Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 09:03, реферат

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……………………………………….6
2. Методы оценки конкурентоспособности продукции и предприятия……..17
3. Сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Хорошее дело» и ООО Мясокомбинат «Талина»…………………………………………………………………………22
4. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ООО «Хорошее дело»……………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

конкуренция..doc

— 828.00 Кб (Скачать файл)

- разработка рекламных кампаний и акций;

- проведение рекламных кампаний и акций;

- составление смет затрат на проведение рекламных кампаний и акций, прочих маркетинговых мероприятий;

- организация маркетинговой деятельности;

- контроль за осуществлением маркетинговой деятельности;

- оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Цель создания отдела маркетинга в ООО «Хорошее дело» состоит в том, чтобы добиться эффективности маркетинговой деятельности, которая напрямую зависит от уровня ее организации.

На сегодняшний день в ООО «Хорошее дело» много сделано для повышения эффективности маркетинговой деятельности, однако она организована недостаточно эффективно.

Одним из главных факторов успешной конкурентной борьбы является всесторонне изучение потребностей рынка, в этой связи целесообразно постоянно проводить исследование товарных рынков.

Методы исследования товарных рынков включают проведения сегментации рынка.

Сегментация рынка представляет собой разделение общего (потенциального) числа потребителей на определенные группы, с целью выявления основной для данной продукции, которая покупает ее наибольший объем.

Именно эта группа заслуживает усилия по продвижению товара и является целевой для предприятия.

Специфика деятельности ООО «Хорошее дело», не позволяет проводить сегментацию рынка по перечисленным параметрам, т.к продукцию компании ООО «Хорошее дело» потребляют и мужчины и женщины, в любом возрасте, с широким диапазоном дохода.

В общем, сегментация рынка заслуживает отдельного исследования, что невозможно из-за ограниченности объема данной работы, поэтому проведем сегментацию рынка для продукции ООО «Хорошее дело» по двум основным параметрам: территориальному, по виду деятельности, с выделением целевой группы потребителей.

Основной целевой группой потребителей продукции компании ООО «Хорошее дело» является население г. Саранска, потребляющие 64,2% от всего объема реализации, причем в основном потребление продукции компании ООО «Хорошее дело» происходит по мясной продукции и полуфабрикатам, а так же по прочим мясным продуктам.

Объем продаж данной продукции в 2012. составлял 51,7% от общего объема продаж ООО «Хорошее дело», а в 2013 г. возрос до 52,3% от общего объема продаж.

ООО «Хорошее дело» является одним из лидеров в производстве и реализации мясных продуктов по РМ, занимающее на рынках этого региона

доминирующее, стабильное и устойчивое положение. Конкуренты ООО «Хорошее дело» не могут оказать значительное влияние на ее положение на рынке.

Однако это обстоятельство не дает полной гарантии, что в ближайшем будущем у ООО «Хорошее дело» не появится достойных конкурентов, и что бы удержать лидирующее положение на рынке предприятие постоянно обновляет ассортимент предлагаемых покупателю товаров, а товар как старый, так и новый нуждается в рекламе, для этого предприятию необходимо расширение рекламных мероприятий.

Наиболее целесообразно будет предложить включить в состав данных мероприятий следующее:

- создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия;

- создание внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия;

- применение рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении;

- применение системы скидок, при реализации продукции предприятия;

- применение рекламных сообщений на упаковке продукции предприятия.

Конкретные рекламные цели, которые преследуются в течение первого года внедрения новой серии товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

В течение первого года распространить информацию о существовании и возможности приобретения продуктов производства ООО «Хорошее дело» среди 20% от населения г. Саранска и РМ в целом, т.е. покупателей в возрасте от 15 до 70 лет, приобретающих продукцию компании ООО «Хорошее дело», по соответствующей цене.

Информировать покупателей о том, что продукты компании ООО «Хорошее дело» имеют высокое качество, продается по выгодным ценам, имеют мягкий, изысканный вкус, изготавливается в широком ассортименте и предлагается избранными розничными магазинами.

