Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ данной курсовой работы - анализ денежно-кредитной системы республики Туркменистан
В ЗАДАЧИ работы входит:
1. Исторический обзор становления денежно-кредитной системы Туркменистана.
Исследование структуры денежно-кредитной системы, характеристика элементов денежно-кредитной системы и связи между ними.
Характеристика правового регулирования денежно-кредитной системы Туркменистана.
4. Взаимодействие денежно-кредитной системы Туркменистана с мировым хозяйством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА 5
1.1. Республика Туркменистан: общая характеристика, тенденции и проблемы экономики 5
1.2. Становление денежно-кредитной системы Туркменистана. Исторический аспект 9
2. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ 13
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА 23
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ С МИРОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

1.rtf

— 5.03 Мб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему: «АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2003

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА 5

1.1. Республика Туркменистан: общая характеристика, тенденции  и проблемы экономики 5

1.2. Становление денежно-кредитной системы Туркменистана.  Исторический  аспект 9

2. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ  И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ 13

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА 23

4.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ  С МИРОВЫМ  ХОЗЯЙСТВОМ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Мировая финансовая сеть включает в себя сегодня многие сотни международных и транснациональных финансово-промышленных групп, транснациональные банки и страховые компании, рынки ценных бумаг, электронные системы банковских расчетов в реальном времени, в частности, всеохватывающие системы типа систем пластиковых карт и глобальной сети электронной торговли, распространяющейся более чем на 100 стран мира.1

      Исторически денежные системы сформировались в Европе в ХУ1-ХУП вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период.

     С точки зрения мировой экономики современный мир предстает как совокупность более двухсот национальных экономик, различных по масштабам, структуре, лидирующим отраслям, эффективности и другим параметрам.

      Денежно-кредитные  системы играют самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Они влияют на темпы роста производства, объемы международного  обмена, ценовую политику и заработную плату, охватывают денежно-расчетные отношения между странами, а также внутреннее денежное обращение каждой из этих стран.

      В конце 80-х гг. в мире возникла новая группа стран, получившая название стран с переходной экономикой. В эту группу входят бывшие социалистические страны - члены СЭВ и бывшие республики СССР.

      Чтобы сохранить и развивать экономические связи, бывшие республики СССР (кроме стран Балтии) создали Содружество Независимых Государств (СНГ). Хотя в силу объективных и субъективных причин сотрудничество в этой организации испытывает значительные трудности, тем не менее,  создается зона свободной торговли, и  взаимный импорт стран СНГ не облагается пошлинами (в рамках Таможенного союза), т.е.  курс государств Содружества направлен на формирование открытой рыночной экономики и либерализацию внешнеэкономической деятельности, что  создает предпосылки для их включения в мировое хозяйство.

       В общем виде денежно-кредитное  регулирование представляет собой  комплекс мер  государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

     Важным направлением формирования национальной государственности стало создание самостоятельных валютно-финансовых систем.

     Национальные валюты введены в России (1992 г.), Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Туркменистане (1993 г.), Азербайджане, Узбекистане (1994 г.), Грузии, Таджикистане (1995 г.), на Украине (1996 г.)2

     Неотъемлемые элементы новых финансовых систем в странах СНГ - коммерческие банки., которые в условиях снижения объемов прямого государственного финансирования призваны решать вопросы кредитования экономики.

    АКТУАЛЬНОСТЬ данного вопроса в том, что радикальные системные преобразования породили целый спектр проблем денежно-кредитной системы стран Содружества Независимых Государств. С серьезными проблемами сталкиваются страны СНГ при формировании государственных бюджетов, что во многом обусловлено неудовлетворительной собираемостью налогов - основы  их  доходной части.  В новых  экономических  реалиях  наблюдалось безработица, снижение уровня жизни населения.

     ЦЕЛЬ данной курсовой работы -  анализ денежно-кредитной системы республики Туркменистан

      В ЗАДАЧИ  работы входит:

1.   Исторический обзор становления денежно-кредитной системы Туркменистана.

  1. Исследование структуры денежно-кредитной системы,  характеристика  элементов денежно-кредитной системы и связи между ними.
  2. Характеристика правового  регулирования денежно-кредитной системы Туркменистана.

4.   Взаимодействие денежно-кредитной системы Туркменистана с мировым хозяйством.

      Теоретической базой выполнения данной работы послужили учебная и специальная литература по данной тематике. Практической основой послужили нормативные документы республики Туркменистан, информационные материалы средств периодической печати

 

 

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  
СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА

 

1.1. Республика Туркменистан: общая характеристика, тенденции  
и проблемы экономики

 

      Государство расположено в Средней Азии. Граничит: с Казахстаном - на севере, с Узбекистаном - на севере и востоке, с Ираном и Афганистаном - на юге. На западе омывается Каспийским морем. Выхода к открытому морю не имеет (рлдробнее в приложении 1.)

      Геополитические и демографические данные Туркменистана следующие:

      В административном отношении состоит из 5 областей.

      Площадь - 488,1 тыс. кв. км.     

      Население (оценка на 1998 г.) - 4400 тыс. чел.

      Средняя плотность - 9 чел. на 1 кв. км.

      Городских жителей - 50%.

      Естественный прирост населения - 26.

      Средняя продолжительность жизни: мужчины - 60 лет, женщины - 66 лет.

      Этнический состав населения: туркмены - 69%, русские - 12%, узбеки - 8%, казахи - 3%. Кроме того, в стране живет 45 тыс. татар, 40 тыс. украинцев, 30 тыс. армян, 25 тыс. азербайджанцев, 20 тыс. белуджей, 10 тыс. дагестанцев и др.

      За пределами страны проживает около 1,5 млн. туркмен (гл. образ. в Афганистане, Узбекистане, Иране).

      Столица - г. Ашхабад (560 тыс. чел.). Крупные города: Чарджоу (200 тыс. чел.), Ташауз (130 тыс. чел.), Мары (100 тыс. чел.).

      Язык - туркменский, русский.

       Религия: мусульмане - 85%, православные - 10%.

       Государственное устройство - президентская республика. Глава государства - президент.  Глава правительства - премьер-министр. Высший законодательный орган - парламент.

      Туркменистан - член ООН, МВФ.

      Денежная единица - манат.


 

 

 

 

      Историческая хроника:

      VI в. до н. э. - территория Туркмении входила в состав персидского государства Ахеменидов.

      1802 г. - вступление в подданство России части туркменских племен.

      1869 г. - русские войска высадились на восточный берег Каспия и основали г. Красноводск.

      1885 г. - присоединение всей современной территории Туркменистана к Российской империи.

      1917 г. - начало гражданской войны в стране.

      1918 - 1920 гг. - английская оккупация ряда районов Туркмении.

      1921 г. - образование Туркменской области в составе Туркестанской АССР.

      1924 г. - создание Туркменской ССР.

      27 октября 1991 г. - провозглашение независимой республики.

 


 

      Что представляет собой экономика Туркменистана сегодня?

      В основном - это нефтегазовый комплекс, производство хлопка, а все остальное 2-3 процента. Природный газ - главное богатство Туркменистана. В 1985-1990 годах добывали 85-90 млрд. кубометров газа, из которых 80 млрд. кубометров экспортировали, то сейчас эта цифра едва ли достигает 45 млрд. кубометров.

      Реализация природного газа осуществляется по смехотворным ценам - 38-40 долларов США за 1000 кубометров на туркмено-узбекской границе, при этом валютой оплачивается только 50% стоимости, остальные 50% - товарами. 3

      Согласно оценке Минсотрудничества России (далее - МС России) за последние 5 лет сводные экономические показатели, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), объемы промышленного и сельскохозяйственного производства по Туркменистану - далеко не самые худшие среди государств СНГ. Так, ВВП Туркменистана  по сравнению с предыдущими годами начала 90-х годов составили, соответственно, 90 и 100 процентов.

      Объемы промышленного производства в Туркменистане аналогичные показатели составили 93 и 120 процентов.

      По объемам сельскохозяйственного производства динамика составила 90 и 96 процентов. Потребительские цены в Туркменистане возросли соответственно в 12 и 9 раз.

      Сложившаяся в условиях централизованной экономики бывшего СССР структура производства в Туркменистане определила его специализацию на преимущественный вывоз сырья и полуфабрикатов. Это привело к тому, что в начале 90-х годов Туркменистан был вынужден ввозить около 40 процентов продовольствия и 70 процентов промышленных товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения  (машины, оборудование, запасные части к ним, сырья, и материалы). 4

      По расчетам сотрудников правительственных органов Туркменистана, производившимся в 1990-1991 гг.,  в условиях постсоветского наследия сумма средств, необходимых для организации производства в Туркменистане пищевых продуктов, товаров широкого потребления и строительных материалов из имеющихся собственных сырьевых ресурсов в количествах, необходимых для покрытия минимального уровня потребностей, составила 12 млрд. долл. США. 5

      Вышеназванная цифра не включает в себя средства, необходимые на восстановление экологического равновесия и потребности отраслей мелиорации и водного хозяйства в Туркменистане, тогда как именно экология и отрасли мелиорации и водного хозяйства в Туркменистане, по мнению многих специалистов, в том числе и специалистов некоторых международных финансовых органов, требуют наибольших объемов инвестиций.

      Как утверждают СМИ Туркменистана, по состоянию на 1 января 2000 года общая стоимость объектов производственного и культурно-бытового назначения, сданных в эксплуатацию с участием иностранного капитала, составила 428 млн. долл. США, на стадии строительства объекты на общую сумму, равную примерно 1,3 млрд. долл. США (надо полагать, что речь идет об объемах иностранных инвестиций за срок начиная со времени получения Туркменистаном независимости). 6

      Главная проблема в сфере привлечения иностранных инвестиций - отсутствие надлежащего технико-экономического обоснования инвестиционных проектов. Стоимость многих возводимых объектов превышает разумные пределы. Например, экономическая эффективность проекта, который намеревались реализовать власти Туркменистана, по имеющимся цифрам, была такой, что срок окупаемости комбината, по некоторым расчетам, составлял 96 (девяносто шесть!) лет. Наличие множества  нерешенных проблем, связанных с реализацией проекта, уже тогда порождали сомнения в его эффективности.

      До недавнего времени в Туркменистане существовала карточная система обеспечения населения несколькими наименованиями важнейших продуктов питания по фиксированным ценам.

      После отмены карточной системы осенью 1996 года, согласно решению правительства, право на покупку продуктов питания по карточкам получают на основании выдаваемых специальных справок семьи, чей суммарный денежный доход составляет не более 80 тысяч туркменских манатов (1 доллар США примерно равен 5,5 - 6,0 тысяч туркменских манатов). Эта мера властей Туркменистана также не решает проблему обеспечения населения продуктами питания. Средняя заработная плата составляет 50-60 тысяч манатов, причем в средней семье насчитывается 5-6 человек, а имеет работу, как правило, один из них. Обычным явлением в Туркменистане давно стали многомесячные задержки выплаты заработной платы.

      По поводу обеспеченности продуктами питания населения Туркменистана кратко и емко сказано в последнем докладе Госдепартамента США, опубликованном в конце января 1997 года, о положении с правами человека по странам: "... люди испытывают недостаток средств для того, чтобы иметь необходимую диету, и мясо является роскошью для многих из них."7  И вся эта ситуация наблюдается в условиях, когда в стране построено более двухсот дорогостоящих памятников Ниязову.8

      Прямым результатом переживаемого Туркменистаном глубокого экономического кризиса является катастрофическое состояние медицинского обслуживания населения. Необходимых лекарств практически нет ни в аптеках, ни в медицинских учреждениях.

      В этой ситуации больше всего страдает наиболее уязвимая часть населения - дети. Реальное положение в сфере охраны здоровья матери и ребенка, как отмечают независимые наблюдатели, за годы независимости значительно ухудшилось.

     Одним из негативных последствий системных преобразований в странах Содружества явилась инфляция, отличающаяся исключительно "космическими" темпами. Только в период 1992-1994 гг. индекс потребительских цен вырос в Туркменистане в 4.2. тыс.раз.9 Среднегодовая инфляция рыночного курса туркменского маната в 1995 году составила 22-23 процента, а в 1999 году - 15 процентов.10

Информация о работе Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан