Организация управления предприятием в период кризиса и выхода из него на примере ЗАО «ТранЗит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы является ЗАО «ТранЗит».
Предмет исследования курсовой работы – организация управления ЗАО «ТранЗит» в период выхода из кризиса.
Целью данной курсовой работы является анализ организации управления ЗАО «ТранЗит» в период выхода из кризиса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Правовые аспекты антикризисного управления. Кризис
как характеристика рыночной экономики. …………………………6
1.1. Основы действующего законодательства Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий……....6
1.2. Кризис предприятия, причины кризиса и направления выхода
из него……………………………………………………………….....11
ГЛАВА II. Организация управления предприятием в период кризиса
и выхода из него на примере ЗАО «ТранЗит»…...…………...........24
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………...24
2.2. Методика принятия антикризисных решений в условиях
угрозы банкротства (кризиса)……….……………………………....26
Заключение…………………………………………………………...…………29
Список литературы…………………………………………...………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовик антикризис.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья «А» на месяц является избыточным запасом, если сырья «Б» осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья «А», даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству.

Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.

Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени  зависимости от них технологического цикла предприятия.

Ранжирование ввиду  сжатых сроков осуществляется преимущественно  экспертным методом, с учетом следующих  правил:

В первую очередь продаже  подлежат объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

Во вторую очередь  ликвидируются вспомогательные  производства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости.

В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам.

  В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.

В четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для  предприятий, обладающих не одной, а  несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах.

Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов, скорее всего, придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

Уменьшение ТХП. Сущность - максимально быстрое и радикальное  снижение неэффективных расходов.

Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.

На данном этапе, как  правило, совершаются две ошибки. Первая заключается в том, что  производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит  сбыт, хотя и по цене ниже фактической себестоимости. Это достаточно распространенная картина на предприятиях, где есть возможность искажения калькуляции себестоимости отдельных продуктов.

Вторая ошибка в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как нет средств на его консервацию. Консервация - мера, естественная для нормальных условий хозяйствования, но неприемлемая для кризисных, поскольку является еще одним выражением заботы о будущем. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом приход в негодность оборудования или затраты на его ремонт в дальнейшем представляют собой еще один пример маневра соответственно прошлыми и будущими денежными средствами. Причем восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан.

Выведение из состава  предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. Отметим, что наличие дочерних обществ может пригодиться предприятию в случае арбитражных исков. Это позволит выиграть время, в течение которого права участия в данных обществах будут описаны, переданы кредиторам и затем реализованы (при условии, что ни денег на счету, ни дебиторской задолженности, ни краткосрочных вложений у предприятия уже нет).

Уменьшение ТФП. На практике оно осуществимо только через  те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит  от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия - должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.

Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия - должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. Тонкость данного решения в рамках стабилизационной программы заключается в условиях, на которых можно провести выкуп.  Основные условия:

1. выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;

2. сумма, которую можно потратить на выкуп долгов, зависит от уровня ТХП, т.е. нельзя тратить средства на выкуп долгов в ущерб хозяйственной деятельности;

3. допустимая цена выкупа долгов обусловливается собственным дисконтом предприятия, т.е. выкуп долгов должен рассматриваться как инвестиционный проект.

Конвертация долгов в  уставный капитал - крайне болезненный  шаг. Она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда (при отсутствии формальных ограничений), так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций). Строго регламентированных методов принятия такого решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.

Форвардные контракты  на поставку продукции предприятия  по фиксированной цене могут стать  еще одним способом реструктуризации долгов. Если кредитор заинтересован  в данной продукции, ему можно  предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней. При этом контрактная цена не должна быть ниже некоторой прогнозируемой себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация управления предприятием в период кризиса и выхода из него на примере ЗАО «ТранЗит»

 

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

ЗАО типография “ ТранЗит ” было создано в результате акционирования в 2004 году. Соучредителями акционерного общества являются: трудовой коллектив - 25%, юридические лица - 40%, физические лица - 35%.

