Конфликтные ситуации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:00, реферат

Описание работы

Целью предлагаемой к рассмотрению работы является анализ причин возникновения конфликтов и их роли управления организации в условиях антикризисного управления.
К задачам данного курсового проекта относятся анализ следующих во-просов:
анализ конфликты в развитии организации;
исследование причин конфликтов и их роль в антикризисном управлении и процессуальные характеристики конфликта;
рассмотрение базовых и персональных методов антикризисное управле-ние конфликтами.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликты в развитии организации 4
2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 7
3. Процессуальные характеристики конфликта 12
4. Антикризисное управление конфликтами 14
4.1 Базовые методы управлением конфликтами 14
4.2 Персональные методы разрешения конфликтов 21
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

Еще одна важная характеристика наиболее успешных антикризисных управляющих - умение продуктивно разрешать конфликты. Обладая очень высокой стрессоустойчивостью, даже в эмоционально насыщенных ситуациях они способны рационально принимать решения.  

Длительная работа с реально практикующими антикризисными управляющими показала, что есть существенные пробелы в их подготовке. Прекрасно  осведомленные о тончайших нюансах  анализа финансовой деятельности предприятия-должника, они оказываются в затруднении  при проведении первого собрания кредиторов, разработке стратегии работы с трудовым коллективом, разрешении конфликтных ситуаций, возникающих  между кредиторами.  

Разработка подобных коммуникативных стратегий не может  быть проведена без анализа широкого контекста ситуации и конкретных ее участников. Антикризисные управляющие  после базовой программы обучения могут эффективно анализировать  внутреннюю среду предприятия, но испытывают определенные сложности в понимании  особенностей внешней среды и  перспектив развития предприятия-должника.  

Возникает необходимость  в изменении подхода к обучению антикризисных управляющих. Коррекция  программы должна быть связана, в  первую очередь, с расширением содержательного  ее блока. Особенно это касается вопросов анализа и диагностики внешней  среды предприятия, а также разработки собственных коммуникативных стратегий  при работе с разными субъектами, включенными в процесс антикризисного управления (кредиторами, трудовым коллективом, инвесторами, представителями местной  администрации, другими заинтересованными  лицами и сторонами). Второй, не менее  важный аспект, требует увеличения доли активных методов обучения (метод  анализа конкретных ситуаций, игровые  методы, тренинги), которые дали бы возможность  реально отработать индивидуальные стили поведения в проблемных ситуациях. Необходимо перейти от психологической  подготовки (в ее узком понимании) к комплексному психологическому сопровождению  антикризисных управляющих, которое  предполагает анализ актуальных возможностей, овладение содержанием, постановку ближайших и отдаленных целей, развитие навыков рефлексии и обучения в рамках практической деятельности.  

Разберем отдельно по блокам.  

Анализ актуальных возможностей предполагает четкое понимание  антикризисным управляющим, какие  виды деятельности он и члены его  команды выполняют наиболее эффективно, а в каких испытывают определенные затруднения. Знание этих тонкостей  приводит к эффективному распределению  ответственности за конкретные участки  и виды работ членов команды антикризисного управляющего. Кроме того, это позволит значительно продуктивнее организовывать собственную деятельность. Нередко  наблюдаются ситуации, когда сам  антикризисный управляющий хорошо владеет навыками самопрезентации, тогда как аналитическую работу более эффективно выполняют его ближайшее окружение. В этом случае антикризисный управляющий может сконцентрироваться при "наведении мостов" в личном общении с заинтересованными сторонами, уделяя меньшее время анализу документов.  

Овладение содержанием  предполагает знание общих закономерностей  поведения человека в разных ситуациях  на разных ролях и с разными  целями, а также владение всеми  необходимыми навыками на практике. К  таким знаниям и навыкам относятся  техника эффективных переговоров, группового принятия решений, конструктивной критики и пр. Такие навыки позволяют  достигать необходимых результатов  в непосредственном общении.  

Умение ставить  цели на ближнее и дальнее развитие должно быть неотъемлемой чертой антикризисного управляющего. В этом умении сочетаются организаторские качества (способность  планирования и проектирования) и  мыслительные способности (анализ ситуации и последствий). Видение ситуации сразу в двух планах - тактическом  и стратегическом - должно войти  в ежедневную привычку антиризисного управляющего.  

Умение извлекать  максимальный опыт из ежедневных ситуаций - залог мудрости - приобретается, как  правило, путем развития навыков  профессиональной рефлексии. Если антикризисный  управляющий обладает привычкой  и навыками анализировать собственные  возможности и результаты, достоинства  и ошибки в данной конкретной ситуации - он в дальнейшем может при необходимости  изменить собственную тактику поведения, что позволит достигать более  выгодных результатов в более  короткое время.  

Поскольку специфика  деятельности антикризисных управляющих  такова, что им приходится общаться с различными людьми и группами людей - их можно назвать мастерами общения. Они не только умеют находить общий  язык с различными людьми в различных  ситуациях, выслушивать и согласовывать  мнения и интересы разных сторон в  процессе переговоров, но и способны эффективно убеждать других в своей  точке зрения, а в случае необходимости, готовы пойти и на разумный компромисс.  

Безусловно, все эти  качества приобретаются вместе с  опытом. Однако, существуют различные консалтинговые и тренинговые компании, российские и зарубежные, которые предлагают программы, способные удовлетворить потребности антикризисных управляющих в развитии профессионально важных качеств. Прежде всего, это тренинги эффективной коммуникации. Тренинги этой группы отличаются невероятным разнообразием. Есть такие, которые направлены на развитие общих коммуникативных качеств личности, а есть специализированные, на которых вырабатывается умение убеждать, направлять процесс взаимодействия в нужную сторону и выбирать соответствующую цели стратегию поведения. На них формируются навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях и на переговорах, навыки публичного выступления.  

Конечно же, даже супер профессионал, не может добиться результата, работая в одиночку. Как правило, успешный антикризисный управляющий уже имеет свою команду, либо может легко ее сформировать. В связи с этим пользуются спросом тренинги "на командообразование". В результате их проведения группа специалистов из разных областей становится единым целым, каждый участник разделяет ценности, цели и задачи, стоящие перед группой, каждый готов сделать все от него зависящее для достижения этих целей.  

Не менее популярны  тренинги конструктивного проведения совещаний и принятия групповых  решений. Не секрет, что многие совещания  носят в основном консультативный  характер в стиле "мы подумали, и  я решил". Взаимодействие различных  специалистов позволяет принять  решение, максимально охватывающее все стороны проблемной ситуации. Для эффективного анализа ситуации каждым членом команды, необходимо владение специальными навыками организации  групповой работы.  

Антикризисное управление нередко подвергается острой критике  с разных сторон. Кроме того, сам  управляющий часто критикует  подчиненных или членов своей  команды. Очевидно, что в непростых ситуациях критика часто может быть несправедливой и обидной. Однако представить без этого деятельность антикризисного управляющего довольно сложно. Умение критиковать подчиненного таким образом, чтобы это позволяло в дальнейшем повысить эффективность работы - это навык так называемой "конструктивной критики". Ей можно научиться в специально организованных тренинговых упражнениях.  

Профессионализм руководителя практически любой группы, а в  особенности, если речь идет об антикризисном  управлении, обязательно включает в  себя решение вопросов о личной ответственности. Один человек не может держать  на контроле все процессы одновременно. Необходимо распределение обязанностей и ответственность за сделанное. Как этого добиться? Речь идет о таком феномене, как делегирование ответственности. В значительной мере препятствие к эффективному распределению ответственности заключается в индивидуальных особенностях руководителя. С этим качеством необходима долгая и кропотливая индивидуальная и групповая работа. И такие тренинговые программы существуют в настоящее время.  

Конфликты неизбежно  сопровождают антикризисное управление на любом из его этапов. Конфликты  интересов слишком часто перерастают  в личностные. Антикризисный управляющий должен владеть навыками руководства такими острыми ситуациями. Смысл таких навыков заключается в способности перевести любой конфликт в конструктивное русло и найти решение существующей проблемы. Такой навык также относится к сфере коммуникативной компетенции. Тренинги на разрешение конфликтных ситуаций позволяют оперативно выработать собственный стиль подхода к конфликтам и их разрешению.  

