Шпора по АКУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:11, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по антикризисному управлению УГАТУ

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 610.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие кризиса в социально-экономической системе.

Кризисы характерны для любой социально-экономической  системы (от государства до предприятия) и связаны с процессами функционирования и развития системы.

Функционирование  – поддержание жизнедеятельности, сохранение целостности, определяющие ее сущностные характеристики.

Развитие -  приобретение нового качества укрепляющие ее жизнестойкость, в условиях изменяющейся внешней  среды.

Кризис -  крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Виды развития систем:   

Устойчивое развитие – развитие системы в пределах зоны допустимых значений(трубка качества)

Неустойчивое развитие –  развитие при котором система  в некоторый момент времени выходит  из зоны допустимых значений, но по текущим  управлением вновь возвращается в трубку качества.

Кризисное развитие – развитие при котором система выходит из зоны допустимых значений  но под текущим управлением не может вернуться в трубку качества.

 

  1. Макроэкономические кризисы.

В зависимости от характера  экономических спадов, охвата ими  различных сфер или отраслей народного  хозяйства различают следующие виды экономических кризисов:

1.   Циклические кризисы – это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой активности во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

2.      Промежуточные кризисы – это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. Они не дают начало новому циклу, носят локальный характер, непродолжительны.

3.      Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения длительного периода адаптации к новым условиям (энергетический кризис 70-х гг. XX в. повысил цены в 4-5 раз и вынудил перейти к энергосберегающим технологиям).

4.      Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. Речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках (мировой валютный кризис 70-х гг. XX в. и переход к системе плавающих курсов).

5.      Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием деятельности в одной из отраслей (напр., в угольной, сталелитейной, текстильной промышленности).

6.      Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности (поздняя весна для сельского хозяйства и коммунального, нехватка топлива).

7.      Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

 

 

  1. Жизненный цикл предприятия и место в нем кризиса и антикризисного управления.

ЖЦП – это совокупность стадии развития которые проходит организация за период своего существования.

  1. Стадия становления входит( зарождение, поиск единомышленников, подготовка, юридическое оформление, набор персонала, выпуск первой партии продукции)
  2. Рост (рост числа сотрудников, разделение труда и рост специализации, более формальные отношения, внедрение систем стимул, стандартизация)
  3. Стадия зрелости (положение на рынке устойчивое, имеется постоянный доход, но утрачивается динамизм)
  4. Спад и кризис (снижение объёма продаж, снижение выручки, прибыли)
  5. Санация – досудебная процедура восстановления платежеспособности предприятия, путем реструктуризации задолженности, либо реорганизации.

Если санация успешна, то предприятие выходит из кризиса, если нет то вводится процедура банкротства

- наблюдение, при  котором определяется возможность  восстановления платежеспособности. Если внешний управляющий решает  что восстановление возможно, то стадия 6

6,7. процедуры  внешнего управления и финансового  оздоровления, при которых восстанавливается  платежеспособность. Если временный  управляющий решает что восстановление  невозможно , или ВУ И ФО закончились  неудачно, то наступает стадия 8

8. Вводится процедура  конкурсного производства направленная  на ликвидацию предприятия.

 

  1. Причины возникновения кризисов на предприятии: внешние и внутренние и их позитивные и негативные последствия.

Внешние причины:

  1. Макроэкономические – складываются под влиянием причин общеэкономического характера
  2. Национальные:

А. Политические – отражается в гос. политике  в отношении предпринимательства, форм собственности, защите прав потребителя  и т.д.

Б. Экономико-географические – связаны с платежеспособным спросом населения, уровнем доходов и накоплением населения.

В. Факторы культуры характеризуется в привычках, нормах потребления и предпочтения одних  товаров другими.

Г. Уровень развития науки и техники, при недостаточности  средств на обновление основных фондов

Внутренние  причины – являются результатами деятельности самого предприятия.

  1. Конструктивно технологические:
    1. Техническая отсталость
    2. Неконкурентоспособность продукции
    3. Низкая загрузка мощностей
  2. Экономические: высокая себестоимость, низкая рентабельность, отсутствие свободных средств для обновления продукции.
  3. Финансовые: высокая доля бартера, вместо денежных средств, большие оттоки денежных средств на ЖКХ и содержание производственных мощностей, необходимость содержания объектов социальной сферы.
  4. Управленческие: отсутствие мотивации в снижении затрат и т.д.

Негативные  последствия

  1. Снижение уровня доверия компании
  2. Снижение уровня продаж
  3. Падение прибыли
  4. Необходимость покрытия издержек, для минимизации ущерба от кризиса
  5. Снижение уровня производительности труда персонала

Позитивные  последствия

  1. Рост узнаваемости фирмы и ее бренда
  2. Новые возможности для роста как в финансовом так и в организационном плане
  3. Улучшение отношений в коллективе
  4. Возможность проведения структурных преобразований на предприятии

 

 

 

 

 

  1. Типология кризисов.
  2. По масштабам
    1. Общие
    2. Локальные
  3. По структуре отношение в социально-экономической системе
  4. Экономические: кризис производства и реализации товара, кризис платежей, потеря конкурентных преимуществ, банкротство.
  5. Социальные: столкновение интересов различных социальных групп( работник работодатель и т.д.)
  6. Организационные: кризисы деятельности отдельных подразделений, филиалов, дочерних компаний.
  7. Технологические: кризис новых технологических идей, в условиях явно выраженной потребности в них.
  8. Психологические: в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группе.
  9. Природные
  10. По продолжительности
    1. Краткосрочные менее 1 года
    2. Среднесрочные 2-5 лет
    3. Долгосрочные более 5 лет
  11. По предсказуемости
    1. Предсказуемые: циклические
    2. Непредсказуемые как результат грубых ошибок в управлении и форс-мажорных обстоятельств
  12. По силе
    1. Острые
    2. легкие
    3.  
  13. Понятие и сущность антикризисного управления.

Управление  – целенаправленное воздействие  субъекта управления на объект управления.

Антикризисное управление – это воздействие субъекта управления на объект управления с целью недопущения предотвращения и сглаживания негативных последствий кризиса.

Рассмотрим  организацию, функционирующую в  период управления Т в течение  одного года. Имеется некая плановая траектория развития основных финансово – экономических показателей (например, прибыль). В момент t1 происходит внешнее возмущение, влияющее на показатели предприятия (изменение законодательства, поломка оборудования, увольнение персонала, появление конкурентов и т.д.). Вследствие этого, показатели предприятия отклоняются от исходной траектории и к концу периода управления предприятие недополучает плановой уровень показателя. В момент t2 предприятие обнаруживает отклонение и предпринимает попытку воздействия на предприятие, с целью его восстановления. Если после данного воздействия система к концу периода Т восстановилась, т.е.  достигла уровня планового развития, то это не АКУ, а текущее управление отклонениями. Но если у предприятия нет ресурсов , либо органами управления кризис опознан слишком поздно и не хватает времени на восстановление, то можно говорить об антикризисном управлении.

В соответствии с этим антикризисное управление – это комплекс мероприятий по восстановлению запредельных изменений  параметров развития системы в целях возврата к исходной траектории планового развития, в случае если система не может самовосстановиться за счет имеющихся ресурсов в течение заданного периода управления.     

 

 

  1. Объект, субъект, необходимость и сущность антикризисного управления.

Объект АКУ  – это предприятие, организация, территориальные, социально-экономические  системы (субъекты РФ и муниципальные  образования).

Объект АКУ  – собственники и менеджеры предприятия, органы государственной власти и  органы местного самоуправления, кредиторы, кризис - менеджеры (арбитражные управляющие).

Необходимость АКУ связана с тем, что опасность  кризиса существует всегда и нужно:

1)прогнозировать  наступление кризиса;

2)проводить  мониторинг текущего состояния  объекта управления;

3)управлять кризисом при его наступлении;

4)сглаживать  его негативные последствия.

Сущность АКУ  проявляется в следующих положениях:

1)кризисы можно  предвидеть, ожидать и вызывать;

2)кризисы можно  в определенной мере ускорять, замедлять, отодвигать;

3)к кризисам можно и необходимо готовиться;

4)кризисы можно  смягчать;

5)управление  в условиях кризиса требует  специальных знаний, навыков, опыта;

6)кризисные  процессы могут быть до определенного  предела управляемыми;

7)управление  процессами выхода из кризиса  способно ускорить эти процессы и минимизировать их последствия.

Особенности АКУ от текущего управления развитие организации в таблице 1:

Таблица 1. Отличие  антикризисного управления от текущего управления развитием предприятия

Параметры сравнения

Текущее управление развитием и отклонениями

Антикризисное управление

Цель

Сохранение  параметров устойчивого развития и  недопущение отклонений

Восстановление  параметров устойчивого развития за счет активизации дополнительных ресурсов

Критерии достижения

Количественное  увеличение параметров развития

Качественное  изменение параметров развития предприятия

Необходимые ресурсы

Достаточны  текущие ресурсы управления

Необходимы  дополнительные внешние ресурсы  либо активизация внутренних резервов

Характер информации

Регламентированная, точная, достаточная  информация.

Информационные  потоки нестабильны. Недостоверная, недостаточная  информация.

Организационная структура

Жесткая. Четкое распределение полномочий на длительный период

Гибкая. Привлечение  внешних специалистов. Возможно создание специального органа для решения проблем.

Необходимое время.

Достаточность времени для управления

Ограниченность  времени для преодоления кризиса

Подходы к решению  управленческих проблем

Использование опыта ранее решаемых проблем

Ориентация  на уникальные решения, не имеющие аналогов

Степень вмешательства  в деятельность предприятий

Политике невмешательства. Косвенный контроль.

Активное участие  в деятельности хозяйствующих субъектов

Внешняя помощь

Саморазвитие

При отсутствии собственных резервов необходимость внешней помощи

Информация о работе Шпора по АКУ