Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:19, курсовая работа
Современная рыночная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной пере- стройки экономики в условиях НТР, повышения ее конкурентоспособности, усиления динамизма всех экономических процессов.
CoolReferat.com
Содержание
1. Кредитно-банковская система и ее роль в развитии
рыночной экономики …………………………………………………..стр2
2. Конкуренция: её место и роль в современной
рыночной экономике……………………………………………….….стр14
3. Список используемой литературы…………………………….стр37
Кредит выражает определенные отношения между участниками воспроизводственного процесса, причем эти отношения имеют вещное выражение в виде объекта передачи от одного субъекта к другому во временное пользование, т.е. с точки зрения экономической теории кредит представляет собой единство экономического отношения и его вещественной стороны. С юридической точки зрения кредит выражает право распоряжения или право требования. Ресурсами, полученными во временное пользование, заемщик распоряжается в соответствии с характером возникающих потребностей, а кредитор требует рационального использования ресурсов и возврата ссуды в установленные сроки. Права распоряжаться или требовать определяются собственностью на предоставленные ресурсы. Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других - возникает потребность в них. Важнейшие источники кредита: 1) средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме амортизации; 2) часть оборотного
капитала, высвобождаемая в денежной
форме в связи с несовпадением
времени продажи товаров и
покупки сырья, топлива, 3) предназначенная для
капитализации часть 4) движение средств бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов; 5) образование доходов и накоплений населения. К числу основных свойств
кредита относится его возвратн Не менее важной чертой кредита является платность, т.е. уплата ссудного процента за право временного пользования ссудой. Ссудный процент - это часть прибыли, которую предприниматель выплачивает собственнику ссудного капитала. Ссудный процент можно определить также как выражение эквивалента потребительной стоимости кредита, гарантирующего движение ссудного фонда на расширенной основе. Выгодность ссуд выражается в норме процента, которая представляет собой отношение суммы процента к величине ссудного капитала. Норма процента является динамичной величиной и зависит прежде всего от соотношения спроса и предложения ссудного капитала, которые, в свою очередь, определяются многими факторами, в частности: - масштабами производства; - размерами денежных накоплений, сбережений всех классов и слоев общества; - соотношением между размерами кредитов, предоставленных государством, и его задолженностью; - циклическими колебаниями производства; - его сезонными условиями; - темпом инфляции: при ее усилении процентные ставки растут; - государственным -международными факторами:
неуравновешенностью платежных
балансов, колебаниями валютных
курсов, бесконтрольной деятельностью
мирового рынка ссудных Формы кредита 1) Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект - товарный капитал. Цель - ускорение реализации товаров и заключенной в них прибы- ли. 2) Банковский кредит - предоставляется банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Основной вид кредита в современных условиях. Объект банковского кредита - денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. 3) Потребительский кредит - предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели). 4) Сельскохозяйственный кредит - предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью. 5) Ипотечный кредит - долгосрочные ссуды под залог недвижимости - земли, производственных и жилых зданий. 6) Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита - выпуск государственных займов, которые изымают от 1/3 (США) до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудных капиталов для покрытия бюджетного дефицита. Своеобразной разновидностью государственного кредита являются гарантии государства по частным кредитам. 7) Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации. Мобилизацию всех денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система, которая включает в настоящее время три основных группы кредитно-финансовых институтов. - Центральный банк; - коммерческие банки; - специализированные
кредитно-финансовые учреждения В центре кредитной системы
находится Центральный банк, который,
как правило, принадлежит государству
и является важнейшим орудием
макроэкономического Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки - кредитные учреждения универсального характера (их называют также финансовыми универмагами, ), которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в мас- штабе всего народного хозяйства. Третий элемент банковской системы - специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства. Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли. Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства. Инвестиционные компании выполняют роль промежу- точного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций. В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д. Операции коммерческих банков, которые продолжают играть роль в современной банковской системе, можно разделить на три основные группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы банков складываются из собственных, привлеченных и эми- тированных средств. Собственные средства - акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль - составляют около 10% ресурсов современного банка. Основная их часть - привлеченные в форме депозитов средства. Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, срочные вклады вносятся на более длительные сроки. Банк может располагать этими вкладами более продолжительное время, увеличив свои доходы от процентов за счет кредитов, выданных под эти вклады. В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении. С ссудными операциями связан один из наиболее сложных и мистических аспектов денег и кредита. Это так называемое . Чтобы понять суть этого явления, нам следует ввести новое понятие - это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их, часть) в форме депозитов на счетах Центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается Центральным банком и является обязательным для всех кредитно- финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму. В этом процессе можно выделить два шага: - Центральный банк
принимает решение об - банковская система
трансформирует избыточные Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг. Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это приобретение банком имущества, например, компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд пре- имуществ как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг - это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах. Поскольку банки - это чисто коммерческие предприятия, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль состоит из доходов от учетно-ссудных операций, процентов и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги, комиссионных от посреднических операций, доходов от внешних операций, прибыли от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка - это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций. Норму банковской прибыли составляет отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка. Роль коммерческих банков в рыночной экономике не ограничивается теми функциями, о которых речь шла выше. Очень часто, когда хотят уточнить роль банков в экономике, говорят, что они выполняют функцию посредника в сфере спроса и предложения капиталов, особенно краткосроч- ных. В таком случае их роль должна заключаться в предоставлении фирмам средств, привлеченных на депозиты. В действительности роль банков лучше характеризует выражение , поскольку она намного важнее, чем у обычных посредников. К их основной деятельности относится эмиссия платежных средств. В задачу банков входит выпуск
