Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 19:20, курсовая работа
Антикризисное управление заключается в предотвращении его негативного воздействия, в обеспечении выживаемости организации и в выведении ее из кризисного состояния с минимальными потерями.
Основу концепции кадровой политики в условиях кризисной фазы развития организации составляет обеспечение выживаемости организации в результате более высоких темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменениями внешней среды и других объективных факторов.
Введение
1.Типология кризисов в организации…………………………………………..5
2. Антикризисная кадровая политика………………………………….……….9
2.1Формирование антикризисной команды……………………………………10
2.2 Сохранение кадрового потенциала…………………………………………11
2.3 Реструктуризация кадрового потенциала…………………………………12
2.4 Методы управления сопротивлением при конфликтах…………………...14
3.Принципы антикризисного управления персоналом………………………..15
Заключение……………………………………………
Затраты на реконструкцию кадрового потенциала складываются из расходов на переподготовку и повышение квалификации, на изучение рынка труда, на высвобождение персонала (выходное пособие, повышение квалификации или переподготовка для трудоустройства, социальная защита).
Реструктуризация персонала всегда связана с текучестью кадров. Как текучесть влияет на организацию?
Низкий уровень текучести может означать: сотрудникам явно переплачивают, предъявлены заниженные требования. Все это может привести к застою новых идей и подходов в организации.
Большую текучесть
могут позволить себе компании, которые
не связаны с интеллектуальными
услугами (розничный магазин). Их последствия
в данном случае менее ощутимы, так
как розничные продажи
Необходимо добиться
такого положения дел, при котором
уход сотрудника из организации не
приводит к потере знаний и клиентов.
Тогда сменяемость будет
В активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести может быть выше и составлять чуть более 20%. В рознице, у рестораторов и страховщиков текучесть в 30% не вызывает беспокойства, а у некоторых ритейлеров даже текучесть 80% считается нормальной.
В крупных городах средние нормы текучести по всем отраслям колеблются от 10 до 20%. В небольшом провинциальном городе этот показатель может снизиться до 5% только потому, что в данной местности возможность выбора работы меньше. Есть промежуток времени, в течение которого человек полностью раскрывает свой потенциал в конкретной должности. Это обычно 1,5 – 2 года. Если человек в течение этого периода не проявил себя в карьерном плане, с ним лучше расстаться.
В производственных подразделениях этот период может длиться 5-7 лет. Здесь уровень текучести ниже – 5-10%.
Каждой компании следует рассчитать свой идеальный размер текучести (смены) персонала. Стоит разделить уход сотрудников на:
- активный – когда люди покидают компанию по собственному желанию;
- пассивный – связанный с желанием работодателей.
В идеале текучесть
должна быть только пассивной. Но под
текучестью часто понимают именно уход
по собственному желанию».
2.4 Методы управления сопротивлением при конфликтах.
Основная задача
– преодолеть сопротивление путем
расширения, насколько это возможно,
круга сторонников
«Дж. Коттер и Л. Шлезингер предложили следующий список методов преодоления сопротивления при проведении изменений:
· Образование и консультирование: добиться у всех понимания выгод и задач преобразований путем программ подготовки, личных консультаций, собраний и распространений докладов; предполагается, что недостаток информации или неправильная ее интерпретация вызывает сопротивление;
· Участие и привлечение: возможные противники привлекаются к планированию и осуществлению изменений, что будет способствовать уменьшению их озабоченности последствиями преобразований, эффективному использованию их навыков и знаний; считается наиболее эффективной тактикой воздействия на поведение персонала и наиболее экономичной;
· Помощь и поддержка: некоторые сотрудники нуждаются в советах, которые помогут им преодолеть страх и беспокойство, вызываемые изменениями;
· Переговоры и соглашение: цель обмена мнениями – достижение взаимоприемлемого компромисса (предоставление стимулов в обмен на поддержку), возможно, потребуется внести коррективы в план изменений; но, договорившись с одними, можно вызвать тем самым претензии у других;
· Манипулирование и сотрудничество: эмоциональное обращение к чувствам сотрудников и выборочное распространение искаженной информации, преувеличивающей преимущества изменений и игнорирующей их недостатки, предоставление потенциальным противникам привилегий в процессе принятия решений;
· Открытое и скрытое
принуждение: можно прибегнуть к силе
и угрозам, рисуя перспективы перевода,
остановки продвижения или увольнения
(кадровые перестановки); используется
в крайнем случае, сопротивление быстро
ликвидируется, небольшие затраты, но
из-за недовольства затрагиваемых лиц
может возникнуть угроза будущим проектам
изменений; наименее эффективная тактика
управления сопротивлением
3.Принципы антикризисного
управления персоналом
Всё многообразие принципов антикризисного
управления персоналом можно разделить
на общие, базисные принципы, регулирующие
деятельность государственных органов
управления в целом; специфические принципы,
определяющие управление кадровым потенциалом
в хозяйственных организациях; частные
принципы, регулирующие функционирование
отдельных сторон деятельности управленческого
персонала.
К общим принципам государственной кадровой
политики относят научность, конкретно-исторический
подход, нравственность, законность, демократизм,
преемственность и сменяемость.
К группе общих принципов антикризисного
управления можно отнести следующие принципы:
системности; равных возможностей; уважения
человека и его достоинства; командного
единства; горизонтального сотрудничества;
правовой и социальной защищённости.
Частные принципы – принципы деятельности
кадровых служб по отбору, расстановке,
селекции, подготовке и переподготовке
персонала.
В качестве специфических принципов, определяющих
управление кадровым потенциалом в хозяйственных
организациях, называют принципы оптимизации
кадрового потенциала предприятия; принципы
формирования уникального кадрового потенциала
кризисного предприятия; принцип комплементарности
управленческих ролей на предприятии.
Принцип системности
. Управление персоналом предполагает,
что линейные руководители, специалисты,
работники кадровых служб рассматривают
человеческий ресурс организации как
целостную, взаимосвязанную динамическую
систему, охватывающую все категории работников
и тесно связанную с внешней средой организации.
Системный характер управления персоналом
предусматривает скоординированный подход
ко всем направлениям формирования и регулирования
человеческого капитала организации:
набору, отбору, расстановке руководящих
кадров, их подготовке и переподготовке,
селекции и трудоустройству.
Принцип равных возможностей
отражает объективные тенденции, происходящие
в социально-политической и экономической
жизни общества.
Принцип уважения
человека и его достоинства. Он содержит:
максимальное развитие инициативы, талантов,
профессиональных навыков; умение найти
себя в новой обстановке; поощрение достижений
сотрудников и их личного вклада; создание
возможностей для творческого роста, обеспечение
таких условий, когда голос каждого будет
услышан; защиту прав, достоинства, гарантии
личной безопасности.
Принцип командного
единства. Команда – это тщательно подобранный
профессиональный, самоуправляющийся
коллектив, в полной мере разделяющий
основные цели и ценности организации,
выступающий как единое целое. Все члены
команды имеют равные условия, несут коллективную
ответственность за результаты деятельности
команды.
Принцип горизонтального
сотрудничества. В большинстве преуспевающих
организаций наблюдается тенденция передачи
прав и ответственности на низовой уровень
управления.
Принцип правовой
и социальной защищённости. Этот принцип
предполагает строгое соблюдение и исполнение
Конституции РФ, законов и основанных
на них правовых актов.
Принцип учёта долгосрочной
перспективы организации. Реализация
требований этого принципа предполагает
осуществление стратегического прогнозирования
и планирования развития организации.
Стратегический прогноз должен дать ответы
на вопросы:
1. Сколько работников, какой квалификации,
когда и на каких этапах и при каких обстоятельствах
будут использованы?
2. Какие рабочие места будут сокращены,
будут ли созданы новые и в каком
количестве, возникнет ли необходимость
в сокращении персонала, в его переобучении,
переподготовке, профориентации?
3. Каких затрат потребуют предполагаемые
кадровые изменения?
Принцип интеграции
и сплочённости коллектива. Реализация
этого принципа возможна при воспитании
коллектива в духе корпоративной, солидарной
ответственности и понимания того факта,
что личная судьба каждого зависит от
выживания организации, от правильно выбранной
стратегии развития.
Принцип участия сотрудников
в принятии решений. Такое участие предупреждает
сопротивление персонала организационным
и технологическим нововведениям, способствует
не только взаимопониманию менеджеров
и рядовых работников, но и повышает производительность
труда.
Принцип
опоры на профессиональное
ядро кадрового потенциала. Ядро
кадрового потенциала представляет собой
совокупность способностей работников
организации, которые обеспечивают ей
стратегическое преимущество на рынках
товаров, услуг и знаний.
Принцип соблюдения
баланса интересов руководителей
и подчинённых
сотрудников. В преуспевающих компаниях
большую роль отводят сбору ин-
формации о том, что думают их сотрудники
о бизнесе, о содержании деятельности
руководящего звена менеджеров, условиях
и оплате труда сотрудников, о соблюдении
принципов трудовой этики, о перспективах
“человеческих ресурсов”, о вовлечении
персонала в решение корпоративных задач.
Принципы сотрудничества
с профсоюзами и общественностью. Менеджеры
и предприниматели ведущих фирм стремятся
к установлению отношений сотрудничества
с местным сообществом, учитывают их справедливые
требования, откликаются на их просьбы,
строго соблюдают законы и правовые акты.
Все перечисленные принципы действуют
эффективно тогда, когда они
взаимодействуют и дополняют друг друга,
будучи интегрированными в целостную
систему.
Заключение.
Эффективное проведение
программы оплаты труда и стимулирования,
с одной стороны, позволяет удержать
в компании ключевых сотрудников
и не допустить существенного
снижения производительности труда, а
с другой — обеспечивает бесконфликтное
сокращение численности персонала.
В условиях
становления рыночной
- уход квалифицированных работников;
- низкая исполнительская и трудовая дисциплина
персонала;
- недостаточная квалификация персонала,
работающего в организации, недостаточный
уровень квалификации отдельных руководителей;
- неудовлетворительный морально-психологический
климат;
- низкий уровень мотивации работников,
недостаточная инициативность работников
при решении производственных проблем;
- наличие проблемы «Мы – Они» (конфронтация
администрации и персонала).
Эти и некоторые другие проблемы ставят
перед руководителями вопрос о совершенствовании
системы управления персоналом. Однако,
очень часто приходится сталкиваться
с тем, что стараясь поставить на должный
уровень работу с персоналом в организации,
руководители делают целый ряд ошибок,
которые не позволяют достичь тех целей,
ради достижения которых, собственно,
и была начата работа с персоналом. Стабильная
работа и развитие предприятия зависит
от многих факторов, одним из которых является
профессионализм работников структуры
управления
Устойчивость
экономической основы кадровой политики
определяется единством целей и
конкретных интересов всех членов трудового
коллектива, заинтересованных в повышении
эффективности производства, его
развитии и совершенствовании, что
обеспечивает более полное удовлетворение
потребностей работников. Очевидно, что
коллективные и личные интересы не могут
существовать раздельно. С одной стороны,
весь коллектив как совокупный работник,
для которого решение экономических проблем
- это вопрос выживаемости, с другой - каждая
отдельная личность, чьи приоритеты лежат
в сфере удовлетворения собственных потребностей.
Баланс интересов может достигаться при
обязательном условии, что каждый сотрудник
осознает себя как неотъемлемую часть
трудового коллектива.
Список литературы.
1. Костин
Л.А. Совершенствование
2. Ледяев Е. Управление персоналом в условиях кризиса.// Управление персоналом.-2008.-№6.
3.Меткин В.М. Особенности
управления кризисными ситуациями./СПб.,
2004г.;
4. Самоукина Н. Антикризисное управление
компанией. Как не повторить прежних ошибок
и исправить свои./СПб., 2003г.;
5. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление
производством и персоналом./М., 2005г.;
6. Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятием:
теоретические и практические аспекты./
М., 2006г.
7. Антикризисное управление. Учебник./
Под ред. Короткова Э.М./М., 2001г.;
8. Симонова И., Дудаева Л.М. Трудовой потенциал и его воспроизводство как основа стратегического развития предприятия.. - М.: 2007.
9. Симонова И.
Когда пора менять кадровую политику //
Кадровик. Кадровый менеджмент.- 2009, №
7.
Приложение.
Руководители компаний отвечают на следующие вопросы:
1. Как перестроена у вас в компании работа с персоналом для условий кризиса?
2. Проводилось ли в компании сокращение персонала, уменьшение выплат и соцпакета? Если да, то как была организована эта работа, какой полезный, достойный тиражирования опыт был вами приобретен при ее проведении?
3. Каковы ваши принципы разрешения конфликтных ситуаций в условиях кризиса?
4. Какие мотивационные методы работы с персоналом вы используете в условиях кризиса — материальные и нематериальные?
5. Какие вообще методы работы с персоналом в период кризиса вы стали использовать — аттестация, налаживание системы внутреннего PR, большая формализация отношений?
6. Какие типичные ошибки совершают компании в сфере управления персоналом в условиях кризиса?
Анна МОЗГОВАЯ, директор по персоналу цепочки поставок Avon, Восточная Европа:
1. Кризис не сказался на наших приоритетах на 2009 год, а это — безопасность, качество, стоимость продукции, уровень сервиса для наших представителей и клиентов. В связи с тем что наша корпорация уделяет особое внимание оптимизации расходов во всех областях деятельности, стоимость наших операций будет играть особую роль в наступившем году. Достигать оптимального уровня затрат мы будем в первую очередь путем повышения эффективности наших технологических и бизнес-процессов.
2. Мы делаем все возможное, чтобы кризис никак не отразился на наших сотрудниках: предлагаем очень хороший социальный пакет и достойную компенсацию, и это не изменится в текущем году. Мы не планируем изменений в численности персонала, которые явились бы следствием кризиса.
3. Я бы не стала делать различия в принципах разрешения конфликтных ситуаций в условиях кризиса и при обычных обстоятельствах. Для нас на первом месте всегда стоит уважительное отношение к людям. В последнее время становится очевидным, что кризис повлиял на отношение сотрудников к компании и к своей работе. Мы замечаем, что их лояльность растет, и связываем это с тем, что, наблюдая за нестабильной ситуацией на рынке труда, сотрудники начинают намного выше ценить то, что имеют.
4. Главное для нас — сохранить у персонала чувство уверенности в завтрашнем дне. Очень важно, чтобы у сотрудников было понимание того, что их профессиональный рост и вознаграждение за труд находятся в собственных руках. А мы готовы им всячески в этом помогать. Сейчас в Avon на заводе в Наро-Фоминском районе и в дистрибьюторских центрах работает более 1500 человек. И одним из приоритетов на ближайшее время является разработка и внедрение премиальной программы для производственного персонала, которая направлена на стимулирование личного и командного вклада сотрудников.
5. Я уверена, в период нестабильности на первое место выходит регулярное информирование сотрудников о происходящем, наших достижениях и планах на будущее. Только при общем понимании целей и задач, а также эффективной коммуникации, мы сможем достичь запланированных результатов.
Информация о работе Принципы антикризисного управления персоналом