Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:24, реферат
Если предприятие не смогло подготовить плацдарм для нового взлета — не был найден новый товар и подготовлен к выводу на рынок, старый товар в соответствии с циклом жизни или из-за конкуренции выработал свой ресурс, организация переходит на стадию спада. Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству.
децентрализацию структуры управления с делегированием необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечиванием максимальной гибкости при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;
командную работу, а не индивидуальные усилия - формирование рабочих групп, команд (как между отделами, так и в различных подразделениях предприятия);
идентификацию и сохранение ядра кадрового потенциала предприятия;
продолжение набора
персонала, поддержку его
Неэффективная практика обычно включает следующие мероприятия:
реализацию программ добровольного увольнения персонала, в том числе ухода на пенсию пожилых работников, которая чревата риском потери квалифицированных кадров, без которых предприятие не сможет нормально функционировать;
решение руководства
предприятия о механическом сокращении
или временном освобождении от работы
определенной доли работников во всех
структурных подразделениях, что
приводит, как правило, к тому, что
одни участки оказываются
свертывание программ по обучению персонала и повышению квалификации, которое вызывает у работников, оказавшихся в условиях реорганизации на новых рабочих местах, глубокие стрессы;
чрезмерно резкое и
обширное сокращение персонала не только
вызывает нарушение технологических
процессов, но и приводит к необходимости
возвращения уволенных на прежние
рабочие места или найму других
работников, что само по себе порождает
конфликты и подрывает
расстановка по рабочим местам вместо уволенных работников тех, кто остался, в надежде на то, что они приобретут необходимые навыки в опыте практической деятельности, что может принести лишь кратковременный успех - пока уцелевшие работники имеют высокую внутреннюю мотивацию к производительному труду;
введение жесткой
регламентации трудовых процессов
и строгой отчетности перед вышестоящим
руководством вместо широкого вовлечения
работников в разработку и реализацию
конкретных мер по выводу предприятия
из кризиса может вызвать
поэтапное отправление в неоплачиваемый отпуск работников ухудшает морально-психологическую атмосферу в трудовом коллективе и в конечном счете снижает производительность труда;
создание системы
материального стимулирования работников,
не учитывающей перспективы их профессионального
роста (карьеры) на предприятии, порождает
неравенство, и нелояльное отношение
к организации среди
Принцип формирования
уникального кадрового
Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими свойствами:
существенны для
выживания фирмы в
недоступны для конкурентов и могут быть сымитированы с большим трудом;
представляют собой сочетание умений и знаний персонала, а не их воплощение в продукции или функциях организации;
являются уникальным источником повышения рентабельности предприятия за счет комбинации научно-технического, производственного, организационного, управленческого и кадрового потенциалов;
могут поддерживаться и воспроизводиться фирмой на протяжении определенного периода;
присущи организационной системе предприятия, а не отдельным выдающимся работникам;
имеют важное значение для разработки основной, а в конечном счете и всей выпускаемой на предприятии продукции;
существенны для реализации стратегических планов фирмы;
служат долговременной основой для разработки и принятия гибких, стратегически важных решений (сокращения персонала, диверсификации продукции, рационализации организационной структуры, создания совместных предприятий и т.п.), обеспечивающих эволюцию организационной системы фирмы и ее адаптацию к меняющимся условиям внешней среды;
обеспечивают фирме доминирующее положение на некоторых сегментах рынка, поскольку позволяют учитывать долговременные рыночные тенденции и текущие запросы потребителей.
Принцип комплементарности управленческих ролей в кризисной ситуации на предприятии. Рассматривая человеческую составляющую кризиса, мы выделили четыре возможные кадровые ситуации в организации. Какой же тип поведения руководителя будет эффективен в каждом случае:
Эмоциональная составляющая |
Инструментальная составляющая |
Кадровый состав организации | |
Кадровый состав организации |
обладает необходимыми профессиональными навыкамине обладает необходимыми профессиональными навыками |
не ориентирован на изменения |
Ситуация 1. Тип руководителя – «дрессировщик» (АДМИНИСТРАТОР) Ситуация 2. Тип руководителя – антиманипулятор (РУКОВОДИТЕЛЬ) |
ориентирован на изменения |
Ситуация 4. Тип руководителя - тьютор (УПРАВЛЕНЕЦ) Ситуация 3 Тип руководителя – инструктор (ОРГАНИЗАТОР) |
Ситуация 1. Работники
организации не хотят работать в
новых условиях, но имеют достаточную
профессиональную подготовку. Адекватным
поведением руководителя в данной ситуации
будет поведение очень
Ситуация 2. Работники
организации не хотят работать в
новых условиях и не имеют соответствующих
навыков. Как правило, такие производственные
коллективы совершенно не включены (содержательно)
в собственную деятельность. Так
как она не требует большой
концентрации, как правило, проста и
рутинна, остается много времени
на «общение» - порождение и разрешение
конфликтов, порицание ситуации, воспоминания
о прошлом и т.д. Руководитель,
с одной стороны, рискует быть
втянутым в это непродуктивное времяпрепровождение,
а с другой стороны, может восприниматься
как сила, которую необходимо привлечь
на свою сторону в борьбе с внутренними
и внешними оппозиционерами. Рациональный
способ поведения руководителя - противостояние
таким стремлениям сотрудников.
