Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений на этапе определения альтернатив.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность управленческих решений, описать методы принятия управленческих решений, различные подходы к управленческим решениям со стороны менеджеров, изучить этапы принятия решения;
раскрыть сущность: метода «мозговой атаки», метода морфологического анализа, методов ассоциаций и аналогий, методов контрольных вопросов и коллективного блокнота, метода синектики;
ВВЕДЕНИЕ.
1. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
1.1. Сущность управленческих решений.
1.2. Методология и методы принятия решений.
1.3. Этапы принятия решений.
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ.
2.1. Метод «мозговой атаки».
2.2. Морфологический анализ.
2.3. Методы ассоциаций и аналогий.
2.4. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота.
2.5. Синектика.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» НА ПИЩЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
3.1. Общая характеристика предприятия.
3.2. Применение метода «мозговой атаки» на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.
Синектическая конференция
Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует.
Участники
синектической конференции
Визуальная синектика
При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.
В
методе визуальной синектики можно
использовать крупные изображения
на календарях, рекламных проспектах и
т.д.
3.
Особенности применения
метода «мозговой атаки»
на пищевом предприятии
3.1.
Общая характеристика
Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» была основана в 1992 г.
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», являющееся на сегодняшний день ведущим производителем соков и молочных продуктов в России, занимает лидирующее место среди родственных компаний на протяжении вот уже целого десятилетия. Эта торговая марка широко известна на российском рынке и давно полюбилась не только детям, но и взрослым. В основу деятельности компании заложен главный принцип — выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено российским потребителем.
Это дало возможность быстро выйти на рынок, завоевав высокие устойчивые позиции. Как минимум 1100 видов молочной продукции, свыше 170 наименований соков, нектаров, прохладительных напитков успешно поставляется в Канаду, США, Германию, Израиль, Нидерланды, Великобританию. В «Вимм-Билль-Данне» количество давно переросло в качество.
Сегодня в компанию входит 33 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В компании работает более 18 тысяч человек.
Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.
За десять лет в него вошло двадцать три производственных предприятия в девятнадцати городах России, в двадцати шести открыты ее торговые филиалы (в том числе и в странах СНГ). Порядка семнадцати тысяч человек считают престижным работать в фирме, которая создает все условия для нормального, полноценного труда, одновременно заботясь и об их социальных гарантиях.
Показатели
деятельности «Вимм-Билль-Данна» давно
получили отличную оценку у международных
экспертов. Так, компания заняла второе
место по России в рейтинге прозрачности
агентства Standart and Poors, и четвертое
в проведенном Brunswick UBS Warburg исследовании
качества корпоративного управления в
России, получила награду Best European Equity of
2002 журналов Euroweek и Institutional Investor.
3.2. Применение метода «мозговой атаки» на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания».
«Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» постоянно находится на подъеме, неустанно расширяя сферы деятельности и рынок сбыта выпускаемой ею продукции. Все это обуславливает применение такого эффективного метода принятия управленческих решений как «мозговая атака» [1, 87].
Мозговая
атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн
Продукты Питания» обычно применяется
как прием для сбора
Как правило, штурм длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент штурма - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками.
При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», не участвовавшая в генерации.
Ведущий «мозгового штурма» - аналитик, который должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.
Основной девиз штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»- «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса на предприятии традиционная (протокол или магнитофон).
Мозговая атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» включает в себя следующие этапы:
Первый этап – формирование группы участников «мозговой атаки» (по численности и составу).
Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:
1)
из лиц примерно одного ранга,
если участники знают друг
друга;
2)
из лиц разного ранга, если
участники не знакомы друг
с другом
(в этом случае следует нивелировать каждого
из участников присвоением
ему номера с последующим обращением к
участнику по номеру).
Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки.
Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.
Третий этап – генерация идей.
Продолжительность мозгового штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» длиться не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей ведется на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
Четвертый этап – систематизация идей, высказанных на этапе генерации.
Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» осуществляет в такой последовательности:
Пятый этап – деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки).
Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.
Шестой
этап – оценка критических замечаний
и составление списка
практически применимых идей.
Форма
положительно-отрицательной
Таблица 1.
Форма
отрицательно-положительной
|
Таким
образом, на предприятии «Вимм-Билль-Данн
Продукты Питания» метод коллективной
генерации идей апробирован на практике
и позволяет находить групповое
решение при определении
Заключение
Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы:
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.
Существует большое число различных методов принятия управленческих решений. Большинство методов разработки и принятия управленческих решений имеет универсальный характер, однако для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. В работе рассмотрены методы, применяемые на этапе определения альтернатив. К ним относятся:
«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.
Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.
Дocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.
Метод морфологического анализа предполагает углубленную классификацию объектов и позволяет на основе построения модели (двух- или трехмерной матрицы) получать новые решения, составляя комбинации элементов морфологической модели (матрицы).
Информация о работе Методы генерации альтернативных вариантов