной деятельности предприятия
на основе повышения его
Для обеспечения высокой
эффективности инновационной
– целенаправленность, т. е.
ориентация на достижение стратегических
и тактических целей
– приоритетность – выбор
важнейших направлений
– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
Информация о работе Инновационная антикризисная политика предприятия