Повышение конкурентных преимуществ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной финансовой ситуации на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний.
Исходя из поставленной цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентных преимуществ или недостатков фирмы по сравнению с конкурирующей фирмой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием..6
1.1 Стратегия управления конкурентоспособностью………..….............7
1.2 Управление качеством ……………………………………..……….11
1.3 Упаковка, как основной элемент рекламы товара ………………...12
1.4 Реклама, как средство социальной коммуникации ………………..17
ГЛАВА 2. Расчетно-аналитическая часть..............................................................20
2.1. Расчет калькуляций продукции до и после внедрения маркетинговых мероприятий……………….……………………………….20
2.2. Оценка влияния антикризисных мероприятий на финансовые показатели …………………………………………………………………...26
2.3. Характеристика предприятия-конкурента и сравнение результатов его деятельности…………………………………………………………….31
ГЛАВА 3. Расчет точки безубыточности…………………………………….…35
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы ………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)


Смоленский промышленно  – экономический колледж

Кафедра учетно-экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему:

«Повышение  конкурентных преимуществ предприятия»

(Вариант II)

 

 

Выполнил студент:           Офицерова О.С.

Группа: 5314

Принял: преподаватель:          Малышева Е.Ф.

 

 

 

Смоленск 2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….............3

 

ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты антикризисного управления предприятием..6

    1. Стратегия управления конкурентоспособностью………..….............7
    2. Управление качеством ……………………………………..……….11
    3. Упаковка, как основной элемент рекламы товара ………………...12
    4. Реклама, как средство социальной коммуникации ………………..17

 

ГЛАВА 2. Расчетно-аналитическая  часть..............................................................20

       2.1. Расчет  калькуляций продукции до и  после внедрения маркетинговых  мероприятий……………….……………………………….20

       2.2. Оценка  влияния антикризисных мероприятий  на финансовые показатели …………………………………………………………………...26

       2.3. Характеристика  предприятия-конкурента и сравнение  результатов его деятельности…………………………………………………………….31

 

ГЛАВА 3. Расчет точки  безубыточности…………………………………….…35

 

Заключение ……………………………………………………………………….40

Список литературы ………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «антикризисное управление»  возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении  России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

Конечно, обострение кризиса  в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении.

Объективно кризис характеризуется  множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса  и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса.

Глубина и характер кризиса зависят  от управления, т.е. возможностей при  решении проблем, предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.

Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который в свою очередь определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознать и успешно решать все проблемы развития.    

Постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российских фирм, весьма актуальной.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.

Конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) предприятия  можно определить только сравнивая  фирмы конкурентов между собой. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя.

Изучение конкурентоспособности  предприятия представляет собой  одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и  тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.

Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить  для себя и для конкурента, а  потом победить. Прежде всего —  это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

- знание поведения и возможностей конкурентов;

- знание состояния и тенденций развития рынка;

- знание окружающей среды и ее тенденций.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что в условиях формирования рыночных отношений повышение конкурентоспособности заметно может влиять на конечные результаты деятельности организации.

Целью выполнения курсовой работы является самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной финансовой ситуации на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний.

   Исходя из поставленной  цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:

- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;

- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ конкурентных преимуществ или недостатков фирмы по сравнению с конкурирующей фирмой.

Объектом исследования в данной работе выступило ЗАО «Конфитюр».

Предмет исследования – конкурентоспособность ЗАО «Конфитюр» на рынке товаров.

При написании данной работы использовалась научная и методическая литература, отражающая особенности конкурентоспособности, ее составляющих; таких авторов как Коротков Э.М., Чичевицина Л.Н., Шеремет А.Д.,  периодическая литература, а также внутренние показатели фирмы.

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

 

Одним из ключевых аспектов взаимодействия кризисной организации с деловой средой является управление конкурентоспособностью.

