Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы (что является актуальным для данной работы), как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.
Введение………………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы анализа безубыточности предприятия…………….…………….………………………………………………5
1.1. Концепция безубыточности в современной экономической теории …………………..........................................................................................................5
1.2. Определение точки безубыточности.................................................................6
1.3. Анализ точки безубыточности………………………………………………..12
1.4.Планирование безубыточности………………………………………………..19
2. Характеристика организации «ДООО ИРЗ-Ринкос»………………………….23
3. Анализ безубыточности при планировании ассортимента продукции (изделий), подлежащей реализации на примере ДООО «ИРЗ-Ринкос»…………………...........................................................................................29
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………..…………….41
курсовая работа
по дисциплине
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
на тему
Анализ безубыточности деятельности предприятия и планирование объема производства.
Выполнил(а) студент(ка)
3 курс, БВ – 32
Шарипова О.В.
Проверил преподаватель:
Соколова И.Н.
Дата______________________
Оценка ___________________
Подпись___________________
Ижевск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы анализа безубыточности
предприятия…………….…………….…………………
1.1. Концепция безубыточности
в современной экономической
теории …………………................
1.2. Определение точки
безубыточности................
1.3. Анализ точки безубыточности………
1.4.Планирование
2. Характеристика организации «ДООО ИРЗ-Ринкос»………………………….23
3. Анализ безубыточности при планировании
ассортимента продукции (изделий), подлежащей
реализации на примере ДООО «ИРЗ-Ринкос»…………………...........
Заключение……………………………………………………
Введение
Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы (что является актуальным для данной работы), как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.
Целью работы является изучить использование анализа безубыточности на предприятии.
С точки зрения управленческого
учета безубыточность есть нормальное
состояние фирмы на современном
конкурентном рынке, находящемся в
состоянии долгосрочного
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма
имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж
и денежных затрат на производство проданной
продукции положительно, то она может
не достигать точки безубыточности в смысле
экономической прибыли. Следовательно,
существуют более выгодные способы использования
капитала, которые позволяют получить
более высокую прибыль. Таким образом,
понятие точки безубыточности является
одновременно и неким критерием эффективности
деятельности фирмы. Предприятие, не достигающее
точки безубыточности, действует неэффективно
с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.
Однако этот факт сам по себе не служит
однозначной причиной для прекращения
существования фирмы. Для того чтобы ответить
на этот вопрос необходимо детально исследовать
структуру издержек фирмы.
Для того чтобы фирма функционировала
оптимальным образом необходимо максимизация
прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли
эквивалентен процессу поиска точки безубыточности
в экономическом смысле.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрыта актуальность данной работы.
Теоретическая часть включает в себя цели, для которых используется анализ безубыточности предприятия и методы, применяемые в системе бухгалтерского (управленческого) учета для анализа безубыточности производства.
Практическая часть состоит из анализа безубыточности предприятия при планировании ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации на примере ДООО «ИРЗ-Ринкос».
В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Перейдем к рассмотрению первой части курсовой работы
Глава 1. Теоретические основы анализа безубыточности предприятия
Для того, чтобы организация функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:
Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Первая проблема, связанная
с точкой безубыточности, - это проблема
определения критического объема продукции,
при котором достигается
I. Метод уравнения.
В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;
или
Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:
П = Р*х - (а + в*х) (1)
или
П = (Р - в)*х - а
Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.
Заметим, что при определении параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.
Использование уравнения (1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.
Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:
П = 0,
и он равен
хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в) (2)
Период, за который должно быть произведено ( и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.
Используя уравнение (2) мы также можем определить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли.
II. Маржинальный доход.
Метод маржинального дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия.
а для определения объема производства с заданной прибылью:
III. Графический метод.
Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически.
Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.
Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.
Прежде всего необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.
Для того чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:
1. Поведение общих
затрат и выручки жестко
2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные. О различных подходах к классификации затрат более подробно будет сказано в следующем параграфе.
3. Постоянные расходы
остаются независимыми от
Более реалистично предположение о том, что постоянные расходы изменяются ступенчато.
Однако такое предположение сильно осложняет CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывной функцией.
4. Переменные расходы
остаются независимыми от
5. Цена реализации выпуска не меняется. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затраты фирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мы вступаем в область анализа результатов изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.
6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются. Ситуация аналогичная с п. 5. Весьма спорное предположение, однако это сильно облегчает анализ.