Убедить 50% потенциальных покупателей в том числе и оптовых, что продукция компании ООО «Хорошее дело» имеет очень высокое качество, что она вкусна и полезна и стоит уплаченных за нее денег.

Стимулировать у покупателей желание попробовать продукты компании ООО «Хорошее дело».

Мотивировать покупателей к фактическому совершению покупки продукции предприятия ООО «Хорошее дело» в местном магазине розничной торговли.

Применять рекламные сообщения на упаковке продукции предприятия позволит укрепить благоприятное отношение к продукции предприятия у тех покупателей, которые используют, потребляют продукцию предприятия, сделать их приверженцами этой продукции, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Создать внешние стационарные рекламные средства продукции предприятия и предусмотреть установку стационарных рекламных щитов в магазинах, где реализуются товары предприятия, а так же на территории тех рынках, где уже реализуются, или где предполагается реализовывать товары предприятия, что так же сформировать ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Применение рекламы продукции предприятия в прессе позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей, а стало быть, и его имидж, повысит эффективность маркетинговой деятельности.

Вышеприведенный список предложений является наиболее полным в этом направлении, однако в применении всех вышеперечисленных предложений могут возникнуть определенные непреодолимые препятствия, такие к примеру, как значительные финансовые затраты для создания внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия (большая стоимость рекламных мест для щитов), для применения рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении (большая стоимость рекламны).

С целью дальнейшего наращивания объемов продаж по ООО «Хорошее дело» и усиления конкурентных позиций на рынке мясной продукции, необходимо осуществлять стимулирование продаж посредством системы скидок, подарков и лотерей (что в данный момент времени отсутствует) при реализации продукции предприятия, позволит привлечь дополнительных оптовых и розничных покупателей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Стимулирование продаж должно включать в себя:

- предоставление скидок на продукцию, с нарастающим процентом от величины покупки;

- предоставление бесплатной упаковки, с товарной маркой ООО «Хорошее дело»;

- предоставление покупателям возможности попробовать продукцию;

- предоставление покупателю подарков при покупки продукции.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: все перечисленные методы стимулируют покупателей совершить покупки, именно данного предприятия.едприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения этого результата фирма должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе.

Осознание необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет нам критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов фирмы.

Цель, поставленная в исследовании заключалась в закреплении теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков в комплексной оценке конкурентоспособности продукции и фирмы

 В данном курсовом исследовании были рассмотрены понятия конкуренции и конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности предприятия, методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Были сделаны выводы о том, что конкуренция это необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала, конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками.

Также было определено, что конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д., а важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является, прежде всего ее маркетинговая деятельность, т.к. она предполагает решение не только относительно пассивной задачи, т.е. тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж. Так же не менее важным фактором конкурентоспособности продукции является цена товара, т.к. политика цен зависит от задач, которые она призвана решать - это обеспечение выживаемости предприятия, максимизации прибыли.

Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.

Так же была проведена сравнительная оценка конкурентоспособности колбасной продукции в натуральной оболочке ООО «Хорошее дело» и ООО Мясокомбинат «Талина».

Основной метод, который был использован при оценке конкурентоспособности - SWOT анализ (оценка слабых и сильных сторон данных предприятий).

Из полученных данных можно сделать вывод, что предприятие работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным, что доказывают рассмотренные показатели финансовой, маркетинговой деятельности и показатель конкурентоспособности. Предприятие является лидером на рынке и стремится сохранить это положение.

Для улучшения деятельности ООО «Хорошее дело» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения Республики Мордовия, как основных потребителей продукции предприятия.

Даны практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Хорошее дело». Основным предложением по улучшению деятельности ООО «Хорошее дело» является улучшение в данном предприятии маркетинговой деятельности.

Поставленные в данном исследовании задачи решены.

