Продолжение курса экономических реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
Продолжение курса экономических реформ………………3
Кризис……………………………………………………………..5
Российская конституция 1993 года…………………………6
Межнациональные отношения………………………………7
Политические партии в государственной думе…………..8
Международные связи России………………………………10
Принципы внешней политики………………………………..12
Россия и страны дальнего зарубежья……………………..12
Отношения с государствами СНГ…………………………13
Россия накануне нового тысячелетия……………………..16
Россия вначале XXI столетия………………………………18
Общественно-политическое развитие……………………22
Социально-экономическое развитие……………………….23
Вывод……………………………………………………………..25
Используемая литература…………………………………..27

Файлы: 1 файл

РОССИЯ В 90.docx

— 77.46 Кб (Скачать файл)

За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем  наполовину. Тем не менее правительство  не допускало банкротства неэффективных  предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10—15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до соотношения 20 к 1. В советское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 к 1.

В стране в 1990-е  гг. сформировался новый правящий класс. В эту группу вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Подавляющее большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни.

За 1990-е годы, по официальным данным, население России сократилось со 150 млн. до 146 млн. человек. Дело в том, что смертность превысила рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль населения. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о децеребрации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

Разумеется, в  жизни многих россиян, особенно в  Москве, Петербурге, других крупных  городах, произошло немало приятных перемен. Исчезли очереди, понятие  товарного дефицита. Возникли тысячи магазинов, пунктов торговли на любой  вкус и кошелек, переполненные продовольственными и промышленными товара­ми. Появились  реальные возможности купить автомобиль, телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер, видеокамеру иностранного производства, съездить за границу, улучшить жилищные условия, получить образование за рубежом. Развились новые формы развлечений, разнообразные услуги. Многие продавцы, работники сферы обслуживания стали внимательными и вежливыми.

В. В. Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства  и скорректировал осуществление  экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль над бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился  состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы  администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при  Президенте России — Государственный  совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов России — законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической  области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.

В первый президентский  срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций  и предприятий, увеличился минимальный  размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной  реформы. Среди ее задач: постепенное  сокращение численности Вооруженных  сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов  населения отставал от темпов роста  инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин  получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство  на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин безоговорочно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

 

Общественно-политическое развитие.

Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования  механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов1. Во главе округов стояли полномочные представители Президента Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

 Произошла реорганизация  Совета Федерации - верхней палаты  Федерального Собрания России. Место  глав регионов в Совете заняли  назначаемые ими лица, имеющие  опыт работы в законодательной  сфере. Бывшие члены верхней  палаты парламента составили  основу совещательного Государственного  Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна  реформа в системе государственной  власти - переход от общенародного  избрания губернаторов к утверждению  их федеральными парламентами  по представлению Президента  России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной  Думы занимала проблема разграничения  обязанностей между федеральными, региональными  и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней  власти на основе российской Конституции  и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому  урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как  субъект Российской Федерации. Президентом  республики стал бывший муфтий, а затем  глава администрации Чечни Ахмат  Кадыров. Создавались республиканские  институты власти. Претворялась в  жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная  программа восстановления экономики  и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики  организовали несколько крупных  терактов (взрыв Дома правительства  в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном  центре на Дубровке, захват школы в  Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной  администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в  стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон  о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение  партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации  некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые  политические объединения. Наиболее крупной  и влиятельной среди них стала  партия "Единая Россия", возникшая  в результате слияния общественно-политических движений "Единство" и "Отечество - вся Россия". Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись  выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны  450 депутатов. Подавляющая часть  их принадлежала к партии "Единая  Россия" (350). КПРФ получила 52 места,  ЛДПР - 36, "Родина" - 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий "Союз правых сил" и "Яблоко" в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

 

Социально-экономическое  развитие.

Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые  последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное  оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в  планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством  торговли и промышленности, уделялось  дальнейшему формированию и совершенствованию  рыночных отношений. В этих целях  продолжался, хотя и медленно, процесс  приватизации. В 2003 г. в стране действовали  почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные  позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в  России, но и за рубежом приобрели  созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в  этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике  структурные преобразования потребовали  упорядочения отношений государственной  власти и частного бизнеса. Принимались  меры по предотвращению злоупотреблений  со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". Усилилось  регулирование деятельности монополий  в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса  и силовых структур, спецслужбам  запрещалось излишнее вмешательство  в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к  нарушителям его применялись  жесткие меры. В 2003-2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности  за неуплату налогов в крупных  размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа - Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые  законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых  предприятий, из них 47% - в торговле, 12% - в промышленности, лишь около 2% в  Агро сфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое  внимание. В 2001-2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности  на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись  возможности развития сельхоз кооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики  шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы  роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. - 5,1%); прирост  промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. - 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного  хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли  и высокие цены на мировом рынке  на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем  многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать  действенные рыночные механизмы  и структуры, способные успешно  управлять всей системой народного  хозяйства.

Под воздействием экономических  преобразований продолжались изменения  в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых  социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы  сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике  стали основой позитивных сдвигов  в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный  размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения  России и ее позиций на международной арене.

 

Вывод.

          В заключении реферата мне хочется показать Россию с иной  стороны, чем обычно мы её видим. Слишком много осталось пережитков  старого,  слишком мало  решено  нашим  правительством  новых  проблем  Сложившаяся  социально-экономическая система  была  в  последнее  время  недостаточно  эффективной. Отсутствовала  юридическая  защита  прав   собственности   и   отечественных

Информация о работе Продолжение курса экономических реформ