Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение кризисных явлений и причин их возникновения, а так же на основе полученных данных, в практической части курсовой работы, необходимо провести санацию гипотетического кризисного предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Ознакомиться с понятием кризис, выявить признаки и причины его возникновения.
2. Дать классификацию кризисным явлениям.
3. Рассмотреть способы диагностирования кризисов и выявить пути их разрешения.
4. Провести санацию кризисного предприятия на основе исходных данных.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………4
1.1Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения…………………………………………………………………….4
1.2.Типология кризисов……………………………………………………….….9
1.3.Признаки кризисов. Распознавание и преодоление кризисов …..……...16
2. Практическая часть…………………………………………………………23
2.1 Докризисное состояние……………………………………………..………25
2.2 Кризисное состояние……………………………………………………..…27
2.3 Оценка автореструктуризации……………………………………….……29
2.4 Оценка предприятия после автореструктуризации……………………...30
2.5 Сокращение косвенных затрат…………………………………….………31
Заключение…………………………………………………………….………..35
Следующая фаза экономического цикла – депрессия. Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства. В фазе депрессии предприниматели начинают приспосабливаться к низким ценам посредством путей снижения издержек производства. В связи с этим возникает потребность в новых экономических и организационных решениях, в новой, более производительной технологии.
Таким образом, уже в этой фазе готовятся
условия для наступления
В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня.
В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса перепроизводства.
Циклический характер капиталистического
воспроизводства – это
– падение товарных цен. Вызванное кризисом падение цен ведет к тому, что товары, не находившие себе раньше сбыта, начинают постепенно реализоваться;
– сокращение размеров производства. Во время кризиса производство резко сокращается, а это ведет к уменьшению предложения товаров на рынке. В итоге размеры предложения, в конце концов, приспособляются к размерам платежеспособного спроса. И перепроизводство постепенно рассасывается;
– уничтожение части товаров. Некоторые товары, залеживаясь во время кризиса на складах, подвергаются порче. Чтобы ликвидировать часть товарного излишка, во время кризиса 1929-1933 гг. масса товаров просто уничтожалась (уничтожались хлопок, кофе, свинина);
– обесценивание элементов
– падение заработной платы. Снижение заработной платы во время кризиса означает снижение издержек производства для предпринимателя. Растет норма прибавочной стоимости и норма прибыли, что дает новые стимулы предпринимателям для расширения производства.
При переходе от фазы оживления к фазе подъема происходит обновление основного капитала. Падение цен и обострение конкуренции во время кризиса заставляют предпринимателей отыскивать способы для снижения издержек производства. Но для того чтобы снизить издержки, предприниматели должны заменить старые машины и оборудование новыми, более производительными. Вот почему после кризисов начинается обновление основного капитала. Когда это обновление приобретает массовые масштабы, совершается переход от оживления к промышленному подъему.
Замена старых машин и оборудования новыми, строительство новых фабрик и заводов, влекут за собой рост спроса на средства производства и ведут к быстрому росту подразделения. Рост подразделения в свою очередь ведет к увеличению числа занятых в нем рабочих и к росту спроса на предметы потребления. Это вызывает рост производства продукции подразделения.
Таким образом, массовое обновление основного капитала служит материальной основой промышленного подъема.
Однако обновление основного капитала не продолжается бесконечно. По истечении нескольких лет промышленного подъема переоборудование старых предприятий и строительство новых заканчивается, в результате чего уменьшается добавочный спрос на средства производства, который был вызван обновлением основного капитала. Вступают в строй новые предприятия, которые выбрасывают на рынок значительные массы товаров. Но скачкообразному росту товарной продукции не соответствует рост платежеспособного спроса. И за подъемом вновь наступает кризис.
В периодическом обновлении основного капитала заключается материальная основа периодичности кризисов. Но не следует смешивать ее с причиной кризисов. Смена подъемов кризисами порождается противоречиями капитализма. А воспроизводство основного капитала определяет продолжительность цикла.
При возникновении кризиса на государственном уровне, становится актуальным введение антикризисной политики. Антикризисная политика государства должна обязательно включать два блока:
1) регулирование совокупного спроса;
2) регулирование совокупного предложения.
Рыночное мировоззрение сформировало два основных направления такой политики: кейнсианское и монетаристское.
Кейнсианские программы предполагают использование двух блоков мероприятий. Первый блок нацелен на ослабление кризиса в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной стабильности и поддержания, хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников. Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения.
Монетаристы предлагают
в условиях, когда безработица
и спад производства протекают на
фоне инфляции, снять все нагрузки
на государственный бюджет, срочно
уменьшить государственный
Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.
Антикризисное управление – это:
– диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
– комплексный анализ финансово-экономического
состояния предприятия для
– бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
– выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.
Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.
2. Практическая часть
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ВАРИАНТ 8
Вариант |
С, млн. руб |
(А+Пз+Кз) |
Зс |
В |
в % от С | ||||
8 |
65 |
94 |
6 |
145 |
Вариант |
Затраты на производство по каждому изделию, в % от (С - Зс) |
Доходы от производства каждого изделия, В % от В | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
8 |
40 |
20 |
15 |
2.0 |
7.0 |
3.0 |
3.0 |
4.0 |
4.5 |
4.5 |
40 |
21 |
15 |
1.9 |
7.2 |
2.9 |
2.8 |
3.8 |
4.4 |
1.0 |
3.)Распределение затрат и доходов между цехами (видами производств) предприятия
(докризисное)
Вариант |
Доля затрат цехов в % от (С-Зс) |
Доля доходов цехов в % от В | ||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V | |
8 |
14 |
15 |
16 |
17 |
38 |
15 |
16 |
16 |
18 |
35 |
4.)Структура производственных затрат по цехам (видам производства) [в % от (с-зс)]
Вариант |
Вид производства |
Виды затрат | |||
А |
ПЗ |
КЗ |
Итого | ||
8 |
I |
8 |
2 |
4 |
14 |
II |
7 |
3 |
5 |
15 | |
III |
8 |
2 |
6 |
16 | |
IV |
7 |
4 |
6 |
17 | |
V |
20 |
6 |
12 |
38 | |
Итого по пр. |
50 |
17 |
33 |
100 |
5.)Доходы предприятия по цехам (производствам) и объектам производства в кризисной ситуации (в % от в)
Вариант |
Всего по предприятию |
В том числе: | |||||||||||||||
По цехам |
По объектам производства | ||||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
8 |
27 |
4 |
6 |
4 |
3 |
10 |
8 |
4 |
2.7 |
0.3 |
4.5 |
1.5 |
1.3 |
1.7 |
2.7 |
0.3 |
6.)Прямые затраты по цехам (производствам) и объектам производства в кризисной ситуации (в % от (с-зс))