В общем виде конкурентоспособность  означает способность опережать (превосходить) других.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Управление конкурентоспособностью промышленной фирмы в переходном состоянии, как одна из сфер ее взаимодействия с внешней средой, слагается из следующих основных блоков: разработка общей стратегии поведения в меняющейся деловой среде; управление качеством в изменяющейся серийности продукции (в условиях многократного сокращения производства и сжатия техпроцессов); проникновение на рынок (рынки) с новой продукцией.

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая  конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время  важную роль стали играть такие параметры  изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы — производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень  важную роль в экономике только в  том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран запрещена законом.

 

 

 

 

1.1. Стратегия управления конкурентоспособностью

 

Управление конкурентоспособностью промышленной фирмы, находящейся в кризисном состоянии, предполагает определение стратегии и типа поведения во взаимодействии с субъектами деловой среды. Существуют различные классификации конкурентного поведения фирмы во внешней среде. В основном они сводятся к следующим типам:

1)   использование  эффекта масштаба;

2)   выпуск продукции  с уникальными свойствами;

3)   выпуск радикального  инновационного продукта;

4)   заполнение рыночных  ниш путем освоения новых видов  услуг.

Для фирм, с ограниченными финансовыми средствами предпочтительным типом конкурентного поведения можно считать второй, а именно: приспособление к узким сегментам широкого рынка путем выпуска продукции с уникальными свойствами. Достичь этого им позволяет высокая технологическая оснащенность и культура производства. Следующим шагом во взаимодействии с деловой средой может быть третий тип конкурентного поведения, а именно: выход на рынок с радикально новым продуктом. Это может быть посильным лишь технически высокоразвитым промышленным фирмам, как результат поэтапных конверсионных преобразований.

Конкурентоспособность товара как относительная характеристика может быть оценена только путем сопоставления его полезных свойств и свойств изделий-конкурентов в конкретных условиях потребления.

Наличие определенного блока эксплуатационных качеств в совокупности с отпускной ценой является основой для определения области конкурентоспособности изделия.

Создание изделий, не имеющих аналогов по назначению, представляет собой  один из вариантов достижения наивысшей  конкурентоспособности. Такая принципиально  новая продукция, ориентированная на новые общественные потребности, может быть оценена достаточно высоко, поскольку нет базы для ценового сравнения. Такой путь называют стратегией ухода от конкуренции. Одним из средств ее осуществления является формирование новых потребностей. Это осуществляется, как правило, путем развития существующих потребностей, их расширения, разработки новых изделий.

Появление высокорентабельных для  производителя изделий привлекает к вновь возникшему рынку фирмы, ранее не вовлеченные в процесс разработки таких товаров. При этом, если рынок продолжает расти, а производственные возможности разработчика ввиду обусловленного кризисом дефицита средств не позволяют ему полностью удовлетворить расширяющийся спрос, то конкуренты могут за счет расширения производства и демпинга выдавить первопроходца с рынка полностью. (Демпинг – сброс, осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата рынков сбыта, вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны). Это требует от фирмы постоянного внимания к действиям конкурентов, которые стремятся к паразитированию на средствах разработчиков.

На разных этапах жизненного цикла  товара управление конкурентоспособностью имеет свою специфику, которая в условиях кризиса носит обостренный (жесткий) характер. На первом этапе — увеличения объема продаж — конкуренция носит ограниченный характер, разница в уровне цен верхнего и нижнего пределов по фирмам-конкурентам сокращается, что создает предпосылки для начала ценового соперничества. Последнее, однако, играет второстепенную роль, оставляя главным фактором конкурентоспособности эксплуатационные качества изделия. На этом этапе производитель имеет возможность и должен вести разработку новых модификаций изделий, дифференцируя потребительский спрос. Это могут быть незначительные усовершенствования с точки зрения удобства пользования изделием, его функционального назначения и т.п. Фирма должна стремиться выявить те сегменты рынка, где ее изделия будут выступать в роли специализированных средств удовлетворения потребности, т.е. не имеющих полных аналогов по назначению.

Информация о работе Повышение конкурентных преимуществ предприятия