Экономика как основа развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 16:01, реферат

Описание работы

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
-развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
-реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
-осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

Содержание работы

Введение
Экономика как основа развития общества.
Сущность социального государства. Правовая основа социального государства.
Роль социального государства в преодолении экономического кризиса.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

основы соц.государства..docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

   Железнодорожный  комплекс относится к числу  естественных монополий с особым  регулированием, управление этой  отраслью носит централизованный  характер и относится к исключительной  компетенции Федерации. В систему  Министерства путей сообщения  входят железные дороги и их  отделения, промышленные, снабженческие, торговые и др. предприятия. Главным  оперативным звеном является  железная дорога – унитарное  государственное предприятие, самостоятельной  экономической формы деятельности. В настоящее время в управлении железнодорожным видом транспорта вместо строго административных внедряются начала гражданско-правовых отношений, кроме государственной формы собственности на железной дороге появляется частная.

   Управление авиационным  транспортом осуществляется специальными  федеральными органами, в числе  которых Авиационно-космическое  агентство. В сфере авиационного  транспорта действуют предприятия  и организации различных форм  собственности, физические и юридические  лица. Административные органы исполнительной  власти в области авиационного  транспорта в отношении нарушителей  физических и юридических лиц  наделены полномочиями привлечения  их к административной ответственности.

   Государственное  управление морским, речным и  автомобильным транспортом осуществляется  Министерством транспорта РФ, в  составе которого действует Речной  регистр, осуществляющий надзор  за судами внутреннего и смешанного  плавания (река-море). Органами управления  в сфере внутреннего транспорта  являются также бассейновые (рек, внутренних морей, озер) управления  водных путей. Оперативным звеном  системы управления водным транспортом  являются морские и речные  пароходства и порты.   В  ведении субъектов Федерации  и органов местного самоуправления  находятся вопросы управления  пассажирским городским и междугородним  автомобильным транспортом.    Одним из важнейших направлений  для государства и общества  в целом в сфере экономики  является финансы и кредит.

Финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы отнесены к ведению Федерации. Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина). Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.    Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель, назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.   Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.    Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.

 

 

  1. Правовая основа социального государства

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д. Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы.

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью  целенаправленных юридических средств  и экономических мер простор  и поддержку для инициативной  самостоятельной экономической  деятельности граждан (физических  лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ  и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных  предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных  объединений, фондов, некоммерческих партнерств).

2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует  экономическому и социальному  прогрессу. Правовая основа охватывает  и нормативно-правовую базу экономических  реформ, и весь правовой механизм  реализации юридических норм, регулирующих  экономическую деятельность. Подготовка  и издание новых нормативных  актов включает четыре основных  блока нормативно-правовых актов.

 Первый блок определяет  внутреннее отношение в конкретной  экономической структуре: порядок учреждения, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.

  Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления — с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю.           Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др. В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства — государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера. В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

 

  1. Роль социального государства в преодолении экономического кризиса

Именно социальное государство, обладая финансовыми средствами, юридическими возможностями и административным ресурсом, призвано в рамках стратегии социально – экономического развития страны эффективно бороться с негативными последствиями экономического кризиса.

Это особенно важно для России, где государство традиционно выступало гарантом реализации социальной политики. Во многом поэтому оно, являясь практически монополистом в этой сфере, провозгласило себя государством социальным. Однако, Россия пока не соответствует стандартам, присущим социальным государствам, существующим в ведущих европейских странах, как не располагает и четко разработанной стратегией своего социально – экономического развития.

Между тем экономический кризис настоятельно требует от российского государства ответственной и эффективной социально – экономической политики. В этой связи значительный интерес для России представляет опыт деятельности ведущих европейских государств. Обобщая выступления участников конференции, представляется актуальным извлечь ряд необходимых уроков.

Первый урок для России: в ведущих странах Западной Европы значительно пересмотрены неолиберальные принципы в социально – экономической политике и приняты системные антикризисные программы. Цель данных программ – это обрести устойчивую поддержку большинства граждан и успешно вывести свои страны из экономического кризиса. При этом разработчики антикризисных программ учитывали сложившуюся дифференцированную структуру общественного сознания, господствующие в нем установки и ценностные ориентации, интересы социальных и этнических групп.

Реализуя свои программы, правящий класс ведущих стран Западной Европы стремится к тому, чтобы каждый последующий шаг в осуществлении намеченного курса сопровождался определёнными позитивными социально – экономическими сдвигами. Имеющиеся ресурсы социальное государство в этих странах пытается использовать так, чтобы можно было гарантировать выживание групп населения, наиболее пострадавших от кризисных потрясений.

Второй урок для России заключается в том, что правящий класс в ведущих странах Западной Европы укрепил обратную связь с обществом посредством активного открытого диалога с ним по путям выхода своих стран из экономического кризиса. Все антикризисные программы были обнародованы и обсуждены в обществе. Такие институты гражданского общества как общественные структуры бизнеса, профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, общественные организации активно включились в процесс обсуждения антикризисных программ.

Данная обратная связь позволила государственной власти в этих странах, с одной стороны, выявить конструктивные предложения граждан и их организаций по совершенствованию антикризисных программ, а с другой — обрести доверие граждан, продуктивно проводить необходимые преобразования.

Третий урок для России состоит в том, что антикризисные программы в ведущих странах Западной Европы учитывают интересы как различных социальных групп и слоев, так и всего общества в целом. Да, социальное государство, с одной стороны, должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. С другой стороны, социальное государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.

В настоящее время перед Россией стоят две чрезвычайно трудные задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая при этом интересы всего российского общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства.

Следует начать с поддержки малообеспеченных российских граждан, которые составляют ныне свыше 60% всех россиян. Для их поддержки необходимо, во-первых, ввести мораторий на рост цен на искусственно вздутые тарифы по электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам. Данный мораторий необходим и среднему классу – представителям малого и среднего бизнеса, которые в случае роста данных тарифов будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию – продовольствие, бытовые услуги и т.д.

Во-вторых, следует ввести мораторий на все коммунальные платежи. Коммунальным службам для покрытия растущих расходов предложить совершенствовать организацию труда, технологию производства и сократить непомерные потери. В качестве компенсации за дополнительные расходы можно было бы также существенно (в разы) повысить коммунальную плату за избыточное (более 50 метров на человека) и так называемое второе жилье.

В-третьих, не уповая более на ипотеку, необходимо срочно начать переход от строительства преимущественно элитного коммерческого жилья к социальному строительству, в рамках которого возводить нормальные экономичные жилища для расселения аварийных домов и для молодых семей, предоставив им право постепенно выкупать по себестоимости полученное жилье. Это, в свою очередь, позволит многочисленным рабочим-строителям сохранить свои рабочие места.

Информация о работе Экономика как основа развития общества