Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Решение задачи обеспечения экономического роста в России невозможно без роста эффективности управления отдельными субъектами, формирующую экономику страны. Управление представляет собой направленное воздействие менеджеров организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли и обеспечения сохранности имущества предприятия.
Управленческий учет – это организованная предприятием система сбора, регистрации, обработки и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений с целью осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Анализ безубыточности…………………………………………………...4
1.1. Сущность анализа безубыточности. Экономическая модель……4
1.2. Допущения и ограничения анализа безубыточности……………..7
1.3. Методы определения точки безубыточности……………………..9
1.4. Анализ безубыточности в условиях однокомпонентного производства…………………………………………………………….12
1.5. Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства…………………………………………………………….15
1.6. Построение графиков безубыточности многопродуктового производства…………………………………………………………….17
2. Планирование прибыли в управленческом учете……………………….19
2.1. Сущность, функции и этапы формирования прибыли…………..19
2.2. Планирование прибыли как часть финансового планирования...21
2.3. Методы планирования прибыли…………………………………..22
2.4. Финансовое планирование прибыли с помощью системы бюджетирования………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...25
Практическое задание………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Цель анализа –  обеспечение роста прибыли, поэтому, чем левее отрезок OB пересекает линию выручки, тем более прибыльно производство.

 

2. Планирование прибыли в управленческом учете

2.1. Сущность, функции и этапы формирования прибыли

 

Прибыль – итоговый результат деятельности предприятия, значение которого определяется как часть доходов, оставшаяся после покрытия расходов.

Экономическая сущность прибыли заключается в следующих  функциях:

  • характеристика полученного в результате деятельности экономического эффекта;
  • функция основного финансового ресурса фирмы;
  • источник формирования бюджетов фирмы.

Этапы формирования прибыли  предприятия приведены на рис. 5 [1]. Необходимо отметить следующее:

-  себестоимость реализованной  продукции по видам составляют  полные переменные затраты (производственные за исключением переменных коммерческих расходов);

- к доходам от прочих  видов деятельности относятся результаты от прочей реализации и внереализационных операций;

- чистая прибыль определяет  финансовый результат деятельности  предприятия.

Рис.5. Процесс формирования прибыли

2.2. Планирование прибыли как часть финансового планирования

 

Планирование прибыли  является частью финансового планирования и осуществляется в разрезе по видам деятельности.

При разработке планов учитываются все факторы, влияющие на уровень прибыли, а также составляются модели финансовых результатов принятия управленческих решений.

Период, на который планируется  прибыль, в зависимости от стабильности развития экономики может быть долгосрочным (3-5лет) и краткосрочным (год, квартал, полугодие). Объектами планирования служат элементы балансовой прибыли, но основное значение имеет прибыль от реализации. Основой расчета плановой прибыли являются планируемый объем продаж в рамках производственных мощностей предприятия.

План по прибыли от реализации представляет собой финансовую модель предприятия и формируется на базе следующих расчетов:

- определение объема  реализации;

- определение производственной  программы с учетом планового объема производства и запасов готовой продукции на складе, как на начало, так и на конец периода;

- расчет трудовых затрат  с учетом отчислений на социальные  нужды; 

- составление бюджета  производственных накладных расходов  с разделением затрат на переменные и постоянные;

- формирование производственной  себестоимости реализуемой продукции;

- составление бюджетов  административных и коммерческих  расходов.

Как упоминалось ранее, прибыль планируется по видам:

- от реализации основной продукции;

- от реализации прочей  продукции (услуг);

- от реализации имущества  предприятия;

- от внереализационных  доходов и расходов.

2.3. Методы планирования прибыли

 

Существует несколько  способов планирования прибыли, но на практике чаще применяются метод  прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого  счета применяется в условиях малого ассортимента выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и полной себестоимости реализованной продукции за вычетом НДС и акцизов:

Pпл = (Q*p) – (Q*C),

где Pпл – плановая прибыль, ден. ед.;

 Q – объем реализации, ед.;

 p – цена реализации (за вычетом НДС и акцизов) , ден. ед.;

 C – полная себестоимость продукции, ден. ед.

Перед расчетом прибыли  определяются:

- планируемый объем выпуска сравнимой и несравнимой продукции по полной себестоимости и в действующих ценах;

- запас готовой продукции  на складе и отгруженной на  начало и конец периода.

Метод прямого счета помогает выявить влияние факторов на планируемую прибыль. Однако его применение затруднительно в условиях широкой номенклатуры выпуска. В этом случае целесообразней использовать аналитический метод.

Аналитический метод планирования прибыли заключается в следующем: прибыль отдельно по всей сравнимой и несравнимой продукции.

Определение планируемой  прибыли в рамках данного метода состоит из следующих этапов:

  1. расчет базовой рентабельности исходя из фактической прибыли за отчетный период и полной себестоимости сравнимой продукции за отчетный период;
  2. Определение планируемого объема продукции по себестоимости отчетного периода и прибыли на продукцию по базовой рентабельности;
  3. определение степени влияния факторов на планируемую прибыль.

На основе найденного уровня базовой рентабельности и  планируемого объема выпуска продукции по себестоимости отчетного периода определяется ожидаемая прибыль планируемого периода. При этом учитывается влияние одного фактора – изменение объема реализации.

Кроме рассмотренных  методов планирования прибыли применяет  также смешанный, которой заключается в совмещении элементов аналитического и метода прямого счета. Сущность метода в том, что стоимость продукции в планируемых ценах и по себестоимости отчетного периода рассчитывается методом прямого счета, в то время, как влияние на прибыль факторов определяется аналитическим методом. Определение факторов, влияющих на прибыль, имеет важное значение при планировании прибыли. К таким факторам относятся: изменение объема продаж, изменение цены реализации, изменение себестоимости продукции, а также изменение ассортимента и номенклатуры выпуска.

Существует простой  и надежный метод определения  и прогнозирования прибыли  путем  раздельного учета переменных и  постоянных затрат – метод критической  точки.

 

2.4. Финансовое планирование прибыли с помощью системы бюджетирования

 

Разработка модели финансового  планирования прибыли осуществляется с помощью системы бюджетирования. При этом процесс планирования прибыли заключается в поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования, а также во взаимосвязи данных операционных бюджетов.

Планируемая прибыль  определяется как финансовый результат  от всех видов деятельности: сумма  прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов  за вычетом операционных и внереализационных  расходов. Результаты прогнозных расчетов отражаются в бюджете доходов и расходов. Этот бюджет позволяет определить эффективность деятельности предприятия, выявить резервы формирования и роста прибыли, а также обозначить допустимый уровень расходов [2].

Структура бюджета доходов и расходов определяется следующими принципами [3]:

- структура определяется  в соответствии с операционными  бюджетами и полученными показателями;

-  определение особо  важных и лимитных статей в  целях осуществления последующего  контроля;

- установление целевых показателей и ориентиров.

В случае определения  планируемой прибыли как целевого показателя прогнозные данные подвергаются корректировке (перерасчету).

Для прогнозирования уровня прибыли используется бюджет доходов и расходов. Именно он позволяет определить планируемую прибыль как разницу между планируемыми доходами и расходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ безубыточности, который базируется на исследовании зависимости затрат и объема производства, оказывает существенную помощь в  принятии управленческих решений в области планирования прибыли.

Рассмотренный в данной работе маржинальный метод анализа  взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль» дает возможность:

- рассчитать зависимость  роста прибыли от объема реализации;

- определить соотношение  затрат, цены и объема реализации продукции;

- достаточно точно планировать прибыль предприятия, определять наиболее рентабельные виды продукции и производства;

- использовать этот  метод во внутрифирменном планировании  и с его помощью принимать  управленческие решения;

- использовать данный  метод как основу ценообразования  на выпускаемую продукцию.

С помощью анализа  данных, полученных в результате анализа  безубыточности, можно определить оптимальную  цену продажи выпускаемой продукции  и тот объем выпуска, который может быть произведен с уверенностью обеспечения продаж.

Анализ критической  точки с учетом фактора прибыли  может быть использован как основа для оценки прибыльности организации. Иными словами, он дает возможность  рассчитать соответствующие величины планируемой прибыли для различных альтернативных планов производства.

Анализ безубыточности не является абсолютно универсальным  инструментом управления прибылью, а  его расчет в определенной степени  абстрагируется от экономической реальности. Однако он является одним из важных способов решения многих проблем управления [11].

В заключение следует отметить, что расчет пределов и условий безубыточности, построение соответствующих графиков – лишь инструменты для анализа соотношений затрат и результатов продаж, способы обоснования, но никак не средства прогнозирования будущей прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

Задание:

Компания «Элис» производит запасные части для автомобилей (продукт А и продукт Б), используя  высококвалифицированный труд и специальные металлические сплавы. Руководство компании приступает к подготовке общего бюджета за 1 квартал 2011 год исходя из предположений:

  1. Запасы незавершенного производства незначительны и игнорируются.
  2. Цены за единицу основных материалов и готовой продукции остаются неизменными
  3. Прогнозные данные:

Основные материалы:  Сплав 111    0,1 тыс.руб. за 1 кг

                Сплав 112     0,2 тыс.руб. за 1 кг

Прямые трудозатраты 3 тыс.руб. за 1 час.

Прямые расходы:

Готовая продукция на единицу

Продукт А

Продукт Б

Сплав 111, кг

10

20

Сплав 112, кг

5

1

Прямые трудозатраты, ч

0,5

1


 

 

Продукт А

Продукт Б

Ожидаемый объем продаж в январе, ед.

200

100

Ожидаемый объем продаж в феврале, ед.

200

100

Ожидаемый объем продаж в марте, ед.

300

100

Цена продажи за единицу, тыс.руб.

6

8


Для бесперебойной работы компании запас готовой продукции  на конец месяца должен составлять 1% от объема продаж в следующем месяце.

Запас готовой продукции  на конец марта равен запасу готовой продукции на начало марта.

Запланировано, что 30% продаж оплачиваются в том же месяце, что и поставка (отгрузка) продукции, а 70% оплачиваются в следующем месяце бюджетного периода.

Дебиторская задолженность  на начало 2011 г. составляет 1100 тыс. руб. Ожидается, что она будет полностью погашена в январе.

  Запас Сплава 111 на  конец периода равен 10% от потребности  в материале для производства  в следующем месяце. Запас Сплава 112 на конец периода равен 10% от потребности в материале  для производства в следующем  месяце.

Запас Сплава 111  на конец  марта равен запасу Сплава 111  на начало марта.

Запас Сплава 112  на конец  марта равен запасу Сплава 112  на начало марта.

50% приобретенных материалов  оплачиваются в том же месяце, остальные 50% - в следующем.

Остаток кредиторской задолженности  за материалы на начало 2011 г. 335 тыс. руб. подлежит погашению в январе 2011 г.

На предприятии предусмотрена  выплата 20% аванса по заработной плате  в месяц начисления, остальные 80% выплачиваются в следующем месяце.

Остаток кредиторской задолженности  по заработной плате на начало 2011 г. 480 тыс. руб. подлежит погашению в январе 2011 г.

Информация о работе Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете