Продолжение курса экономических реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
Продолжение курса экономических реформ………………3
Кризис……………………………………………………………..5
Российская конституция 1993 года…………………………6
Межнациональные отношения………………………………7
Политические партии в государственной думе…………..8
Международные связи России………………………………10
Принципы внешней политики………………………………..12
Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
Отношения с государствами СНГ…………………………13
Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
Россия вначале XXI столетия………………………………18
Общественно-политическое развитие……………………22
Социально-экономическое развитие……………………….23
Вывод……………………………………………………………..25
Используемая литература…………………………………..27

Файлы: 1 файл

РОССИЯ В 90.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

 

Межнациональные отношения.

После распада  СССР отношения федеральных властей  с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился  на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных  споров вооруженные столкновения между  ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две  самостоятельные республики.

31 марта 1992 г.  между автономными республиками  России был подписан Федеративный  договор. Он предусматривал разделение  полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которой не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность  в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского  движения в Чечне привело к  расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены  Вооруженные силы России с целью  восстановления там конституционного порядка. Это положило начало затяжной и кровопролитной чеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. в  Хасавюрте между российским и  чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод  федеральных вооруженных сил  из Чечни и проведение в республики президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в  республике оставалась крайне напряженной  и взрывоопасной.

 

Политические партии в  государственной думе.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной  власти - Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящие из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и  коалиций. Широкую известность приобрели блоки “Выбор России” и “Явлинский, Болдырев, Лукин” (“ЯБЛоко”), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение “Отечество”. Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок “ЯБЛоко” отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных  на многопартийной основе выборов в  парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили “Выбор России”, ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем  Совета Федерации стал В. Ю. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных  промышленных предприятий страны. Государственную  Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе  возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них  являлась фракция “Выбор России”, возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место  в работе Госдумы I созыва заняли вопросы  экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных  отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая  часть которых была подписана  президентом. В их числе - законы о  правительстве и конституционной  системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных  экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

Сформировавшиеся  накануне выборов всероссийское  общественно-политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных  и предпринимательских слоев. Главную  экономическую задачу участники  движения видели в формировании смешанной  экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства  должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую  их часть составляли работники законодательных  и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего  депутатского корпуса, 36% общего числа  мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок Г. А. Явлинского (“ЯБЛоко”), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объединения.

Состав Госдумы  предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в  ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического  реформирования и оппозицией, в рядах  которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком  противоборстве обсуждались и принимались  решения по вопросам, связанным с  регулированием новых социально-экономических  отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная  политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с  НАТО. Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения.

Оппозиционные правительству  силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовало 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов - главный конкурент Б. Н. Ельцина - получил 40% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.

 

Международные связи России.

 

В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией.

Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие  на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако

курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи

с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае — президентскими выборами ) возникли глубокие внутренние конфликты.

 

Принципы внешней  политики.

Распад СССР изменил положение  России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним  миром. Внешнеполитическая концепция  Российской Федерации выдвигала  приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и  независимости, обеспечение благоприятных  условий для развития рыночной экономики  и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего  Советского Союза в ООН, а также  помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными  странами. Внешнеэкономические связи  рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

 

Россия и страны дальнего зарубежья.

 После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Россия активно включалась в решение важнейших международных  вопросов. В октябре 1997 г. Государственная  Дума ратифицировала Женевскую конвенцию  о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось  предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием з состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего  СССР и распад Совета Экономической  Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После  долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования  в торговле с США. Постоянными  экономическими партнерами являлись государства  Ближнего Востока и Латинской  Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах  при участии России строились  тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В  Пакистане, Египте и Сирии возводились  металлургические предприятия и  сельскохозяйственные объекты. Сохранились  торговые контакты между Россией  и странами бывшего  СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Информация о работе Продолжение курса экономических реформ