Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - определение стратегий выхода предприятия из кризиса и возможность их реализации.
Основные задачи:
определение понятия «антикризисное управление»;
рассмотрение видов антикризисных стратегий;
выделение рекомендаций по разработке и реализации антикризисных стратегий;
анализ финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»
составление рекомендаций для разработки финансовой антикризисной стратегии для ОАО «АВТОВАЗ».
Введение…………………………………………………………………..............
Стратегии антикризисного управления…………......................
Основы антикризисного управления….……………………..........
Виды антикризисных стратегий………..…………………………..
Разработка антикризисной стратегии…….……………..................
Реализация антикризисной стратегии……………………………..
Разработка антикризисной финансовой стратегии ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………….
Общие сведения о компании…………………..………....…………
Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «АВТОВАЗ»........................................................................................
Диагностика кризисного состояния ОАО «АВТОВАЗ» …………
Рекомендации по выбору антикризисной финансовой стратегии.
Заключение………………………………………………………………...........
Список используемой литературы....................................................................
Приложение………………………...…………………………………………..
В целом антикризисная стратегия подразделяется на [6, стр. 437]:
Антикризисная кадровая стратегия.
Антикризисная политика управления персоналом неплатежеспособного предприятия концентрируется на разработке главных принципов и приоритетов кадровой политики, планировании структуры и штата по назначению, резервам и перемещению, создании и поддержке информационной базы о движении кадров, мотивации труда, формировании программы адаптации к изменениям, профориентации и переподготовки, методов оценки соответствия кадровой политики долгосрочной стратегии фирмы.
Для восстановления платежеспособности
и выхода предприятия на нормальный
режим работы, характерный для
рентабельного и растущего
Недооценка роли человеческого фактора в условиях экономического кризиса предприятий привела к потере высококвалифицированных кадров, «разбазариванию» стратегически важного имущества. По мере накопления капитала и опыта грамотными предпринимателями кризисные предприятия постепенно переходят в руки эффективных собственников, которые формируют молодые управленческие команды, владеющие современными рыночными инструментами принятия продуктивных решений. Виды:
1.3. Разработка антикризисной стратегии.
В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению.
Процесс разработки антикризисной стратегии включает ряд этапов [2, стр. 291]:
На этом этапе также проводится разработка в рамках антикризисной стратегии актуальных антикризисных мероприятий, стратегического плана предприятия.
Анализ внешней среды. [7, стр. 118]
При проведении анализа внешней среды слишком большой и слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа:
Изучая внешнюю среду, необходимо выяснить, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для этого используют метод SWOT анализа.
Анализ внутренней среды. [7, стр. 124]
Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния, которое включает:
Имея результаты этого исследования и видение того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений.
Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии – это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того, и другого.
Пересмотр миссии и системы целей предприятия. [12]
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии и может включать:
1) провозглашение убеждений и ценностей;
2) продукцию или услуги, которые предприятие будет продавать (или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять);
3) рынки, на которых будет работать предприятие:
Четко сформулированная миссия вдохновляет сотрудников предприятия и побуждает их к действию, дает им возможность проявлять инициативу. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее внешней и внутренней среды.
Затем наступает процесс
Каждое предприятие имеет
Если миссия — это
видение того, каким должно быть
предприятие в будущем, то система
целей (долгосрочные и краткосрочные
цели) — это желаемые результаты,
соответствующие пониманию цели
Цели являются исходным
пунктом системы
Цели более высокого уровня имеют широкий характер и ориентированы на долгосрочную перспективу; они позволяют менеджерам взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Цели более низкого уровня ориентированы на кратко- и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня. Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которых нужно достичь в ближайшем будущем, определяют скорость развития предприятия и уровень показателей деятельности, который надо достичь в ближайшее время. Ориентация высшего руководства предприятия на определенный уровень целей может служить причиной кризисной ситуации.
Рис. 1. Характеристики целей [2; стр.166]
Очень часто менеджеры российских предприятий сосредоточивают свое внимание на краткосрочных финансовых целях, пренебрегая долгосрочными.
Процесс стратегического планирования завершается формулированием стратегических альтернатив выхода предприятия из кризиса и выбором стратегии. После начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.
1.4.
Реализация антикризисной страт
При реализации антикризисной стратегии менеджеры должны [2, стр. 166]:
При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.
На рис. 2 показано, что на стратегию предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения структура и системы управления; управленческая культура; навыки и ресурсы.