Стратегии выхода предприятия из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение стратегий выхода предприятия из кризиса и возможность их реализации.
Основные задачи:
определение понятия «антикризисное управление»;
рассмотрение видов антикризисных стратегий;
выделение рекомендаций по разработке и реализации антикризисных стратегий;
анализ финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»
составление рекомендаций для разработки финансовой антикризисной стратегии для ОАО «АВТОВАЗ».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..............
Стратегии антикризисного управления…………......................
Основы антикризисного управления….……………………..........
Виды антикризисных стратегий………..…………………………..
Разработка антикризисной стратегии…….……………..................
Реализация антикризисной стратегии……………………………..
Разработка антикризисной финансовой стратегии ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………….
Общие сведения о компании…………………..………....…………
Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «АВТОВАЗ»........................................................................................
Диагностика кризисного состояния ОАО «АВТОВАЗ» …………
Рекомендации по выбору антикризисной финансовой стратегии.
Заключение………………………………………………………………...........
Список используемой литературы....................................................................
Приложение………………………...…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Стратегии выхода предприятия из кризиса.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Международный университет

Северо-Западный филиал в Санкт- Петербурге

г. Санкт-Петербург

St.Petersburg

8-я линия ВО, дом83, лит.  А, к.1

тел. (812) 717-52-87

83, b.1, 8th Line, Vasilievsky Island tel.

tеl. (812) 717-52-87

E-mail: mail@interun.spb.ru

E-mail: mail@interun.spb.ru


 

Факультет управления, экономики и права

Кафедра международного бизнеса

 

 

Курсовая  работа

 

на тему:

 

«Стратегии  выхода предприятия из кризиса»

 

По дисциплине: «Стратегический  менеджмент»

 

 

Выполнила:

студентка группы М-14мб 4 курса

Конькова Виктория Александровна

 

 


 

Проверила:

Смирнова Галина Александровна 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..............

3

5

5

9

20

25

 

30

30

 

33

36

39

 

42

44

45

Глава 1. 

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Глава 2.

 

2.1.

2.2.

 

2.3

2.4.

Стратегии антикризисного управления…………......................

Основы антикризисного управления….……………………..........

Виды антикризисных  стратегий………..…………………………..

Разработка антикризисной  стратегии…….……………..................

Реализация антикризисной стратегии……………………………..

Разработка  антикризисной финансовой стратегии  ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………….

Общие сведения о компании…………………..………....…………

Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «АВТОВАЗ»........................................................................................

Диагностика кризисного состояния ОАО «АВТОВАЗ» …………

Рекомендации по выбору антикризисной финансовой стратегии.

Заключение………………………………………………………………...........

Список используемой литературы....................................................................

Приложение………………………...…………………………………………..


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход от плановой к  рыночной экономике поставил в сложное  экономическое и финансовое положение  многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий. На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент», а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

В антикризисном  управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Успех стратегии антикризисного управления  в первую очередь  зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение  исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному  состоянию фирмы.

Актуальность темы курсовой работы связана с мировым экономическим кризисом 2008 года. В настоящее время основная масса российских предприятий находится в критическом состоянии, треть из них по формальным признакам подходит под критерий банкротства.

Степень изученности проблемы. В настоящее время опубликовано много работ, посвященных вопросам антикризисного управления предприятиями. В частности мной использовались работы Зуб А.Т., А.А. Томпсона-мл. и А.Дж. Стрикленда III и др. Однако примеров разработки антикризисных стратегий очень мало, т.к. очевидно эта информация для внутреннего пользования компаний.

Предметом исследования являются процесс разработки и реализации антикризисной стратегии.

Объект исследования – ОАО «АвтоВАЗ»

Цель курсовой работы - определение стратегий выхода предприятия из кризиса и возможность их реализации.

Основные задачи:

    1. определение понятия «антикризисное управление»;
    2. рассмотрение видов антикризисных стратегий;
    3. выделение рекомендаций по разработке и реализации антикризисных стратегий;
    4. анализ финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»
    5. составление рекомендаций для разработки финансовой антикризисной стратегии для ОАО «АВТОВАЗ».

 

Глава 1. Стратегии антикризисного управления

 

1.1. Основы антикризисного управления.

В развитии любой  организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса.

Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление в широком смысле – это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности и риска. [4; стр. 40]

Антикризисное управление в узком смысле – это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. [4; стр. 40]

Цели и  задачи антикризисного управления [8; стр.22]:

    1. Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

    1. Воспрепятствование опасным факторам кризиса.

    1. Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).

    1. Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.

    1. Ослабление негативных последствий кризиса.

    1. Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в  любом другом виде управления, в  антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К объектам антикризисного управления относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. [8; стр. 23]

Субъектами  выступают собственники, менеджеры  предприятий и организаций, государственные  органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах – арбитражные управляющие).

Проблематика  антикризисного управления обширна  и разнообразна; ее можно разделить  на четыре группы. [4; стр. 41]

Первая группа - проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Но не все кризисы  можно предотвратить, многие из них  надо пережить, преодолеть. И это  достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности  организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его  последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии, что требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.

Третья группа проблем - диверсификация технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами [8; стр. 24]:

    • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

    • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

    • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

    • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

    • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Кризисы разнообразны по своей сути, причинам и последствиям. Необходимо их определенным образом  систематизировать, чтобы более  эффективно управлять ими. Существует многообразие классификаций кризисов. По виду стратегических целей, находящихся под угрозой, их можно разделить на [4; стр. 37]:

    1. кризис ликвидности - означает реальную потерю платежеспособности. Может закончиться ликвидацией предприятия, поэтому нужны срочные меры по выходу из кризиса.

    1. кризис успеха/результатов деятельности – характеризуется негативным отклонением фактического состояния от запланированного. Например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и т.п.

    1. кризис стратегии – менее заметен. Положение предприятия в данный момент времени может казаться вполне удовлетворительным, но начинают происходить сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе.

Кризис - это  столкновение с проблемами, выходящими за привычные рамки. Необходимо действовать быстро, точно, но в условиях высокой неопределенности и сильного давления внешней среды.

Идентификация положения на кривой жизненного цикла  и типа кризиса обусловливает  выбор направлений и методов преобразований, определение адекватного комплекса мер, который и является антикризисным управлением.

2.2. Типы антикризисных  стратегий.

Преодоление кризисных  ситуаций зачастую требует принятия важных решений стратегического  характера. Чаще всего они связаны с долговременной перспективой развития организации, с пересмотром ее миссии, целей, структуры, основных направлений деятельности, внутриорганизационной политики, методов управления человеческими ресурсами и со многими другими аспектами, определяющими сущность стратегического планирования и менеджмента организации. Стратегические решения принимаются в организациях и в период отсутствия каких-либо признаков кризиса, однако выбор антикризисной стратегии – существенно более сложная задача, чем выбор стратегии стабильно функционирующего предприятия. Трудности в принятии таких решений связаны с необходимостью действовать быстро, в условиях неопределенности и риска, недостатка информации, зачастую при нехватке ресурсов. Исходя из этого, антикризисному менеджеру необходимо четко представлять, каков возможный спектр стратегических антикризисных решений и какие из этих решений будут оптимальными в конкретных условиях.

Информация о работе Стратегии выхода предприятия из кризиса