Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.
Введение…………………………………………………………..2
Продолжение курса экономических реформ………………3
Кризис……………………………………………………………..5
Российская конституция 1993 года…………………………6
Межнациональные отношения………………………………7
Политические партии в государственной думе…………..8
Международные связи России………………………………10
Принципы внешней политики………………………………..12
Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
Отношения с государствами СНГ…………………………13
Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
Россия вначале XXI столетия………………………………18
Общественно-политическое развитие……………………22
Социально-экономическое развитие……………………….23
Вывод……………………………………………………………..25
Используемая литература…………………………………..27
За время «реформ»
производительность труда в российской
промышленности упала более чем
наполовину. Тем не менее правительство
не допускало банкротства
В стране в 1990-е
гг. сформировался новый правящий
класс. В эту группу вошла значительная
часть прежней советской
За 1990-е годы, по официальным данным, население России сократилось со 150 млн. до 146 млн. человек. Дело в том, что смертность превысила рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль населения. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о децеребрации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.
Разумеется, в
жизни многих россиян, особенно в
Москве, Петербурге, других крупных
городах, произошло немало приятных
перемен. Исчезли очереди, понятие
товарного дефицита. Возникли тысячи
магазинов, пунктов торговли на любой
вкус и кошелек, переполненные
В. В. Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль над бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.
С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России — Государственный совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов России — законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.
В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.
В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.
С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы.
В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.
Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.
Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин безоговорочно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».
Общественно-политическое развитие.
Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов1. Во главе округов стояли полномочные представители Президента Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Произошла реорганизация
Совета Федерации - верхней палаты
Федерального Собрания России. Место
глав регионов в Совете заняли
назначаемые ими лица, имеющие
опыт работы в законодательной
сфере. Бывшие члены верхней
палаты парламента составили
основу совещательного
Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.
Продолжалась работа по политическому
урегулированию обстановки в Чечне.
В 2003 г. состоялся референдум по Конституции,
которая утвердила Чечню как
субъект Российской Федерации. Президентом
республики стал бывший муфтий, а затем
глава администрации Чечни
Развитию и укреплению
нового политического порядка в
стране, улучшению многопартийности
должен был способствовать Закон
о политических партиях России (2001
г.). Закон предусматривал превращение
партий в общефедеральные организации.
В ходе последующей перерегистрации
некоторые из них прекратили существование.
В то же время создавались новые
политические объединения. Наиболее крупной
и влиятельной среди них стала
партия "Единая Россия", возникшая
в результате слияния общественно-
7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии "Единая Россия" (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР - 36, "Родина" - 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий "Союз правых сил" и "Яблоко" в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие.
Первые годы нового столетия
явились переломными для
Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.
Совершавшиеся в экономике
структурные преобразования потребовали
упорядочения отношений государственной
власти и частного бизнеса. Принимались
меры по предотвращению злоупотреблений
со стороны крупных промышленников
и компаний. Государственная Дума
III созыва утвердила Закон "О конкуренции
и ограничении
Были приняты новые
законодательные акты, направленные
на улучшение условий деятельности
средних и мелких предприятий. В
2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых
предприятий, из них 47% - в торговле,
12% - в промышленности, лишь около 2% в
Агро сфере. Положению дел в аграрном
секторе уделялось особенно большое
внимание. В 2001-2003 гг. были внесены существенные
изменения в Земельный кодекс.
Закреплялось право собственности
на землю. Устанавливались льготные
кредиты для
Реформирование экономики
шло медленно, но его позитивные
результаты были налицо. В 2004 г. темпы
роста валового внутреннего продукта
(ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. - 5,1%); прирост
промышленной продукции превысил 6%
(в 2001 г. - 4,9%). На 12% сократилась инфляция.
Это означало, что в развитии народного
хозяйства наметился
Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.
Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.
Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.
Вывод.
В заключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны, чем обычно мы её видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишком мало решено нашим правительством новых проблем Сложившаяся социально-экономическая система была в последнее время недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных