Социальная политика предприятия в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка основных направлений социальной политики предприятия в условиях кризиса.
Предметом исследования является стратегия и тактика социальной политики на российских предприятиях в условиях кризиса. Объект исследования является российское предприятия ОАО «Стекломаш».
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и характеристику социальной политики;
2) определить цели и методы социальной политики в области обучения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теоретические основы социальной политики предприятия
в условиях кризиса……………………………………………………………….4
1.1. Сущность и характеристика социальной политики предприятия…...4
1.2. Цели и методы социальной политики в области обучения…………..8
1.3. Преодоление конфликтных ситуаций в условиях кризиса………….12
1.4. Формирование кадрового потенциала на кризисном предприятии……………………………………………………………………...15
Глава 2: Анализ проблемы социальной политики предприятия на примере
ОАО «Стекломаш»………………………………………………………………20
2.1. Оценка социальной политики ОАО «Стекломаш»…………………20
2.2. Совершенствование модели социальной политики на предприятии
ОАО «Стекломаш»................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31







ВВЕДЕНИЕ
Данная тема крайне актуальна в современных российских условиях. В настоящее время бизнес все больше становится искусством. Руководители начинают понимать, что благополучие их фирм напрямую зависит от отношения к ним потребителя и преданности сотрудников. В условиях жесткой конкуренции и погони за прибылью важное место начал занимать так называемый « человеческий» или социальный фактор.
Каждая уважающая себя западная фирма на своем сайте дает детальную информацию о своей социальной деятельности. Этой тенденции стали в последнее время придерживаться и российские компании. Хорошо продуманная социальная политика влияет не только на создание благоприятного отношения к компании, но и дает экономический эффект.
Цель работы: разработка основных направлений социальной политики предприятия в условиях кризиса.
Предметом исследования является стратегия и тактика социальной политики на российских предприятиях в условиях кризиса.
Объект исследования является российское предприятия ОАО «Стекломаш».
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и характеристику социальной политики;
2) определить цели и методы социальной политики в области обучения;
3) изучить пути преодоления конфликтных ситуациях в условиях кризиса;
4) Анализ социальной политики ОАО «Стекломаш».
5) разработать рекомендации по таким направлениям социальной политики предприятия, как формирование социального пакета, корпоративной культуры и кадрового потенциала на кризисном предприятии.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Социальная политика предприятия в условиях кризиса.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Уфе

 

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «                      Антикризисное управление                                »

на тему «      Социальная политика предприятия в условиях кризиса              »



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТУДЕНТА (КИ)              V           КУРСА        Заочного           ОТДЕЛЕНИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ       Менеджмент Организации

Ф.И.О.(студента)                         Мухаметзяновой Алины Равилевны                   



 

РАБОТУ ПРОВЕРИЛ:

Ф.И.О.(преподавателя)                          Касимова Э.Р.

 
ОЦЕНКА:___________________________ 


 

 

 

Уфа 2012

 

 

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Теоретические  основы социальной политики предприятия

 в условиях кризиса……………………………………………………………….4

        1.1. Сущность и характеристика социальной политики предприятия…...4

        1.2. Цели и методы социальной политики в области обучения…………..8

        1.3. Преодоление конфликтных ситуаций в условиях кризиса………….12

        1.4. Формирование кадрового потенциала на кризисном предприятии……………………………………………………………………...15

Глава 2: Анализ проблемы социальной политики предприятия на примере 

ОАО «Стекломаш»………………………………………………………………20

         2.1. Оценка социальной политики ОАО «Стекломаш»…………………20

         2.2. Совершенствование модели социальной политики на предприятии 

ОАО «Стекломаш»................................................................................................24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Данная тема крайне актуальна в современных российских условиях. В настоящее время бизнес все больше становится искусством. Руководители начинают понимать, что благополучие их фирм напрямую зависит от отношения к ним потребителя и преданности сотрудников. В условиях жесткой конкуренции и погони за прибылью важное место начал занимать так называемый « человеческий» или социальный фактор.

          Каждая уважающая себя западная фирма на своем сайте дает детальную информацию о своей социальной деятельности. Этой тенденции стали в последнее время придерживаться и российские компании. Хорошо продуманная социальная политика влияет не только на создание благоприятного отношения к компании, но и дает экономический эффект.

         Цель работы: разработка основных направлений социальной политики предприятия в условиях кризиса.

        Предметом исследования является стратегия и тактика социальной политики на российских предприятиях в условиях кризиса.

         Объект исследования является российское предприятия ОАО «Стекломаш».

      В соответствии  с поставленной целью  поставлены  следующие задачи:  
1)  рассмотреть сущность и характеристику  социальной политики; 
2)  определить цели и методы социальной политики в области обучения;

3)  изучить  пути  преодоления конфликтных  ситуациях в условиях кризиса; 
4)  Анализ социальной политики ОАО «Стекломаш». 
5)  разработать рекомендации по таким  направлениям социальной политики предприятия,  как формирование социального пакета, корпоративной культуры и кадрового потенциала на кризисном предприятии.

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические основы социальной политики предприятияв условиях кризиса

 

1.1. Сущность и характеристика  социальной политики предприятия

В современной  научной литературе сформировалось два подхода к определению  социальной политики. Одни считают, что  социальная политика - это составная  часть кадровой политики, включающая определенный набор выплат и услуг социального характера. Другие - что это часть менеджмента персонала, которая включает все мероприятия, направленные на формирование мотивации работников, удовлетворение их социальных потребностей, соединение личных целей работников с организационными.

Социальный пакет, безусловно, является одной из основных составляющих социальной политики, особенно на российских предприятиях. Однако в последнее  время все большее значение приобретают  элементы нематериальной мотивации. Поэтому второй подход к определению сущности социальной политики в настоящее время представляется более актуальным и адекватным современным условиям хозяйствования.

Таким образом, социальная политика - это составная часть менеджмента, включающая все цели и мероприятия, направленные на соединение организационных и личных целей работников, формирование их мотивации и удовлетворение социальных потребностей. Социальная политика является важной составляющей системы управления предприятием и имеет огромное значение для успешного функционирования предприятия.

Ученый секретарь  Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН Д. Кувалин  считает, что в последние годы сформировались три модели социальной политики, реализуемой российскими предприятиями 1.

Первая модель - патерналистская, предусматривающая максимальное обеспечение нужд трудового коллектива. Такой политики придерживаются:

1) не реструктуризированные предприятия советских времен, сохранившие небольшие зарплаты и в основном пожилых высококвалифицированных работников;

2) суперсовременные  производства, для которых важен  общественный имидж;

3) прошедшие  реструктуризацию небольшие градообразующие  предприятия, заинтересованные в  поддержании стабильной социально-экономической  ситуации в границах своего  населенного пункта;

4) богатые  корпорации в крупных городах,  заинтересованные в высококвалифицированных  элитных специалистах и удерживающие  их высокими зарплатами и солидными  социальными пакетами.

Вторая модель - тотальное  урезание социальных затрат, включая и доведение фонда зарплаты до минимально допустимого уровня. Обычно она свойственна предприятиям, находящимся в процессе активной реструктуризации или недавно сменившим собственника.

Третья, наиболее распространенная модель, - смешанная. Она заключается в избирательном подходе к персоналу: ценные специалисты имеют высокую зарплату и значительный набор льгот. Низко квалифицированные - небольшой либо вообще не имеют; кроме того, к ним применяются жесткие санкции. Широкое распространение данной модели объясняется главным образом потребностью предприятия в трудовых ресурсах.

Успех бизнеса зависит  во многом от уровня профессионализма и степени самоотдачи работников, поэтому все большую популярность приобретает ситуационный адресный подход - чем лучше работник, тем  значительнее его социальный пакет. Работодатели понимают, что обеды за счет фирмы, перспектива дополнительного пенсионного обеспечения, оплата транспортных расходов и т.д. помогают сотруднику сэкономить силы и здоровье и сильнее привязывают его к предприятию. Не случайно в развитых странах получила распространение концепция социальной ответственности, согласно которой главная задача руководителей промышленных предприятий - выявить потребности различных групп людей, заинтересованных в успешном развитии компании (в первую очередь ее работников), и постараться наиболее полно удовлетворить их в рамках реализации общей корпоративной стратегии предприятия.

Таким образом, в современных  условиях основными функциями социальной политики предприятия являются:

- мотивация персонала с целью повышения производительности труда;

- сокращение конфликтов, создание благоприятного климата;

- развитие и обучение персонала, повышение его профессионализма;

- привязка сотрудников к предприятию (снижение текучести кадров);

- привлечение новых квалифицированных сотрудников;

- создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности.

Первые три функции  отражают те аспекты деятельности в  области социальной политики, на которые  должны быть направлены основные усилия предприятия. Эти функции являются наиболее важными.

На предприятии реализуются  льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников, установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим  работникам дополнительные льготы. Чем  больше таких льгот и услуг, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии. Это создает заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия. Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха предприятия.

По расчетам корпоративного университета компании "Северсталь", после увольнения сотрудника лишь 20% информации, накопленной им за время  работы, сохраняется на предприятии  в виде документов. Поиск нового сотрудника обходится предприятию в 30% его будущего годового заработка. Причем первые полгода новый сотрудник тратит на адаптацию, то есть текучесть кадров серьезным предприятиям невыгодна.

Исследование социальных программ российского бизнеса, представленное на недавнем заседании Ассоциации менеджеров, показало, что удержать специалистов можно достойной зарплатой, премиями, льготами, обучением и развлечениями. Таким образом, социальная политика должна в обязательном порядке включать определенный набор выплат и льгот ("социальный пакет"), элементы нематериальной мотивации (в том числе развлечения), а также программу обучения персонала.

Социальная политика предприятия должна способствовать тому, чтобы:

  1. работник отождествлял себя со своим предприятием;
  2. желания работников соответствовали целям предприятия;
  3. росли производительность труда и готовность работников к работе;
  4. работники были социально защищены;
  5. поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;
  6. улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;
  7. у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.

Социальная политика предприятия должна быть:

- защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;

- воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;

- стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

Реализация социальной политики, несомненно, увеличивает  расходы предприятия на рабочую  силу, удорожая стоимость единицы  труда. Однако очевидны и ее положительные  стороны (повышение мотивации, стабилизация коллектива, улучшение морально-психологического климата и др.). Значит, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.

Таким образом, чтобы  социальная политика предприятия была эффективна и выполняла все свои функции, она должна быть сформирована по определенным принципам, включая следующие элементы:

- "социальный пакет";

- нематериальная мотивация;

- программа обучения;

- система управления конфликтами.

Однако социальная политика не ограничивается только удовлетворением  социальных потребностей персонала. Необходимо следить еще и за качеством человеческих ресурсов предприятия, то есть квалификацией его работников. Этому способствует обучающая функция социальной политики предприятия.

1.2. Цели  и методы социальной политики  в области обучения

Получить  высокие результаты в управлении организацией можно только в том  случае, если работники обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы. Следовательно, наличие качественной программы обучения персонала также является важным элементом социальной политики и действенным способом удержания квалифицированных кадров.

Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:

- надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

- условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

Информация о работе Социальная политика предприятия в условиях кризиса