Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений на этапе определения альтернатив.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность управленческих решений, описать методы принятия управленческих решений, различные подходы к управленческим решениям со стороны менеджеров, изучить этапы принятия решения;
раскрыть сущность: метода «мозговой атаки», метода морфологического анализа, методов ассоциаций и аналогий, методов контрольных вопросов и коллективного блокнота, метода синектики;
ВВЕДЕНИЕ.
1. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
1.1. Сущность управленческих решений.
1.2. Методология и методы принятия решений.
1.3. Этапы принятия решений.
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ.
2.1. Метод «мозговой атаки».
2.2. Морфологический анализ.
2.3. Методы ассоциаций и аналогий.
2.4. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота.
2.5. Синектика.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» НА ПИЩЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
3.1. Общая характеристика предприятия.
3.2. Применение метода «мозговой атаки» на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задач по созданию нового потребительского товара.
Исходная информация:
А = {а1 — авторучка, а2 — фонарь, a3 — радиоприемник, a4 — часы}.
В = {b1 — стеклянный, b2 — светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 — плавающий, b5 — встроенный, b6 — гигантский, b7 — миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.
Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:
Выполняемые процедуры:
1. Случайный выбор из списка А объекта:
a2 — фонарь.
2. Выбор из списка В всех признаков объекта а2.
= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.
3. Случайный выбор из списка признака b:
b4 — плавающий.
4. Выходные данные:
a2 — фонарь;
= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.
b4 — плавающий.
5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b.
= {а1, a2, a3, a4}.
6. Случайный выбор из списка объекта:
a3 — радиоприемник.
После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, в4 — плавающий, a3 — радиоприемник.
Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.
7. Переход к процедуре 2.
Результат — список = {b4, b5, b6, b7, b8}.
8. Случайный выбор из списка признака: b8 — источник энергии — тепловая энергия.
9. Выходные данные:
а3 — радиоприемник; = {b4, b5, b6, b7, b8}; b8 — источник энергии — температура тела человека.
10. Выбор из списка А всех объектов с признаком b8:
= {a2, a3, a4}.
11. Случайный выбор из списка объекта: a4 — часы. После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, b4 — плавающий, а3 — радиоприемник, b8 — источник энергии — температура тела человека, a4 — часы.
В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:
• фонарь для подводного плавания;
• радиоприемник для плавания с источником энергии от температуры тела человека;
• часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека [2, 180].
Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом.
Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.
Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы. Выбор окончательного решения проводится методом "мозгового штурма".
Преимущество данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания [2, 182].
2.5. Синектика
Это
комплексный метод
Само
слово «Синектика» - неологизм, означающий
объединение разнородных
Синектика
успешно применяется при
В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.
Условия и требования:
Критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:
Рекомендации для руководителя:
При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное − предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии:
прямой аналогии - проведение прямого сравнения между объектами или процессами, обладающими некоторыми общими характеристиками. Природа, в том числе растительный и животный мир, художественная литература дают много аналогов для научного и инженерного творчества (как решаются задачи, похожие на данную);
личной (метод ассоциаций) — «вхождение в образ». В процессе генерирования идей может оказаться полезным поставить себя на место конструируемой машины, детали, рекламы, товара и представить возможное поведение (состояние) в этих условиях и ощутить все действия, которые над ними могут совершаться (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения);
символической, основанные на выражении проблемы в символах или образах, воображении наиболее оптимального решения, независимо от того, насколько невозможным оно окажется, а затем приспособлении его к реальности (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи);
фантастической аналогии в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или какие-нибудь фантастические средства (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).
Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму "Синектикс" (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.
Классическая синектика
Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5−7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.
Синектический процесс включает в себя три фазы:
1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,
2.
Производится отчуждение
3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.
Модель организации мозгового штурма методом классической синектики
Информация о работе Методы генерации альтернативных вариантов