Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:24, реферат
Если предприятие не смогло подготовить плацдарм для нового взлета — не был найден новый товар и подготовлен к выводу на рынок, старый товар в соответствии с циклом жизни или из-за конкуренции выработал свой ресурс, организация переходит на стадию спада. Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству.
Управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени: разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
2.2 Суть кадровой политики
В условиях рыночной
экономики одним из решающих факторов
эффективности и
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в кадровой политике в идеальном случае реализуется следующая последовательность этапов работы:
разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
организационно-штатная политика: планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
информационная политика: создание и поддержка системы движения кадровой информации;
финансовая политика: формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
политика развития персонала: обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
оценка результатов деятельности: анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (Центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).
2.3 Типы
кадровой политики, осуществляющиеся
в условиях кризисного
В практике выделяется 4 типа кадровых политик:
1) "пассивная":
у руководства предприятия
2) "реактивная":
руководство предприятия
3) "превентивная":
руководство предприятия имеет
обоснованные прогнозы
4) "активная"-рациональная:
руководство предприятия имеет
как качественный диагноз, так
и обоснованный прогноз
"авантюристическая"
(разновидность "активной"): руководство
предприятия не имеет
2.4 Условия разработки кадровой политики предприятия
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ управления персоналом влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.
Основные факторы внешней среды могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Особенности законодательного
регулирования трудовых
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
2. Ситуация на рынке труда.
Прежде всего, необходимо учитывать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
3. Профессиональные
и общественные объединения, в
которые так или иначе
Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Среди внутренних факторов наиболее значимыми представляются следующие:
1. Цели предприятия,
их временная перспектива и
степень проработанности. Так,
например, организации, нацеленной
на быстрое получение прибыли
и затем сворачивание работы,
требуются совершенно иные
2. Стиль управления,
закрепленный в том числе и
в структуре организации.
3. Условия труда.
Вот некоторые наиболее важные из характеристик работ, привлекающих или отталкивающих людей:
степень требуемых физических и психических усилий,
степень вредности работы для здоровья,
месторасположение рабочих мест,
продолжительность и структурированность работы,
взаимодействие с другими людьми во время работы,
степень свободы при решении задач,
понимание и принятие цели организации.
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
4. Качественные
характеристики трудового
Так, работа в составе успешного коллектива
может быть дополнительным стимулом, способствующим
стабильной продуктивной работе и удовлетворенности
трудом.
5. Стиль руководства.
Важно, чтобы независимо от того, какой стиль руководства предпочитается конкретным менеджером, достигались следующие цели в области работы с персоналом:
максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника,
обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы,
получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
2.5 Стратегии
управления персоналом
Стратегия деятельности предприятия показывает, чего надеются достигнуть главные руководители организации этой области в течение длительного периода времени. Особенности кадровой политики и содержание конкретных кадровых программ непосредственно зависят от стратегии деятельности организации. Стратегия организации может быть описана по двум основным параметрам: длительность планирования и тип стратегии.
Под длительностью
планирования в данном случае понимается
уровень просматриваемых
стратегический (от трех до пяти лет);
управленческий (один-три года);
практический уровень оперативного управления (до одного года).
Тип стратегии задает основные варианты целей и способов деятельности организации:
предпринимательская - поиск новых рынков и продуктов;
динамического роста - расширение присутствия на рынке;
прибыльности - максимизация прибыли за счет снижения затрат, сокращения вложений в развитие производства;
ликвидационная - продажа с целью изменения профиля деятельности или прекращение работы предприятия.
С учетом глубины
планирования и типа целей руководитель
кризисного предприятия должен разрабатывать
конкретные сценарии работы с персоналом,
выбирать тот тип руководства, который
наиболее эффективен с учетом ситуации
в организации, уровня планирования
и специфики стратегии
Принципы и методы
управления персоналом кризисного предприятия
3. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия
3.1 Мобилизация
кадрового потенциала
Процесс мобилизации кадрового потенциала кризисного предприятия на реализацию плана финансового оздоровления может быть представлен в виде последовательных основных фаз деятельности руководства предприятия:
фаза агитации -
создание у персонала ощущения «стратегического
дискомфорта», связанного с осознанием
того факта, что личная судьба работников
зависит от выживания фирмы, обусловлена
радикальными изменениями в стратегии
управления; формирование имиджа надежного
и влиятельного лидера; установление
двусторонних каналов организационных
коммуникаций между антикризисным
управляющим и коллективом
фаза профессионального
роста - создание условий для повышения
квалификации персонала; формирование
механизмов, поддерживающих процессы
научения в организации; обеспечение
высокого уровня мотивации к саморазвитию
у работников кризисного предприятия;
формулирование новой миссии предприятия
и видение его будущего; использование
в организационной коммуникации
специальных языковых средств, символов
и метафор для эффективного взаимопонимания
и эмоциональной поддержки
фаза интеграции
- создание новых ролевых моделей,
закрепляющих в культуре кризисного
предприятия новые образцы
3.2 Основные
принципы управления
Существуют два
принципиальных подхода к повышению
уровня конкурентоспособности
ликвидация имеющихся
изъянов в структуре
поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких существенных принципах.
Принцип оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с сокращением персонала, - обычная практика на кризисном предприятии. Однако она может быть как эффективной, так и неэффективной.
При проведении реорганизации эффективная практика предполагает:
предпочтение сокращению
уровней в организационной
взаимозависимость
структурных элементов
кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации, и пользующийся поддержкой коллектива план финансового оздоровления; не следует увлекаться масштабными сокращениями персонала;
периодическую переоценку кадровой структуры предприятия;
выявление, поддержку и обучение работников предприятия, проявляющих лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
поддержку образовательных программ, реализуемых на предприятии;
предварительную подготовку
перспективных кандидатов на ключевые
руководящие должности в
Информация о работе Основные принципы управление персоналом кризисного предприятия