Экономика как основа развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 16:01, реферат

Описание работы

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
-развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
-реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
-осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

Содержание работы

Введение
Экономика как основа развития общества.
Сущность социального государства. Правовая основа социального государства.
Роль социального государства в преодолении экономического кризиса.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

основы соц.государства..docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

  1. Экономика как основа развития общества.
  2. Сущность социального государства. Правовая основа социального государства.
  3. Роль социального государства в преодолении экономического кризиса.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обеспечение социальной ориентации хозяйственной деятельности как на уровне отдельного предприятия (там, где это необходимо), так и народного хозяйства в целом требует наличия особого типа государства или, по крайней мере эволюции государства в его традиционном виде в данном направлении.

Теория и практика социального государства получили широкое развитие и признание во второй половине ХХ века, хотя корни, питающие идею такого государства, зародились намного раньше — одновременно с возникновением самого государства как института.

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

-развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;

-реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;

-осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

-социальной защиты и поддержки нуждающихся;

-проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

-активной социальной политики и социального партнерства.

По мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономика как основа развития общества.

   Каждая страна  самостоятельно определяет свой  курс в развитии экономики  и для этого может  использоваться  различные способы – пассивное  наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка и др. В США проявляется концепция  «конституционной экономики», а  в Германии – «теория порядка»  как часть концепции социального  рыночного хозяйства.    Россия  — многонациональная страна с  огромной территорией и природными  ресурсами, разнообразными природно-климатическими  условиями. В то же время население  распределено по ее территории  неравномерно. 80% населения России  проживает в европейской части, а природные ресурсы страны  на 85% находятся к востоку от  Урала. Такая диспропорциональность  людских и природных ресурсов создает дополнительные трудности экономического развития страны.   Поэтому возникает особая роль государства по учету этих особенностей и принятия дополнительных мер, в том числе не только экономического порядка.   В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства,  территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.   Государственно-управленческая деятельность представляет управление в:

- экономической сфере;

- социально-культурной сфере;

- административно-политической  сфере.

   Существенными особенностями  отличается организация управления  государством в особых условиях.   Активная роль государства как  основного субъекта управления  сохраняется и в условиях действия  институтов частной собственности, развития местного самоуправления. Общие функции управления это: сбор, обработка и анализ информации; прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация и взаимодействие; контроль и учет.  На смену директивному планированию времен советской централизованной экономики приходит государственное прогнозирование и индикативное планирование.    Центральное место среди функций государственного управления занимает государственное регулирование. В широком смысле регулирование — это установление режима взаимодействия субъекта управления (государства) и объектов управления (т. е. тех, на кого направлено государ­ственное управляющее воздействие). Конкретное выражение государственное регулирование получает в следующих основных формах: нормативное регулирование; государственная регистрация; лицензирование; сертификация; координация.   Нормативное регулирование выражается в установлении государством общих обязательных правил поведения для участников общественных отношений. Правовыми формами государственного нормативного регулирования выступают законы и подзаконные акты, а также судебные акты.

   Государственная  регистрация — это деятельность  государственных органов по правовому  закреплению юридических фактов  или удостоверение каких-либо  фактических обстоятельств. Виды  государственной регистрации:

  а) государственная регистрация  актов гражданского состояния;

  б) государственная регистрация  нормативных актов органов исполнительной  власти;

  в) государственная регистрация  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей;

  г) государственная регистрация  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

  д) государственная регистрация  общественных объединений;

  е) регистрационный учет  граждан.

   Лицензирование —  это специальное разрешение органов  исполнительной власти на осуществление  отдельных видов деятельности  предприятиями, организациями, учреждениями  независимо от их организационно-правовой  формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица. Лицензированию  подлежат работы, производство которых  может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Например, лицензированию подлежит образовательная деятельность; детективная и охранная деятельность; производство, продажа и приобретение оружия; реализация алкогольной продукции и т. д.   Сертификация — это деятельность органов исполнительной власти по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Среди целей сертификации наиболее значимыми являются контроль за безопасностью продукции и защита потребителя от недобросовестности изготовителя (исполнителя, продавца).   Координация — это деятельность по согласованию действий различных органов государственной власти. Она бывает, общая, межотраслевая, отраслевая, региональная   Конкретными формами координации являются разработка и принятие совместных нормативных актов, планов и комплексных программ совместных действий разных органов исполнительной власти.    Среди методов государственного управления все большее значение приобретают методы не прямого, а косвенного воздействия – например, государственные заказы (как правило, в форме закона в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т. д.), когда государственные нужды обеспечиваются не только административным путем, но и экономическими способами.    В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. Ряд министерств и ведомств при осуществлении своей деятельности выходят за рамки своей отрасли: несколько министерств и/или ведомств могут управлять одними и теми же объектами находящимися в структуре других отраслей или некоторые органы управления могут осуществлять регулирование деятельности объектов разных отраслей. Это показывает надведомственный характер их деятельности по осуществлению координирующих функций путем принятия решений обязательных для других отраслей, т.е. осуществлять функциональное межотраслевое регулирование. Кроме координирующего межотраслевого воздействия в межотраслевом управлении могут приниматься меры обязывающего характера, которые чаще всего связаны с контролем и надзором, правом наложения административных взысканий и др. так например, в ведении Министерства финансов находятся вопросы денежного обращения, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство природных ресурсов (охрана окружающей среды, экологический контроль и др.), Государственная таможенная служба (порядок ввоза и вывоза товаров и др.).   К межотраслевым сферам управления относятся:

