Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы, выполненной на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности МУП ПО «Реквием» за 2007-2008 гг., является проведение диагностики финансового состояния анализируемого предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия;
- изучить методику оценки платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса и методику оценки его финансовой устойчивости, которая включает четыре типа финансового состояния;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия 6
1.2 Методика оценки платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса 11
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости предприятия (4 типа финансового состояния) 18
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП ПО «РЕКВИЕМ» ЗА 2007-2008 ГГ. 22
2.1 Анализ технико-экономических показателей предприятия 22
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности бухгалтерского баланса 25
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия и определение типа финансовой системы 30
Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУП ПО «РЕКВИЕМ» НА 2009-2010 ГГ. 35
3.1 Основные направления повышения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 35
3.2 Оценка предложенных мероприятий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

 Это соотношение  показывает, что данное предприятие  использует все свои источники  финансовых ресурсов и полностью  покрывает запасы и  затраты, а это главное. Так как запас источников собственных средств – это запас финансовой устойчивости предприятия при том условии, что его собственные средства превышают заемные. Оценка финансовой устойчивости как раз и характеризует одно из условий финансовой гибкости – наличие резервов.

Таким образом,  МУП  ПО «Реквием» в рассматриваемом периоде  имело нормальную финансовую независимость, гарантирующую платежеспособность, а с учётом условий нынешней экономической ситуации в стране – очень неплохую финансовую устойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И УЛУЧШЕНИЮ                                 ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ  МУП ПО «РЕКВИЕМ» НА 2009-2010 ГГ.

 

3.1 Основные направления  повышения платежеспособности и                    финансовой устойчивости предприятия                                                                

 

Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр».

Одной из задач реформы предприятия  является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации.

Залогом выживаемости  и основной стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния различные факторы:

- положение предприятия на товарном рынке;

- выпуск  пользующейся спросом продукции;

- его потенциал в деловом сотрудничестве;

- степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;

- наличие неплатежеспособных дебиторов.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность  развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.

Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов.

Чем больше денежных средств  может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия  по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции.

Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции  в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной  политики предприятия характеризует  типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей.

 В то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Финансовая устойчивость предприятия может быть повышена за счет улучшения использования оборотных средств, включающих запасы и затраты, дебиторскую задолженность и денежные средства. Устойчивые пассивы и внеоборотные активы предприятия являются экстенсивными факторами, способными повысить финансовую устойчивость, то есть только за счет их количественного изменения можно оказать воздействие на положение предприятия.

Можно заметить, что увеличение внеоборотных активов предприятия  не всегда обеспечивается соответствующим  ростом устойчивых пассивов, поэтому  на следующий период предприятию необходимо сократить темпы наращивания труднореализуемого капитала при сохранении сложившихся темпов роста собственного капитала, в противном случае ему грозит потеря финансовой устойчивости.

В предстоящем периоде  предприятию следует уделить  особое внимание дальнейшей работе по сокращению величины накопившейся дебиторской задолженности, в частности, необходимо активизировать деятельность в области улучшения расчетов с покупателями и заказчиками.

На сегодняшний день на предприятии имеет место количество свободных денежных средств на расчетных счетах, которое в предстоящем периоде необходимо использовать в целях улучшения финансовой устойчивости, путем погашения части наиболее срочных обязательств.

Важным моментом для МУП ПО «Реквием» является вопрос о распределении полученной прибыли, но так, чтобы это распределение привело к росту прибыли в дальнейшем для восстановления финансовой устойчивости. Существуют два основных направления повышения прибыли – это улучшение производительности и рост продаж. При этом можно выделить следующие факторы повышения прибыли:

- активы предприятия (сокращение  расходов, повышение цен, улучшение  использования активов, ускорение  оборачиваемости средств);

- изменение источников активов  (инвестиции, реорганизация бизнеса);

- внедрение в сегмент рынка (рост использования сегмента, перехват потребителей у конкурентов; политика цен и политика скидок);

- развитие предприятия (улучшение  качества продукции).

Прибыль, полученная анализируемым  предприятием, имеет невысокое значение - это главным образом связано с высоким уровнем затрат предприятия.

Основные мероприятия, направленные на улучшения финансового  состояния МУП ПО «Реквием» на 2009-2010 гг., отобразим в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния               МУП ПО «Реквием» на 2009-2010 гг.

Мероприятие

Ответственное                   подразделение

Экономический эффект

Привлечение заемных  средств (кредитование в «Сбербанке»)

Финансово-кредитное                 управление

Расширение рынков             сбыта, увеличение               прибыли

Сокращение избыточных          запасов

Отдел                                     материально-технического                  обеспечения

Экономия за счет                      сокращения складских расходов, увеличение объема выпуска

Изменение порядка расчета  с покупателями и                       заказчиками

Финансово-кредитное                 управление,                бухгалтерия

Сокращение                       дебиторской                   задолженности

Пересмотр порядка                    использования свободных                      денежных средств с              расчетных счетов

Бухгалтерия

Погашение части                 наиболее срочных                  обязательств

Пересмотр статей затрат в составе себестоимости              продукции

Планово-экономический               отдел

Увеличение прибыли


 

 

3.2 Оценка предложенных  мероприятий

 

Для повышения прибыли предприятия  необходимо пересмотреть статьи затрат в составе себестоимости продукции.

Например, снижение себестоимости может быть достигнуто, во-первых, за счет более эффективного использования производственных мощностей, обеспечивающих увеличение объемов производства; во-вторых, за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака.

Увеличения объемов реализации продукции МУП ПО «Реквием» также  можно рассматривать в качестве одного из вариантов повышения прибыли.

Как свидетельствуют данные бухгалтерского баланса сумма остатков готовой продукции и товаров для перепродажи в 2008 г. составляет 9818 тыс. руб., причем по сравнению с 2007 г., значение данной статьи увеличилось на 8,3% (9818: 9061×100–100).

По прогнозным расчетам экономистов  предприятия, основанных на практике предыдущих лет, снижение запасов готовой продукции  на складах  приведет к увеличению объемов реализации продукции в среднем на 5%.

Рассчитаем экономических эффект от снижения остатков готовой продукции на складах МУП ПО «Реквием» в таблице 3.2. Данные для расчета возьмем из таблицы 2.1.

Таблица 3.2

Расчет экономического эффекта от снижения остатков готовой продукции МУП ПО «Реквием»

Показатели

Единицы            измерения

До внедрения мероприятия                  

После                        внедрения               мероприятия              

Экономический эффект

Объем оказания услуг                      собственного производства

тыс. руб.

42220,00

42220×1,05 = 44331,00

+ 2111,00

Себестоимость произведенной продукции

тыс. руб.

39406,00

39406×1,05 = 41376,30

+ 1970,30

Остатки готовой продукции

тыс. руб.

9818,00

7847,70

- 1970,30

Прибыль от                    реализации               продукции

тыс. руб.

2814,00

2954,7

+ 140,7


 

Таким образом, снижение остатков готовой  продукции на складах предприятия на 1970,3 тыс. руб., приведет к увеличению  прибыли на сумму 140,7 тыс. руб. 

Используя предложенные методы снижения затрат, предприятие сможет увеличить  размер прибыли в будущем и, как  следствие, улучшить свое финансовое состояние.

Повышение объемов реализации продукции, услуг, несомненно, будет способствовать увеличению прибыли предприятия. Однако, в настоящее время, возрастающее конкурентное давление представляет самую опасную внешнюю угрозу для предприятия. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения предприятия, ее необходимо прогнозировать и мобильно реагировать на изменение конъюнктуры.

Также к одной из основных проблем  предприятия относится увеличение цен со стороны поставщиков. Проблема давления поставщиков сырья и  расходных материалов может быть частично решена за счет установления долгосрочных партнерских отношений с рядом ключевых поставщиков.

Своевременное использование в  стратегическом планировании основных принципов маркетинга, современных методов анализа и прогноза позволило бы предприятию эффективно управлять продуктовым портфелем, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии для завоевания и удержания конкурентных позиций. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для общей оценки финансово-экономической  деятельности предприятия используются данные бухгалтерского баланса, на основании  которых составляется сравнительный аналитический баланс, проводится горизонтальный и вертикальный анализы, рассчитываются основные показатели финансового состояния предприятия: ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. При помощи оценки абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости можно выявить сильные и слабые позиции различных предприятий, фирм. Менеджеры используют эти данные для контроля деятельности предприятия, чтобы не допустить банкротства. Важным является и то, что анализ коэффициентов дает возможность лучше понять взаимосвязь активов и пассивов баланса.

Объектом исследования в курсовой работе выступают данные бухгалтерской и финансовой отчетности муниципального унитарного предприятия похоронного обслуживания «Реквием» администрации города Орска за 2006-2008гг. Анализируя работу предприятия, можно сделать вывод, что за период с 2006 г. по 2008 г. объем оказания услуг непрерывно увеличивался, и, соответственно, наблюдался рост расходов предприятия на материальные затраты, расходов на оплату труда. Увеличению послужил рост среднесписочной численности работающих на 5,5%, рост объема оказания услуг, а также повышение минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, средняя заработная плата выросла на 24 %, а производительность труда увеличилась на 25,1 %.  С вводом в эксплуатацию новых основных средств, увеличились отчисления на амортизацию основных фондов.  Финансовые результаты работы предприятия достаточно положительные: рост чистой прибыли, снижение себестоимости продукции и, соответственно, увеличение доходов на единицу продукции (в 2008 г. на 1 рубль продукции предприятие имеет 7 копеек доходов).

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия