Продолжение курса экономических реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
Продолжение курса экономических реформ………………3
Кризис……………………………………………………………..5
Российская конституция 1993 года…………………………6
Межнациональные отношения………………………………7
Политические партии в государственной думе…………..8
Международные связи России………………………………10
Принципы внешней политики………………………………..12
Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
Отношения с государствами СНГ…………………………13
Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
Россия вначале XXI столетия………………………………18
Общественно-политическое развитие……………………22
Социально-экономическое развитие……………………….23
Вывод……………………………………………………………..25
Используемая литература…………………………………..27

Файлы: 1 файл

РОССИЯ В 90.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………..2
  2. Продолжение курса экономических реформ………………3

Кризис……………………………………………………………..5

  1. Российская конституция 1993 года…………………………6

Межнациональные отношения………………………………7

  1. Политические партии в государственной думе…………..8
  2. Международные связи России………………………………10
  3. Принципы внешней политики………………………………..12
  4. Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
  5. Отношения с государствами СНГ…………………………13
  6. Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
  7. Россия вначале XXI столетия………………………………18
  8. Общественно-политическое развитие……………………22
  9. Социально-экономическое развитие……………………….23
  10. Вывод……………………………………………………………..25
  11. Используемая литература…………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности  проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме  правления продолжала оставаться республикой  Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного  периода, которая предусматривала  с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Конфликт между  президентом и парламентом, впервые  резко обозначившийся в оценке экономической  реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке  Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает апогея, 21 сентября Президент обнародовал свой указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нем говорилось о¬ прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания – Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту российской конституции. Конституционный суд и X съезд народных депутатов охарактеризовали указ 1400 как акт государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом парламента.

Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому  всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и  городах федерального значения они  стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную  думу, и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией.

 

 

Продолжение курса экономических  реформ.

  Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой  конфронтации законодательной и  исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов  предоставил президенту широкие  полномочия для проведения экономических  реформ. Большинство депутатов российского  парламента в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики  в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом  Е. Т. Гайдаром, разработало программу  радикальных реформ в области  народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры "шоковой терапии" нацелены были на перевод экономики  на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе  реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход  на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию произволе1венно-1ехническо1 о назначения. Либерализация цен вы шала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частою сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992-1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение формы  собственности не повысило эффективности  экономики. В середине 1993-1994 гг. падение  промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении - 31%, в производстве предметов широкого потребления - 30%. Свыше половины товаров  российского рынка приходилось  на долю импортной продукции.

Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Во второй половине 90-х  годов большинство крупных и  средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора.

Программа экономических  реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В Агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%.

Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. - 9800, зерноуборочных комбайнов - соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном - 57,9%.

Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.

Складывание новых имущественных  отношений сопровождалось углублением  социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35-65%).

 

Кризис власти.

После распада Союза ССР  началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства  передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией  президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено  официальное название российского  государства. РСФСР была переименована  в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования  СССР не изменился характер взаимоотношений  между президентом, с одной стороны, Верховным

Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян  вызывало недовольство продолжение  курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением  законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым  премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 миллионов человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому  времени президентом и его  советниками был подготовлен  проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил  о роспуске представительных органов  власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный  президентский акт силами оппозиции  в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся  попытка штурма мэрии и Останкинского  телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч  человек. В столице было объявлено  чрезвычайное положение, в город  введены войска. В ходе событий  несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей  до тех пор системы Советов. В  октябре 1993 г. были приняты несколько  указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

 

Российская конституция 1993 года.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была  принята Конституция Российской  Федерации. Россия объявилась  демократическим федеративным правовым  государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосование президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Конституцией  разграничивались полномочия между  органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции  высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные  вопросы: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войн и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти  Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно  закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право  частной собственности. Конституция  создавала условия достижения в  обществе политической устойчивости.

Информация о работе Продолжение курса экономических реформ