Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 09:03, реферат

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……………………………………….6
2. Методы оценки конкурентоспособности продукции и предприятия……..17
3. Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Хорошее дело» и ООО Мясокомбинат «Талина»…………………………………………………………………………22
4. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ООО «Хорошее дело»……………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

конкуренция..doc

— 828.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.

Основными задачами, которые решаются при оценке конкурентоспособности предприятия, являются [29, 65]:

  • определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
  • выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
  • определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
  • выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

В зависимости от поставленной задачи оценка конкурентоспособности предприятия может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям.

Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:

  • горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
  • вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
  • факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
  • сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия [34, 117]:

  • оценка с позиции сравнительных преимуществ — сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;
  • оценка с позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора.

Оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.

Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности.

SWOT-анализ - данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий.

Важной частью SWOT-анализа является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).

Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются.

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации.

Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.

По сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке [34, 122].

 Использование в ходе  оценки сравнения показателей  одного предприятия за разные  промежутки времени дает возможность  применить этот метод как вариант  оперативного контроля отдельных  служб.

Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить что, существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.ценк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а повышение

3. Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Хорошее дело» и ООО Мясокомбинат «Талина»

Общество с ограниченной ответственностью «Хорошее дело» создано для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Общество ведет свою деятельность на основании Устава.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- оптовая торговля мясом включая субпродукты;

- оптовая торговля мясом птицы включая субпродукты;

- оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы;

-  оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы;

- розничная торговля мясом включая субпродукты;

- розничная торговля мясом птицы включая субпродукты;

- розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы;

- производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота

- производство мяса и пищевых субпродуктов птицы;

- производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов;

- деятельность по изучению общественного мнения;

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

- исследование конъюнктуры рынка.

- иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, ООО «Хорошее дело» стал расти. Вслед за увеличением объемов продаж увеличивались и объёмы производства.

Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется постоянным ростом.

Для того чтобы удовлетворять запросы потребителя, который становится вес более требовательным, и, в то же время, получать от производства прибыль, для всех мясоперерабатывающих предприятий становится необходимым пересматривать и расширять ассортимент своей продукции.

ООО «Хорошее дело» благодаря постоянному развитию и модернизации технологических процессов и оборудования предприятие прочно удерживает свои позиции в ряду аналогичных предприятий пищевой промышленности.

Качество продукции предприятия признано не только авторитетными специалистами в регионе, но и в соседних регионах России. Благодаря этому существенная доля услуг и продукции предприятия по производству мясных продуктов предоставляется в соседние регионы.

На сегодняшний день ООО «Хорошее дело» имеет 2 оптовых базы и порядка шести оптовых магазинов торгующих продукцией ООО «Хорошее дело» в п.г.т. Чамзинка, г. Саранске и районах Республики Мордовия.

Благодаря общим усилиям менеджеров по продажам и тесной работе с оптовыми покупателями удалось добиться отличного качества мясных изделий.

Такой подъём происходит во многом благодаря удачно выбранным принципам работы: производству только высококачественной продукции, оснащению оборудованием от ведущих отечественных и иностранных производителей из Германии и Австрии, грамотному выбору партнёров и поставщиков, ориентации на массового потребителя и, конечно же, доступным ценам.

ООО «Хорошее дело» не перестаёт развиваться, увеличив объёмы производства за последний год на 300%.

В ближайшие планы предприятия входит увеличение объёмов реализации, расширение ассортиментной группы и дистрибьюторской сети, а также открытие новых фирменных магазинов.

Основные технико-экономические показатели работы ООО «Хорошее дело» за 2012-2013 гг. представлены в таблице 1.1 (Приложение 3).

Рассмотрим конкурентоспособность на примере производства колбасной продукции в натуральной оболочке в ООО «Хорошее дело» по сравнению с аналогичной продукцией выпускаемой ООО Мясокомбинат «Талина».

Организация производства колбасной продукции в натуральной оболочке в ООО «Хорошее дело» и вхождение в данную рыночную нишу складывалось из основных предпосылок таких как:

  • наличие неиспользованных сырьевых ресурсов;
  • положительные результаты опытного производства.

В данные годы в ООО «Хорошее дело» производилась колбасная продукция в натуральной оболочке. Такая продукция как «Сосиски свиные», «Сардельки царские», «Ветчина любительская».

Целесообразность деятельности по продвижению данной колбасной продукции в натуральной оболочке бесспорна.

Соблюдая все требования, предъявляемые к качеству данной колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Хорошее дело» вышла на рынок со следующими конкурентными преимуществами по сравнению с ООО Мясокомбинат «Талина»:

- высококачественной с  точки зрения потребительских  свойств колбасной продукцией  в натуральной оболочке, опробированной  на предмет наличия спроса  на рынке рецептурой данного  продукта;

- качественной, выполненной  на уровне мировых стандартов  и на импортном оборудовании  упаковке товара;

- наличии давних производственных  связей с поставщиками сырья, что значительно снижает себестоимость  производства, и риски проекта, связанные  с перебоями в его поставке;

-ограниченностью производственного  потенциала основного конкурента, такого как ООО Мясокомбинат «Талина», который в связи с материальными проблемами временно приостановил производство колбасной продукции в натуральной оболочке, что дает возможность ООО «Хорошее дело» значительно опередить своего конкурента в закреплении на рынках сбыта среди оптовых и розничных покупателей, что определено положительной динамикой роста объема потребления колбасной продукции в натуральной оболочке.

Коммерческая привлекательность данного проекта производства колбасной продукции в натуральной оболочке определяется совокупностью следующих факторов:

- низким риском вложения  средств в данное производство (при обеспечении эффективной  работы сбытового подразделения). Снижение риска определяется тем, что потенциальный спрос на данную колбасную продукцию в натуральной оболочке отражает стремление конечных потребителей исключить отрицательные последствия негативного воздействия искусственных материалов применяемых при производстве искусственной упаковки. Следует утверждать, что спрос на данную колбасную продукцию будет устойчиво расти (в том числе под влиянием рекламной кампании и гибкой стимулирующей ценовой политики);

  • высокая степень автономности производства в ООО «Хорошее дело» по сравнению с ООО «Мясокомбинат «Талина» на уже имеющуюся собственную сеть заготовителей сырья, т.е. максимальное уменьшение риска перебоев в его поставке.
  • отсутствие потребности в отвлечении существенных ресурсов на создание нового товаропроводящего канала, возможность внедрения в уже существующую сеть реализации колбасной продукции среди оптовых и розничных покупателей.
  • возможность ООО «Хорошее дело» использования незавершенного строительства объекта и свободных трудовых и имущественных ресурсов в коммерческих целях с высоким финансовым, в т.ч. налоговым результатом;
  • получение ООО «Хорошее дело» по сравнению с ООО Мясокомбинат «Талина» дополнительного эффекта за счет диверсификации производства путем использования потенциала предприятия для расширения ассортимента выпускаемой колбасной продукции в натуральной упаковке без значимых дополнительных вложений средств, что связано с универсальностью установленного производственного оборудования ведущих иностранных производителей.

Информация о работе Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг