Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.
Управление требует больших умственных усилий независимо от того, какой области оно касается - управление деятельностью, окружением или людьми. Управление деятельностью организации означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.
Целью данной работы является анализ роли личности в системе управления предприятием на примере Прохорова М.Д.
Объект курсовой работы – Прохоров Михаил Дмитриевич
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
• охарактеризовать личность менеджера в управлении;
• проанализировать сущность системы управления и ее элементы;
• проанализировать роль личности в управлении организацией на практическом примере.
Информационная база исследования: учебная литература, статистическая информация, пособия, интернет-ресурсы.
Методы исследования. В процессе настоящего исследования автор прибегал к использованию общенаучных методов анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Структура находится в полном соответствии с целью и задачами данного исследования
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Личность в системе управления……………………………………5
1.1. Понятие и структура личности………………………………...…………..5
1.2. Сущность и элементы системы управления….…………………................11
Глава 2. Михаил Прохоров в системе управления ОАО ГМК «Норильский никель»……………………………………..........................................................16
2.1. Первые коммерческие успехи Михаила Прохорова…………………….16
2.2. Михаил Прохоров и Норильский Никель («пятилетка» Прохорова)……18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………..29
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский
государственный университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
«Личность в системе управления на примере Прохорова Михаила Дмитриевича»
Нижний Новгород, 2012 г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Личность в системе управления……………………………………5
1.1. Понятие и структура личности………………………………...…………..5
1.2. Сущность и элементы
системы управления….…………………...
Глава 2. Михаил
Прохоров в системе управления ОАО
ГМК «Норильский никель»…………………
2.2. Михаил Прохоров и Норильский Никель («пятилетка» Прохорова)……18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..29
Приложения....................
ВВЕДЕНИЕ
Управление - это осознанная целенаправленная
деятельность человека, с помощью, которой
он упорядочивает и подчиняет своим интересам
элементы внешней среды - общества, живой
и неживой природы, техники.
Управление людьми
представляет собой деятельность по руководству
персоналом организации. Эта область управления
непосредственно связана с работой руководителя.
К данному виду управления относятся:
обеспечение сотрудничества в коллективе,
кадровая политика, обучение, информирование,
мотивация персонала и другие составные
части работы руководителя.
Управление требует
больших умственных усилий независимо
от того, какой области оно касается - управление
деятельностью, окружением или людьми.
Управление деятельностью организации
означает стремление к достижению максимальных
результатов работы. Работа руководителя
имеет своей целью достижение людьми их
личных целей.
Человеческий
фактор — это понятие, обозначающее функцию
человека в обществе и исследуемое различными
общественными науками. Это люди, труженики
предприятий и учреждений, объединенные
для совместной деятельности, в структурном
плане — это в первую очередь личность,
рабочая группа, трудовой коллектив.
Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводящие в движение их творческие потенциалы. Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей.
Психологический уровень управления имеет отношение к такому компоненту человеческого фактора, как личность. В данном случае рассматривается психологический уровень управления. Руководитель находится в психологической реальности трудового коллектива и управляет работниками с учетом психологических закономерностей поведения людей. Пренебрежение указанными закономерностями приводит к возникновению психологических конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, снижение производительности труда и качества выпускаемой продукции.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Целью данной работы является анализ роли личности в системе управления предприятием на примере Прохорова М.Д.
Объект курсовой работы – Прохоров Михаил Дмитриевич
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Информационная база исследования: учебная литература, статистическая информация, пособия, интернет-ресурсы.
Методы исследования. В процессе настоящего исследования автор прибегал к использованию общенаучных методов анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Структура находится в полном соответствии с целью и задачами данного исследования.
1. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.
1.1. Понятие и структура личности.
Жизненный путь каждого человека, условия его развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:
Совокупность унаследованных и выработанных человеком психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяет его индивидуальность.
Индивидуальность - это особенности человека, отличающие его от других людей. Это не только неповторимое своеобразие внутренних психологических функций человека (особенности памяти, воображения, внимания и т.п.), но и особенности отношений и реакций на те или иные жизненные явления, самобытность его чувств, оригинальность интересов и увлечений (что он любит, что ненавидит, к чему он равнодушен и т.д.).
В то же время человек является членом общества, занимает в нем определенное положение и связан с ним различными отношениями. В процессе своих отношений к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек раскрывает и формирует свою индивидуальность и воспринимается обществом как личность.
Личность - это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе. Внутренняя зрелость личности проявляется в поступках человека, в его действиях и поведении.
Личность - понятие общественное, социальное, это своеобразный продукт общения и взаимодействия людей. Сущность личности составляет не ее прическа, не ее кровь, а ее социальное качество.
Личностью можно стать лишь по отношению к миру, к тому, что вокруг тебя, и абсолютно невозможно при равнодушии ко всему этому. Не каждое душевное движение нашей личности представляет общественный интерес.
Но и в коллективе личность старается сохранить свою индивидуальность. Всякая потеря или ограничение индивидуальности вызывает протест. Что же тогда заставляет личность идти в коллектив? Здесь можно назвать два мотива: материальная сторона и необходимость общения.
Способность управлять своим поведением определяется степенью самосознания личности, которое не только индивидуально, но социально и исторично. Поэтому, чтобы понять человека как личность, необходимо достаточно полно знать его социальную среду, картину и характер его взаимосвязей с реальным миром. Такая картина формируется в различных социальных группах: в семье, среди друзей, среди коллег по работе, по учебе и т.д.
Сила и слабость личности относительны. Они определяются, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с другой - степенью самопознания. Личность свободна и сильна, если она осознает себя личностью. Но такое осознание не только индивидуально, оно еще социально и исторично. Только при выполнении этих условий мы имеем действительно морально свободного человека в свободном обществе. [1, с. 98.]
Большое значение для становления личности имеет самовоспитание, которое является целенаправленной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Самовоспитание зависит от окружающей среды, внутреннего мира человека, степени и специфики его потребностей, его ценностной ориентации.
Огромную роль в формировании личности играет труд. Именно в непосредственной деятельности человек формируется как личность. Положительные индивидуальные качества личности обогащают весь коллектив, упрочняют общественные связи. Затирание индивидуальности равносильно потере творческого начала в трудовом коллективе.
Руководитель должен уметь наблюдать поведение человека в конкретных ситуациях:
Ответы на эти вопросы помогут узнать внутреннее содержание человека, выявить его как индивидуальность и понять как личность. Особое место в этом ряду имеет испытание человека властью.
Однако факт поведения личности в конкретной ситуации еще не объясняет причин поведения. Факт поведения - это следствие. Важно же найти причину такого поведения, выявить, какое значение для личности имеют данные события: вдохновляют или подавляют они человека, насколько отвечают его потребностям и интересам.
Раскрытие личностного смысла, причины того или иного поступка может дать истинное понимание самого человека.
Видеть в каждом работнике человека, индивидуальность и личность - самое первое условие выбора нужных форм и методов воздействия на подчиненных. Умение индивидуально работать с людьми, принимать во внимание их природные и личностные особенности, создавать условия для проявления способностей и дарований - все это залог успешной работы руководителя с людьми. [9, с. 322.]
До сих пор процесс управления организацией рассматривался, абстрагировавшись от человека со всеми его достоинствами и недостатками. Сегодня на первое место ставятся проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления отодвигается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.
Под "личностью" чаще всего подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под воздействием природных свойств человека - физиологического состояния организма, высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, особенностей восприятия, а с другой- таких социальных моментов, как роль, статус, знания, опыт, привычки и т.п.
Личность состоит из совокупности отдельных элементов, тесная взаимосвязь и взаимообусловленность которых составляет ее первое свойство. Второе свойство личности заключается в активной деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Третьим свойством является устойчивость поведения, позволяющая достаточно надежно его прогнозировать и на основе этого управлять им.
Первым элементом, образующим личность, можно считать ее направленность, которая создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы. Направленность определяется такими моментами как интересы, стремления, склонности, идеалы.
Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующие в той или иной степени у большинства людей. Тем не менее, чтобы лучше понять их суть, с ними нужно познакомиться в "чистом" виде. Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы, независимо от цели деятельности и собственной роли в ней, то есть попросту работать в компании.
Направленность личности на задачу (деловая направленность) предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например, успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. В данном случае более важным оказывается то, что делает человек, а не как он это делает. Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица воздают видимость работы, а в случае индивидуальной деятельности пытаются найти себе замену.
Знание направленности личности членов организации, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс управления их деятельностью.
Информация о работе Личность в системе управления на примере Прохорова Михаила Дмитриевича