Важно заметить, что  среди тренингов разных компаний, даже имеющих одинаковые названия, нет таких, которые полностью  копировали бы друг друга. Разные программы, разные ведущие, разные техники. Продолжительность  программ тоже может быть различной - от 2-3 до 10 дней. Но есть, безусловно, и  некоторые общие черты. Как правило, программы тренингов, помимо специальных  упражнений, деловых и ролевых  игр, разбора ситуаций и прочих активных методов работы, предусматривают  теоретическую часть, позволяющую  структурировать практические знания и получить целостное представление  о предмете тренинга. Большинство  консалтинговых и тренинговых компаний предлагают разработку специальных программ тренингов, ориентированных на конкретного заказчика. Они представляют особый интерес, поскольку при их составлении учитывается специфика проблем, особенности ситуации, а главное - индивидуальные особенности участников.  

В последнее время  все большее число российских предприятий начинает осознавать преимущество методов цивилизованного ведения  бизнеса. В результате возрастает спрос  на людей, владеющих современными технологиями управления, умеющими, наряду с решением насущных задач, вырабатывать стратегические направления развития. По сути, аналогичные  задачи стоят и перед внешними управляющими. В их решении могут  помочь стратегические, организационно-деятельностные и имитационные игры. В качестве участников выступает персонал организации, с которым в дальнейшем предстоит работать. При проведении таких игр используется метод погружения. Люди оказываются вырваны из затягивающей рутины повседневных обязанностей. В специально спроектированной под конкретную проблему игре создаются определенные условия, расширяющие горизонт. Отбрасываются шаблонные схемы, и возникает новое видение ситуации. Игры, как правило, проходят в четыре стадии: анализ проблемы, выделение основных противоречий, формирование непротиворечивой картины и нахождение путей ее достижения. В результате игры у всех ее участников складывается объемное представление о проблемной ситуации и вырабатывается единая стратегия достижения совместно определенной цели. Каждый из участников понимает свою роль в общей деятельности и свои задачи.  

Профессионализм антикризисного управляющего, зависит, прежде всего, от его практического опыта и  теоретических навыков. Поэтому, регулярное обучение необходимо для преуспевающего антикризисного управляющего.  

И все же основная характеристика антикризисного управляющего - это его репутация, то есть то, что  о нем говорят коллеги, подчиненные, конкуренты - все те, с кем каждый день ему приходится работать. Успешный опыт складывается из небольших каждодневных побед: успехов в переговорах, в  разрешении конкретного конфликта, в улаживании спорного вопроса. То есть, буквально говоря, в трудовом быту. От этого может напрямую зависеть достижение выгодного соглашения, принятие действенных организационных решений, успешная реализация мероприятий по антикризисному управлению. В современной  российской реальности слишком важны  личные контакты с союзниками и оппонентами, поэтому умение наладить хороший  контакт дорогого стоит.  

Знать законодательство, ориентироваться в политической и экономической ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести  успешные переговоры, проводить содержательные совещания, владеть навыками убеждения, уметь разрешать конфликты и  при этом обладать высокой стрессоустойчивостью - это самые необходимые качества профессионала в антикризисном управлении, которые и позволяют ему приобретать успешную репутацию. Все эти качества достигаются только в повседневном опыте, а современные обучающие технологии - тренинги, стратегические игры, специальные упражнения - помогают достичь желаемого. Экономия времени и предупреждение будущих ошибок - это лишь некоторые выгоды от обучения. Антикризисный управляющий не может позволить себе сказать, подобно Сократу, "Я знаю, что я ничего не знаю". Он должен четко представлять собственные возможности, иметь картину собственных знаний и их развивать и дополнять. Что и приводит в результате к достижению новых профессиональных вершин в антикризисном управлении. От каждого антикризисного управляющего в той или иной степени зависит будущее России. И единственное, что может ускорить общий успех - это личный профессионализм.

Информация о работе Конфликтные ситуации в антикризисном управлении