Уставный капитал, по состоянию на 1.01.08г, составляет 3,780 млн. рублей. Количество выпущенных акций – 30 000, номиналом в 126 рублей.

Органы управления общества. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, к исключительной компетенции которого относятся: изменение устава и уставного капитала, избрание директоров, утверждение годовых результатов деятельности, создание и ликвидация дочерних предприятий или филиалов, реорганизация и ликвидация общества.

Общество раз в год  проводит общее годовое собрание акционеров независимо от других собраний. Между общими годовыми собраниями не может пройти свыше 15 месяцев. Годовое  собрание акционеров утверждает отчет  директоров, годовой баланс, отчет  прибылей и убытков; избирает директоров и других руководителей общества; назначает аудитора и устанавливает оплату его услуг. Вопросы на собрании решаются голосованием (одна акция - один голос). Для проведения голосования секретарь Совета директоров общества готовит именные бюллетени для голосования с указанием наименования (имени) акционера, числа акций в его собственности и возможных вариантов голосования. Если акционер не присутствует на собрании, он обязан предоставить доверенность на голосование Совету директоров или своему представителю. Если такая доверенность не предоставлена, то акционер считается не участвующим в голосовании. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

Правление общества. Из числа директоров собрание назначает генерального (исполнительного) директора (президента) общества. По представлению генерального (исполнительного) директора (президента) общества Совет директоров утверждает состав Правления общества, состоящий из исполнительных директоров общества и управляющих руководителей основных подразделений общества. Правление является исполнительным органом общества. Генеральный директор председательствует на заседаниях Правления.

В период между собраниями акционеров и заседаниями Совета директоров Правление руководит всей деятельностью общества в пределах компетенции, определенной уставом.

Ревизионная комиссия. Общее  собрание в соответствии с уставом  избирает из числа акционеров ревизионную  комиссию для контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества. Члены ревизионной комиссии не могут быть исполнительными директорами. Проверки осуществляются ревизионной комиссией по поручению общего собрания, по собственной инициативе или по требованию акционеров, владеющих в совокупности свыше 10 процентами акций.

ЗАО типография “ ТранЗит ” выполняет услуги полиграфии - печать бланков, тетрадей, календарей, блокнотов.

Реализация продукции  предприятия происходит на территории РФ. Основные потребители - государственные учреждения, государственные предприятия, с которыми существуют продолжительные связи и которые заказывают печатную продукцию невысокого качества для не внутреннего делопроизводства.

Тетради, календари, блокноты реализуются оптовым покупателям  для дальнейшей реализации в розничной  сети в городах РФ (в основном в пределах Ростовской области).

Основными поставщиками высококачественных материалов для  нужд производства (бумага разных сортов, краски, офсетные формы, увлажняющие растворы) являются зарубежные производители из Финляндии, Италии, Испании, а также дочерние предприятия фирмы - иностранного инвестора.

 

2.2. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства (кризиса).

 

Проведенный анализ финансового состояния в период 3 лет (2004-2007) показал, что данное предприятия находится в глубоком кризисе и для вывода его из кризиса необходимо привлечение внешней помощи, которая принимает форму его санации.

Суть проекта санации  предприятия: слияние полиграфического предприятия “ТранЗит” с издательством “Свет” и образование на базе двух организаций открытого акционерного общества с участием иностранного капитала немецкой фирмы “Prof”, являющейся крупным полиграфическим предприятием в Германии и которая проявляет интерес к инвестированию в бизнес на территории РФ.

Перечислим основные положительные моменты данного проекта:

1.   полиграфия является одной из немногих отраслей российской экономики, в которой по данным министерства статистики России происходит устойчивый подъем в среднем на 17-25% в год, что свидетельствует о незаполненности рынка высококачественной полиграфической продукции - этикетки, наклейки, печатные издания, упаковка и т.д., поэтому вкладывая средства все участники проекта имеют основания рассчитывать на высокие доходы, однако предварительно необходимо провести технико-экономическое обоснование проекта.

Информация о работе Организация управления предприятием в период кризиса и выхода из него на примере ЗАО «ТранЗит»