денег тремя способами, которые
различаются эквивалентами 1) что касается кредитования
экономики, то банки 2) в том случае, когда банки осуществляют подписку на государственные ценные бумаги, они превращают платежные требования к государственному казначейству в платежные средства; 3) покупая иностранную
валюту, банки тем самым превращают
платежные требования на Денежная (монетарная) политика - важнейший элемент современной макроэкономической политики. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов и т.п. с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей - укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста и т.д. В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. В этой связи процесс регулирования распадается на два этапа. Первый заключается в попытках Центрального банка изменять отдельные монетарные факторы, а второй этап связан с передачей воздействия этих изменений на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование и т.п. Это воздействие должно отразиться на величине совокупного общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических показателей. Схематично это можно представить следующей цепочкой: денежная масса - норма процента - капиталовложения - национальный доход. Разработка и реализация денежной политики - важнейшая функция Центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, а через него - на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков. Основные инструменты, которыми располагает Центральный банк, включают: 1) регулирование официальных резервных требований; 2) операции на открытом рынке; 3) манипулирование учетной ставкой процента. Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег является изменение Центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, т.е. часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег. Операции на открытом рынке - продажа и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг - основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг Центральным банком приводит к обратным последствиям. Третий инструмент денежной политики - это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, Центральный банк проводит также политику дешевых или дорогих денег. Помимо общих методов
денежно-кредитного регулирования, влияющих
на весь денежный рынок в целом, центральные
банки используют и селективные
методы, предназначенные для Денежная политика, так же, как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. Проблемы в реализации денежной политики создаются в основном циклической асимметрией. Ее эффективность может снижаться также в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег. | ||
|
СТРУКТУРА И ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций - всего |
1299 |
1253 |
1189 |
1136 |
1108 |
в том числе: |
|||||
имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право на: |
|||||
привлечение вкладов населения |
1165 |
1045 |
921 |
906 |
886 |
осуществление операций в иностранной валюте |
839 |
827 |
803 |
754 |
736 |
генеральные лицензии |
311 |
301 |
287 |
300 |
298 |
проведение операций с драгметаллами |
182 |
184 |
192 |
199 |
203 |
Число кредитных организаций c иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций |
131 |
136 |
153 |
202 |
221 |
Число филиалов
действующих кредитных |
3238 |
3295 |
3281 |
3455 |
3470 |
из них: |
|||||
Сбербанка России |
1011 |
1009 |
859 |
809 |
775 |
Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн.руб. |
380,5 |
444,4 |
566,5 |
731,7 |
881,4 |
Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства, млрд.рублей - всего 2) |
3501,9 |
5152,3 |
7738,4 |
11569,0 |
14573,4 |
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд.рублей - всего 2) |
4373,1 |
6212,0 |
9218,2 |
13923,8 |
19362,5 |
Данные Банка России
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн.руб. |
177943 |
262097 |
371548 |
507975 |
409186 |
Объем прибыли по прибыльным кредитным организациям, млн.руб. |
178494 |
269953 |
372382 |
508882 |
446936 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов |
98,3 |
98,9 |
98,5 |
99,0 |
94,9 |
Объем убытков
(-) по убыточным кредитных |
551 |
7855 |
834 |
907
|
37750 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов |
1,7 |
1,1 |
1,5 |
1,0 |
5,1 |
Данные Банка России
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя
и связана с определёнными
издержками, вместе с тем обеспечивает
немалый экономический эффект, стимулируя
снижение цен, повышение качества и
ассортимента выпускаемой продукции,
внедрение научно-технических
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. Это пример именно той идеализации, о которой говорилось во введении. На современном рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Теперь попытаемся понять, каким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.
На первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой.
В сравнении
с плановой, рыночная экономика обладает
двумя основными
Роль конкуренции состоит как раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их "спиной" возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением.
Рынок нельзя считать полностью самоорганизующейся системой, которую можно запустить и дальше она будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. Эта необходимость вытекает из самой природы социально-экономических систем, где действуют люди, одаренные сознанием и поэтому способные корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. действием таких факторов, целью которых является сознательное управление и регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы.
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.
Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но, как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные признаки рынка. Именно в силу этого оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Возникают вопросы: насколько возможно расхождение между реальным и идеальным рынком? В какой степени экономические отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно отличаются от идеально рыночных?
Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка.
Только цены отражают соотношение между спросом и предложением.
Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Как показал печальный опыт нашей страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии точно учесть разнообразные запросы людей и, главное, своевременно и эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.
Учитывая спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя товаров, для чего производители начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В конкурентной борьбе за рынок побеждает тот производитель, который при высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве перемещаются свободно, то производитель не нуждается в "выбивании" фондов и ресурсов у планирующих и снабженческих организаций. Не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые ресурсы и затем расширяет или заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном случае в условиях конкуренции они проиграют в экономическом соревновании со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.