Как правило, стратегическое кадровое
решение будет связано с
Ситуация 3. Работники
хотят работать по-новому, но не имеют
достаточных навыков. Это одна из
самых благоприятных ситуаций для
проведения реорганизации и преодоления
кризиса. Руководитель вынужден взять
на себя функции по подготовке персонала
непосредственно на рабочем месте,
в ситуации жесткого временного ограничения
и конкретной предметной ориентации
обучения (по конкретным задачам и
решению сегодняшних проблем). Это
тип обучения - инструктирование, когда
начальник работает как профессионал-руководитель,
соединяя собственные знания технологии,
понимание специфики
Ситуация 4. Работники организации хотят работать в новых условиях и имеют достаточно навыков для этого. Это, без сомнения, самая благоприятная ситуация. Руководитель должен построить процесс включения профессионалов в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. Для оптимального включения работников предприятия в управление руководитель должен проводить с ними анализ существующих проблем, постепенно готовя свою собственную управленческую команду. Процесс подготовки будет аналогичен процессу организационного консультирования, когда руководитель, начав с позиции консультанта по конкретным вопросам, переходит в позицию консультанта по процессам, инструментам, давая своим подчиненным возможность выбора и постепенно выходя из процесса руководства, передавая полномочия членам управленческой команды предприятия. С точки зрения создания устойчивого предприятия эта ситуация наиболее благоприятна.
3.3 Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия
Прежде всего речь идет о профессиональной диагностике и оценке руководителей, которая применяется:
как средство оценки руководителя в процессе конкурсного отбора на обучение;
как средство выявления потребностей руководителей в обучении и его организации;
как средство анализа результатов обучения и получения информации для оценки эффективности этого процесса;
как средство получения комплекса данных о профессиональных и личностных качествах руководителей в целях их аттестации.
Стратегия изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия.
Процесс формулирования стратегии:
Оценка существующей (будущей) потребности в компетентности персонала;
Выявление и оценка сложившегося уровня компетентности персонала (кадровый потенциал предприятия - активный и пассивный);
Установление разрыва в уровнях компетентности - потребной и существующей;
Построение плана
устранения указанного разрыва в
уровнях компетентности, включая: образовательные
программы для работников предприятия,
реализуемые на нем и в стационарных
учебных центрах с привлечением
внешних консультантов и
Выполнение плана повышения уровня компетентности персонала. Проектирование, организация и реализация деятельности, обеспечивающей профессиональное развитие, предполагает ясное понимание целей и результатов этого процесса работниками предприятия, высокий уровень их мотивации. Решающее значение для успеха плана имеет обретение персоналом навыков командной работы. В случае неудачи стратегия должна быть переформулирована;
Использование растущего
кадрового потенциала для повышения
уровня профессиональной компетентности
персонала предприятия. Если вновь
приобретенные профессиональные качества
не используются на практике, они могут
быть быстро утеряны работниками. Контроль
за этой фазой реализации стратегии
позволяет уточнить дальнейшие направления
совершенствования кадрового
Технология кадрового аудита применительно к кризисному предприятию. По определению "аудит - проверка финансовой деятельности". В этом смысле "кадровый аудит" - диагностика соответствия персонала организации ее целям и ценностям.
Параметры аудита кадрового
состава и кадрового
Аудит кадрового состава:
укомплектованность кадрового состава в целом и по уровням управления, обеспеченность персоналом технологического процесса;
соответствие уровня подготовленности персонала требованиям деятельности;
структура кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификатором должностей;
структура кадрового состава по социально-демографическим характеристикам;
структура кадрового
состава по психологическим
Информация о работе Основные принципы управление персоналом кризисного предприятия