Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 02:15, дипломная работа
Рыночная экономика связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе систематического анализа финансовой деятельности предприятия.
Анализ деятельности дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.
Одной из самых главных задач предприятий является оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая возможно при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечный интервал времени.
Введение 4
1 Теоретические основы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности 8
1.1 Экономическая природа и сущность финансово-хозяйственной деятельности 9
1.2 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия 15
1.3 Меры по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 37
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ИП «Мохненко П.А.») 43
2.1 Общая характеристика предприятия 44
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ИП «Мохненко П.А.» 46
2.3 Анализ финансового состояния ИП «Мохненко П.А.» 58
Заключение 64
Список использованных источников 67
С развитием акционерной формы собственности предприятия выпускают акции, облигации и другие ценные бумаги, способствующие повышению доходности, рентабельности предприятий. Уровень доходности на выпущенные акции, облигации принимает форму дивидендов и процентов. В зависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на них. При выпуске простых (обыкновенных) акций размер дивидендов зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления на выплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, от доли привилегированных акций в общем их количестве и объявленного по ним уровня дивидендов, от величины уставного капитала и общего количества акций, выпущенных в обращение.
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг:
ПВ = S – C, (1)
где ПВ - валовая прибыль;
S - выручка от продажи товаров, продукции работ, услуг;
C - полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) [19, c. 115].
Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (ΣЗК) и управленческих расходов (ΣЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж [19, c. 115]:
На следующем этапе расчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов [19, c. 115]:
ПБ = ПП ± ПО ± ПВН (3)
где ПБ – прибыль до налогообложения (балансовая);
ПП - прибыль от продаж;
ПО – результат от операционной и финансовой деятельности;
ПВН – доходы и расходы от прочих внереализационных операций.
Далее,
исходя из величины прибыли (убытка)
до налогообложения с учетом
расходов на налог на прибыль
и иных аналогичных
При анализе финансовых результатов исследуемой организации оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период.
Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле [19, c. 116]:
, % (4)
, % (5)
где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, n – число видов прибыли, ед.
Рост объема продаж товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является убыточным, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продажи товаров может также оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Расчеты проводятся в следующем порядке [19, c. 116]:
а) Изменение прибыли от продаж за период ( ):
; (6)
б) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары ( ):
(7)
где:
объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
- объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
в) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров ( ):
, (8)
где:
- прибыль предыдущего периода;
- коэффициент
изменения себестоимости
, (9)
Где - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
- себестоимость проданных
г) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров ( )[19, c. 117]:
(10)
где:
- коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
(11)
где:
- объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
- объем продаж в предыдущем периоде.
д) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы ( )[19, c. 117]:
(12)
где:
- себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
- фактическая
себестоимость проданных
е) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров ( )[19, c. 117]:
(13)
ж) Сложив величины измерения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж ( )[19, c. 117]:
(14)
где:
- влияние i -ого фактора;
n - количество факторов.
В ходе анализа изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, владельцев бизнеса, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше денег в бюджет. Владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы бизнес приносил дивиденды. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Одна из важнейших задач управления бизнесом – оптимизация распределения прибыли для наилучшего удовлетворения всех заинтересованных сторон [16, c. 39].
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной политики и ценообразования. Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, то есть в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов.
Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:
- показатели,
рассчитанные на основе
- показатели,
рассчитанные на основе
- показатели,
рассчитанные на основе
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.
Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.
Для оценки рентабельности организации разработан ряд коэффициентов. Наиболее важные из них приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации [24, c. 85]
Показатель |
Расчетная формула, номер строки и формы бухгалтерской отчетности |
Рентабельность активов организации |
= стр. 160 Ф 2 / стр. 300 Ф 1 |
Эффективность внеоборотного капитала |
= стр. 010 Ф 2 / стр. 190 Ф 1 |
Рентабельность оборотного капитала |
= стр. 160 Ф 2 / стр. 290 Ф 1 |
Рентабельность продаж |
= стр. 050 Ф 2 / стр. 010 Ф 2 |
Коэффициент рентабельности основной деятельности |
= стр. 050 Ф 2 / (стр. 020 Ф 2 + стр. 030 Ф 2 + стр. 040 Ф 2) |
Рентабельность перманентного капитала |
= стр. 050 Ф 2 / (стр. 490 Ф 1 + стр. 590 Ф 1) |
Рентабельность активов организации ( ) характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.
Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) ( ) характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса организации. Если значение показателя эффективности внеоборотного капитала за текущий период, меньшее, чем его значение за базовый или предыдущий период, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если в рассматриваемый период организация не приобретала новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.
Увеличение эффективности необоротного капитала отражает рост масштаба бизнеса организации.
Рентабельность оборотного капитала ( ) отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Кроме того, данный коэффициент показывает, насколько ликвидным является товар, выпускаемый организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями товара. Уменьшение значения показателя показывает снижение эффективности использования оборотного капитала и увеличение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, повышение степени коммерческого риска. Рассматриваемый показатель характеризует эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит.
Рентабельность продаж ( ) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. Рост показателя является положительным результатом.
Коэффициент рентабельности основной деятельности ( ) определяет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль затрат на производство и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров.
Этот коэффициент в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, то есть снижение значения данного показателя также свидетельствует о росте затрат на производство товаров или снижении цен на них с той лишь разницей, что данный коэффициент более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство и рентабельность деятельности организации.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия