Кризисы в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:23, контрольная работа

Описание работы

Организация - открытая система, на нее воздействуют различные факторы внешней среды. Это факторы внешней среды прямого воздействия, важнейшими из которых являются поставщики, потребители, конкуренты, ресурсы на рынке труда, учреждения государственного регулирования, а также факторы внешней среды косвенного воздействия - состояние экономики, уровень научно-технического прогресса, социально-культурные и политические реалии и перемены в них, и др. Также организации присуще определенное состояние в зависимости от факторов ее внутренней среды: структуры, решаемых задач, применяемых технологий, особенностей человеческих ресурсов организации, профессионализма управления.

Файлы: 1 файл

Кризисы в организации.rtf

— 1.03 Мб (Скачать файл)

4.5 Фазы пятиэтапного цикла развития предприятий. Фирма «коммутант»

Коммутантный этап - это период упадка, старения фирмы, когда ухудшаются параметры жизнедеятельности фирмы. Возможен переход на второстепенные роли в экономическом развитии или утрата самостоятельности.

Условия возникновения коммутанта:

Непринятие своевременных антикризисных мер в отношении виолента;

Отсутствие желания у конкурентов поглощения этой фирмы;

Распад виолента на ряд более мелких фирм;

Наличие у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение.

Таблица 4

Характеристика фирмы коммутанта

Параметр

Характерные свойства

Причины кризиса

Характер основной деятельности

Падающий объем производства

Потеря рынка и доходов

Производственные возможности

Большие и недогруженные мощности

Старение (физическое) и выбытие ОФ

Ресурсы

Сокращение финансовых ресурсов, избыток трудовых и материальных ресурсов

Необоснованно высокие издержки производства

Финансовое состояние

Стабильное сокращение доходности

Неплатежеспособность

Организационная структура

Сложная

Бюрократизация

Управление

Избыточная численность управленческого персонала

Неспособность принятия своевременных управленческих решений

Социальные факторы

Высокая социальная защита

Необоснованно высокий уровень социальной защиты

Коллектив

Крупный, не требовательный

Потеря наиболее квалифицированного персонала

Лидер

Либо размыт, либо не существует

Дезориентация

Развитие

Антикризисная реструктуризация

Неспособность к радикальным изменениям


 

Коммутантный этап сопряжен с учудшением наиболее значимых параметров жизнедеятельности фирм. На этом этапе действуют предприятия, образно называемые «СЕРЫЕ МЫШИ», осуществляющие средний и мелкий бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных местно-национальных потребностей при индивидуализированном подходе к клиентам на базе использования достижений предприятий-виолентов.

Производственная политика крупных предприятий (получившая название «сокращение глубины переработки») заключается в сосредоточении своей деятельности только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам -- мелким предприятиям-коммутантам («серым мышам»). Политика сокращения глубины переработки является отражением более высокой эффективности мелкого бизнеса в удовлетворении локальных потребностей.

Ежегодно в США создается около 700 тысяч новых компаний, подавляющее большинство которых представляет собой мелкие предприятия. В России к началу реформ было всего 40 тыс. самостоятельных предприятий, но уже в конце 1994г. их число приблизилось к 1 млн. Большая часть этих предприятий также как и на Западе относится к числу малых неспециализированных компаний.

Стратегия коммутанта преобладает при обычном бизнесе и имеет местный (локальный) характер. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объёму и/или кратковременных нужд конкретного клиента.

Спрос по своей природе имеет точечное (локальное) происхождение. У данного потребителя в связи с определенными обстоятельствами появляется надобность в конкретном товаре. Создаваемые каждый раз для конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа предприятий -- коммутанты, т.е. соединители).

Коммутанты появляются там, где другие предприятия неэффективны, физически не существуют или не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Специфика деятельности коммутанта -- стандартное локальное производство.

Рассмотрим черты локальных потребностей. Локальные потребности невелики по размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов. Наиболее явно эта черта локальных потребностей проявляется в территориально обособленном бизнесе местного значения. Локальные потребности характеризуются следующими факторами: малым размером, разнообразием, их многочисленностью и изменчивостью.

Гибкость для предприятий, не случайно сравниваемых с неприметными серыми мышами, -- это способ превратить свои слабости в силу. Для достижения успеха таким предприятиям необходимо соблюсти следующие два условия: гибкость должна быть осознанной и очень агрессивно проводимой политикой и использование идеологии «партизанского маркетинга», как считает американский бизнес-консультант Джей Конрад Левинсон.

Суть «партизанского маркетинга в том, что малое предприятие должно осознать себя окруженным более мощными врагами-конкурентами. Но победа над ними возможна, т.к. большинство «врагов» лениво, консервативно и не владеет всем арсеналом маркетинга. Средством же должны служить резкие точечные удары, значение которых неповоротливые конкуренты недооценивают, считая их не заслуживающими внимания мелочами.

Особые условия развития рынка в России ставят перед малыми предприятиями задачу осуществления агрессивного курса. Главным фактором дифференциации малых предприятий на преуспевающие в маркетинге и  на еле поддерживающие свое существование является активность или пассивность их менеджеров, т.е. их способность или неспособность придать предприятию гибкость.

Практика показывает, что коммутанты чаще всего избирают один из трех вариантов поведения:

  • деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом;
  • выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента);
  • выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия.

Экономической наукой доказано, что с ростом предприятия его эффективность повышается лишь до определённого момента. После этого вступает в силу дезэкономия на масштабах производства, и дальнейшее увеличение размеров предприятия только снижает её эффективность. Для деятельности коммутантов традиционного типа особенно важно, что оптимальный размер предприятия неодинаков для разных отраслей.

Пока малое предприятие занимается небольшим делом (маленький ресторан, семейная ферма и т.д.), она имеет существенные преимущества по сравнению с другими типами компаний за счёт высокой эффективности управления. Малые размеры предприятия позволяют самому хозяину проследить за всем, что происходит на его предприятии. Живучесть мелких предприятий имеет весьма своеобразную специфику. Там, где прибыль невелика -- а это не редкость в мелком бизнесе -- бескорыстная любовь к делу является крупным преимуществом. У мелкого предприятия, как правило, низкие издержки: бухгалтерские, складские, рекламные расходы. Очень низки затраты на управление и НИОКР. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что государство поддерживает мелкий бизнес. Эти факторы, помогающие выживанию, препятствуют значительному увеличению маленького предприятия, что вполне естественно, ибо становясь больше, эти предприятия становятся менее эффективными.

Вторая типичная линия поведения мелкой неспециализированной компании -- симбиоз с крупной корпорацией в роли поставщика простых комплектующих деталей. Такого типа предприятия в какой-то степени теряют свою свободу, будучи зависимыми от крупной корпорации. Разрыв отношений более опасен для мелкого предприятия, т.к. крупная компания легко найдет замену, в то время как мелкое предприятие останется без рынка сбыта своей продукции. Поэтому коммутант обычно принимает навязываемые ему цены, условия поставки и т.д. Учитывая перечисленные обстоятельства, мелкие предприятия принимают меры предосторожности, а, кроме того -- и это более важно -- полное подчинение мелкого поставщика не соответствует стратегическим интересам самих гигантов. Комплектующие детали, получаемые от мелкого предприятия, впоследствии становятся частью товара, производимого самим концерном. И мнение потребителя о продукции данной корпорации зависит, среди прочего, от качества и цены поставленных мелким предприятием деталей. Концерн, ущемляющий интересы мелкого поставщика, рискует оттолкнуть или разорить его. А, пойдя на полный захват коммутанта, взваливает на себя неподъёмный груз проблем.

Коммутанты-подражатели. В России практика копирования или имитации товаров больше известна в своих криминальных формах как подделка и фальсификация товара. Между тем, во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Дело в том, что в целом ряде отраслей (например, в мебельной, швейной промышленности) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче цикла жизни товара. Сказанное позволяет вполне законно копировать лучшие разработки известных предприятий. Учитывая, что имитировать гораздо дешевле, чем создавать самому, -- мелкий коммутант-подражатель получает крупные конкурентные преимущества по сравнению с предприятием, выведшем товар на рынок.

Приведем следующий пример: практически любое эффективное лекарство в наше время представлено на рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные копии так называемые дженерики с той же самой химической формулой.

Предлагая равное по действию лекарство гораздо дешевле, мелкие предприятия-производители нередко вытесняют крупных производителей со значительной части рынка. Так, 15 мелких производителей нифедипина (в России это лекарство известно как коринфар) в первые же месяцы после истечения срока патента на эту субстанцию своей агрессивной ценовой конкуренцией добились снижения доли оригинального препарата концерна «Байер» на 50%.

Ещё пример: так же обстоит дело с производством компьютеров и процессоров для них. Обычно не проходит и года после выпуска лидером отрасли «Интел» нового микропроцессора, как американские, японские и тайваньские мелкие предприятия налаживают производство его двойников-клонов. А другой гигант  IBM часто страдает оттого, что клонированию подвергается не только процессор, но и весь созданный на его базе компьютер.

Использование коммутантами разнообразных приёмов выживания не избавляет их от «врожденного» недостатка стратегии -- низкой степени устойчивости. Следует отметить, что прекращение бизнеса для коммутанта обычно не становится трагедией. Практически в мелкий бизнес как легко войти, так же легко и выйти из него. Действительно, оборудование для мастерской, магазинчика, ателье или кирпичного заводика легко купить, но можно и продать, не понеся убытков. Практика показывает, что огромному числу ежегодно создаваемых компаний противостоит почти столь же большое число ликвидируемых. Об этом свидетельствует и отечественный опыт. Из сотен ветеранов бума компьютерной торговли 1989-1990г. в том же бизнесе до 1994г. смогли продержаться только 5 компаний. Но подавляющее большинство ушедших из него уже к 1997г. успешно действовали в других сферах. Таким образом, формирование новых предприятий не прекращается даже в неблагоприятной хозяйственной обстановке, во время кризисов.

Заканчивая характеристику коммутантов, лишь напомним, что коммутант создается и работает в отрасли в момент её деструктуризации и спада и поэтому причиной кризиса его развития является сужение рынка и связанные с этим фактором явления.

Итак, условия, способствующие созданию предприятия-коммутанта: распад интернациональной компании на ряд национальных предприятий; наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение; отсутствие у конкурентов возможности поглотить предприятие. Каковы же причины (вернее условия) развития предприятия? Основные из них следующие: наличие лидера, хорошо понимающего специфику национального рынка; умение удержать своего покупателя; конкурентоспособность продукции; нетребовательность кадров к социальной обеспеченности; высокая техническая оснащенность.

Перечислим и причины кризиса предприятия:

  • сужение рынка;
  • большие недогруженные мощности;
  • стабильная номенклатура продукции;
  • организация в коллективе оппозиции;
  • высокие удельные затраты;
  • зависимость от рыночной конъюнктуры;
  • усложнение маркетинговых исследований и т.д.

4.6 Фазы пятиэтапного цикла развития предприятий. Фирма «леталент»

Есть и пятая фаза экономического цикла - фирма-леталент. Это - фаза умирания. Эта фаза наступает в том случае, если нет никакой возможности функционирования хотя бы на грани допустимой эффективности, или в случае необходимости проведения диверсификации с полным изменением профиля деятельности и заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Для фирмы это может быть банкротство на стадии конкурсного производства, ликвидация, реструктуризация. В общем случае леталентная фаза - это деструктуризация, прекращение функционирования в прежнем виде.


Информация о работе Кризисы в управлении организацией