- Финансы и кредит

- Наука и технологии

- Материально-техническое  обеспечение

- Безопасность

- Труд и социальное  развитие

- Государственная статистика  и учет

- Государственная стандартизация  и метрология

- Прогнозирование

- Транспорт и связь  и др.

Система управление в экономической сфере

   Систему организации  управления в экономической сфере  можно представить в виде двух  взаимосвязанных подсистем:

  - управление экономическим развитием страны в целом;

  - управление в отдельных комплексах экономики (например, в промышленном; транспортном;  строительно-жилищном; связи; торговли)

   В каждой из  этих подсистем действуют конкретные  органы исполнительной власти.

   Органами управления  экономикой являются:

  ● Парламент РФ  – определяет общую стратегию  экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает  отчет Правительства о его  выполнении. Основной формой управления  является принятие законов. Счетная  Палата осуществляет контроль за расходованием средств государственного бюджета.

  ● Президент РФ  – решает организационные вопросы  по образованию или реорганизации  министерств и ведомств, издает  указы и распоряжения, заслушивает  доклады министров и т.п.

   Правительство РФ  – утверждает положения министерств  и ведомств, осуществляет общее  руководство различными сферами  экономики в пределах ведения  федерации, участвует в рассмотрении  законопроектов и дает свои  заключения по ним. Именно Правительство  РФ обладает конституционными  полномочиями по разработке исполнению федерального бюджета, проведению единой финансовой, кредитной и де­нежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью.

   ● Министерства  и ведомства осуществляют оперативное  руководство в соответствующих  отраслях экономики согласно  функциональным направлениям деятельности  или осуществляют межотраслевое  регулирование.

   ● Органы субъектов  федерации (законодательные, главы  администрации, правительства) министерства, департаменты в рамках своей  компетенции в отношении подведомственных  им объектов осуществляют приблизительно  такое же руководство и решают  приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.

   ● Местные органы  государства,  к которым относятся  отделы и управления соответствующих  министерств и ведомств на  местах участвуют в управлении  подчиненных им объектов определенной  административно-территориальной единицы  в функциональном или межотраслевом  плане.

   ● Органы местного  самоуправления участвуют в государственном  управлении только в пределах  делегированных полномочий или  в отношении государственных  объектов переданных в оперативное  управление.

Основные сферы экономики:

   Экономика страны  представляет сложившиеся экономические  комплексы, т. е. блоки однородных  отраслей производства материальных  благ. Среди важнейших экономических  комплексов России можно назвать:

а) промышленный комплекс;

б) агропромышленный комплекс;

в) транспортно-дорожный комплекс;

г) строительно-жилищный комплекс;

д) комплекс связи.

   Каждая отрасль  экономики имеет свои функциональные  особенности и специфические  способы управления.   Промышленный  комплекс — важнейшая часть  экономики страны, основа ее экономической  мощи и обороноспособности. Промышленный  комплекс состоит из большого  количества конкретных отраслей  промышленности, причем некоторые  их группы также составляют  свои комплексы (например, топливно-энергетический; нефтехимический; военно-промышленный; лесопромышленный; атомный и др.). Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия.

   Агропромышленный  комплекс охватывает все отрасли  хозяйства, которые осуществляют  производство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение  до потребителя сельскохозяйственной  продукции, продовольствия для населения  и сырья для промышленности.

   Строительно-жилищный  комплекс — это строительство  и реконструкция жилья, сооружений  и элементов инженерной и социальной  инфраструктуры, управление жилищным  фондом, его содержание и ремонт.

   Комплекс связи  представляет систему технологически  сопряженных сетей связи общего  пользования и ведомственных  сетей электросвязи, по­чтовой связи, а также информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных сетей.

   Транспортно-дорожный  комплекс играет важную роль  в экономике страны. Он включает  гражданскую авиацию, морской, внутренний  водный, автомобильный, городской электрический, железнодорожный транспорт и  дорожное хозяйство, которые осуществляют  перевозочную деятельность, работы  и услуги, связанные с обслуживанием  пассажиров и грузов, содержанием  автомобильных дорог, водных путей, морских, речных портов, гражданских  аэропортов и др.

Информация о работе Экономика как основа развития общества