И в заключение исследования хотелось бы отметить следующее - рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов.

Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары, но параметрам: качество, цена, сервис.

Любое, успешно функционирующее на рынке предприятие, является конкурентоспособным, что еще раз доказано в данной работе.

Чем конкурентоспособнее фирма, тем больше она получает прибыль, а, следовательно, и имеет расширенные масштабы хозяйственной деятельности.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов. – М.: изд-во Финстатинфорум, 2009. – 142 с.
  2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / учебник Г.Л. Азоев. - М: Центр экономики и маркетинга, 2004. - 256 с.
  3. Баликоев, В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб./ – М.: изд-во Менеджер, 2011. – 328 с.
  4. Баутмартян, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций // журнал, изд-во: Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4 - С.72-85.
  5. Белоусов, В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // В.Л. Белоусов / журнал, изд-во: Маркетинг в России и за рубежом. - 2009- № 8 - С.33-41.
  6. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // учебник А.Н. Белковский /изд-во Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - №4. - C. 3-8.
  7. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс/ И.А. Бланк. - К.: "Ника - Центр", 2012. - 406 с.
  8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. - М.: изд-во Финансы и статистика, 2010. - 364 с.
  9. Борисовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Борисовский. - М.: ИФРА-М, 2011. - 303 с.
  10. Борман, Д.А., Менеджмент предпринимательской деятельности в рыночной экономике / Д.А. Борман, П.С. Воротина, Р.В. Фердман. - Гамбург: S + W, 2003. - 305 с.
  11. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб. – М.: Менеджер, 2012. – 328 с.
  12. Вершигора, Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вергигора. - М., изд-во «Свет»., 2003. - 314 с.
  13. Веснин, В.Р. Основы менеджмента - Курс лекции для студентов высших учебных заведений / В.Р. Веснин. - М., изд-во «Мир» 2009. - 361 с.
  14. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: Учебник / В.Р. Веснин. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 299 с.
  15. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. - М.: изд-во Центр экономики и маркетинга, 2011. - 332 с.
  16. Виханский.О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс 2-е изд.; Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов, изд-во «Экономика» - М, 2009. - 345 с.
  17. Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. - М.: изд-во Инфра - М, 2010. - 286 с.
  18. Галькович, Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович. изд-во Инфра - М., 2013. - 287 с.
  19. Глухов, А.Л. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг - изд-во Инфра, 2005. - №2. - С. 54 - 56.
  20. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова, В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮИИТИ, 2012. - 402 с.
  21. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. - М.: издательство "Дело и Сервис", 2013. - 282 с.
  22. Дойль, П. Менеджмент: Стратегия и тактика / П. Дойль. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -341 с.
  23. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. - Минск, 2003. - с.86.
  24. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 128 с.
  25. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. – М.: Домодедово, 2004. – 94 с.
  26. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 1998. – 192 с.
  27. Забелин, П.В. Основы стратегического управления: Учеб. Пособ. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М: Изд-во РДП, 2012. - 254 с.
  28. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов. - Москва, ИНФРА-М, 2009. - 340 с.
  29. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 128 с.
  30. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. – М.: Домодедово, 1993. – 94 с.
  31. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 2008. – 192 с.
  32. Котлер, Ф.Г. Основы маркетинга, Второе европейское издание / Ф.Г. Котленр, А. Армстронг и др. - М.: Вильяме, 2003. - 303 с.
  33. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев. - М, 2010. - 317 с.
  34. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под ред. проф. Сидоровича. Изд-во МГУ, 2002, - 356 с.
  35. Курс экономической теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2012. – 832 с.
  36. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2010. – 222 с.
  37. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Васильева, Г.А. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 329 с.
  38. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриаишили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриаишили. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. -350 с.
  39. Матанцев, А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А.Н. Матанцев. - М.: Юрист, 2013. -329 с.
  40. Мескон, М. X. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2002. - 704 с.
  41. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.

Информация о работе Сущность и виды конкуренции. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг