Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:01, курсовая работа
По сравнению с производственными предприятиями продукция сельскохозяйственных предприятий отличается более разнообразным ассортиментом. Часть произведённой продукции остаётся в хозяйстве и используется на производственные нужды – нетоварная продукция. Товарная часть предназначена для реализации. Она равна выручке от реализации продукции и оценивается по фактическим ценам реализации.
Введение……………………………………………………..……………...……3
1. Теоретические основы формирования финансовых результатов деятельности предприятия………………………….……………………………5
1.1. Сущность и порядок формирования балансовой прибыли……………..5
1.2. Показатели рентабельности предприятия…………….………………….8
1.3. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности.….13
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на современном этапе……………………………………………...……………….16
2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия………...……16
2.2. Анализ состава и динамики прибыли……………………………………27
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции ………………………………………………….……………………29
2.4. Оценка показателей рентабельности…………………………………….30
3. Основные направления и резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия………………………………..…………………….37
3.1. Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции..37
3.2. Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности…..…………..38
Выводы и предложения………………………………………………..………..41
Список использованной литературы……………………………………...……43
Основные показатели рентабельности, рассчитываются по выходным данным финансового отчета (форма №1 - «Баланс» и форма №2 - «Отчет о финансовых результатах».
Рентабельность (от немецкого rentabel-доходный) – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта (дохода, прибыли) си использованных ресурсов. Состояние деятельности является рентабельным, если на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные убытки, образуется и накапливается прибыль.
Анализ эффективности деятельно
Затратные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных затрат в процессе деятельности.
Для их расчета используются показатели чистой прибыли,общей прибыли, прибыли от реализации продукции,которые соотносятся с общей суммой затрат на производство и реализацию, себестоимостью реализованной продукцией т.д. Общая формула затратных показателей рентабельности имеет вид:
где Rв-рентабельность; П-прибыль; З-затраты;
Показатели рентабельности, рассчитанные по такому подходу, характеризуют эффективность использования средств, использованных в процессе производства, а именно сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля, затраченного на выполнение определенного вида деятельности. Важными показателями, которые показывают соотношение затрат с доходами являются коэффициенты окупаемости и покрытия затрат.
Коэффициент окупаемости характеризует величину затрат, понесенных предприятием для получения одной гривны дохода от продажи продукции:
где Кокуп - коэффициент окупаемости;
З-затраты;
ЧД-чистый доход;
Коэффициент покрытия является обратным показателем коэффициента окупаемости и характеризует величину, на которую доход покрывает понесенные затраты.
где Кпокр -коэффициент покрытия;
З-затраты;
ЧД-чистый доход;
Ресурсные показатели рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия (собственного, основного, привлеченного, оборотного). Они определяются как отношение прибыли (валовой, общей или чистой) к себестоимости активов (капитала) или их составляющих:
где П - прибыль;
А (К) - себестоимость активов (капитала);
Результаты расчета показывают эффективность деятельности предприятия, активов, капитала. Коэффициенты окупаемости (покрытия) активов (капитала) сходны с затратными показателями, но вместо сумм затрат в знаменателе приводятся суммы активов (капитала).
Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистому доходу предприятия:
где П - прибыль;
ЧД - чистый доход предприятия;
Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и показывает какую сумму прибыли получает предприятие с каждой гривны продажи. Рентабельность реализации рассчитывается в общем по предприятию и по отдельным видам продукции.
Показатели рентабельности, которые рассчитываются таким способом, широко применяются в странах с рыночной экономикой. Такой подход является приоритетным, потому что операции с денежными средствами обеспечивают платежеспособность и является существенным показателем здорового финансового состояния предприятия.
Разновидность показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.
Рентабельность продукции ( ) определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции (ф.№2,р. 50/ф.№2,р.40*100%).
Рентабельность (
) операционной деятельности (окупаемость
издержек) определяется как отношение
операционной прибыли к операционным
затратам (ф. №2, р.100 / ф. №2 (р.040+р.070+р.080+р.090))*
Она показывает, сколько предприятие имеет операционной прибыли с каждой гривны операционных затрат.
Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.
Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по чистой прибыли от реализации ( ) - (валовой) и из расчета по чистой прибыли (П)
Рентабельность реализации по чистой прибыли определяется как отношение чистой прибыли к чистой выручке от реализации (ф№2,р.220/ф.№2,р035). Характеризует эффективность деятельности предприятие: сколько чистой прибыли получено с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции.
Рентабельность
реализованной продукции
где - прибыль от операционной деятельности;
- себестоимость реализованной продукции;
- административные затраты;
- затраты на сбыт.
Коэффициенты рентабельности отражают,
насколько прибыльна
Рентабельность (доходность) капитала (активов) (Рентабельность предприятия) определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала, т.е. к активам баланса (ф.№2,р.220/ф.№1,р.280). В процессе анализа наблюдается динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводится межхозяйственное сравнение с предприятиями-конкурентами.
Рентабельность капитала (активов),
или экономическая
где – прибыль от реализации продукции;
– активы (валюта баланса)
Активы (валюта баланса) рассчитывают, как среднеарифметическую величину на начало и конец отчетного периода.
Если числитель и знаменатель умножить на выручку от реализации ВР, то рентабельность активов можно считать произведением двух показателей-сомножителей, а именно, рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи или оборотности активов , или коэффициента трансформации . Экономический смысл коэффициента трансформации состоит в том, что он показывает, сколько выручки предприятие получит от реализации с каждой денежной единицы, вложенной в активы предприятия, т.е.
Регулирование рентабельности капитала оказывает влияние на рентабельность продукции и оборачиваемость активов. Если рентабельность продукции нельзя увеличить, то, увеличивая оборачиваемость привлеченных ресурсов, увеличивают рентабельность капитала.
Рентабельность собственного капитала (Rск) определяется как отношение прибыли до налогооблажения к среднегодовой стоимости собственного капитала (ф.№2,р.170/ф.№1р.380*100%) – рассчитанному, как среднеарифметическая величина на начало и конец отчетного периода.
В практике финансового анализа рентабельность собственного капитала считают одним из важнейших итоговым показателей, в котором фокусируются результаты всех направлений деятельности предприятия.
Рентабельность производственных фондов (Rpf)
определяется как отношение чистой прибыли
к производственным фондам (ф.№2,р.220/ф.№1,.030+р.100+р.
Факторная модель рентабельности производственных фондов определяется по формуле:
где - рентабельность реализации продукции по чистой прибыли;
и – средняя за отчетный период стоимость производственных фондов соответственно основных и оборотных;
Количественную оценку влияния отдельных показателей на уровень рентабельности производственных фондов определяют методом цепных подстановок или интегральным методом оценивания влияния показателей.
3.1 Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции
Себестоимость сельскохозяйственной
продукции – это денежное выражения
всех затрат хозяйства, связанных с
её производством. Себестоимость является
важнейшим экономическим
На современном этапе
Снижение себестоимости
Резервы и возможности снижения себестоимости продукции есть на каждом сельскохозяйственном предприятии. Подтверждением этого служит опыт передовых хозяйств. Нередко совхозы и колхозы, расположены по соседству и в одинаковых почвенно-климатических условиях, имею большие различия в уровнях затрат на производство тех или иных видов продукции.
Виды себестоимости:
Различают производственную и полную себестоимость продукции.
Производственная
При исчислении полной, или коммерческой, себестоимости продукции к производственным затратам добавляются затраты по её реализации. Её исчисляют обычно только по товарной продукции.
Производственная и полная себестоимости
позволяют более точно
В практике работы колхозов и совхозов принято исчислять плановую и отчётную себестоимость. Плановую себестоимость продукции рассчитывают при составлении производственно-финансовых планов хозяйств, а так же годовых хозрасчётных заданий их производственным подразделениям – бригадам фермам. Плановую себестоимость исчисляют, исходя из намеченного производства валовой продукции и нормативов затрат труда и материалов, норма амортизации основных средств производства, расходов по управлению, а так же принятой технологии и организации труда.
Отчётную, или фактическую, себестоимость продукции определяют при составлении годовых отчётов хозяйств по данным учёта о количестве произведённой продукции и фактических затратах труда и материально-денежных средств на её производство.
3.2 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности
В современных
условиях рынка и жёсткой конкуренции доход и поиск резервов
его увеличения становятся, пожалуй, самыми
актуальными проблемами для любого предприятия.
Повышение доходности деятельности занимает
всё более значимые позиции в системе
целей предприятия. Тем более что современные
учёные и практики утверждают, что получение
дохода является целью практически всех
фирм и является доминирующей. Чтобы управлять
прибылью, необходимо раскрыть механизм
ее формирования, определить влияние и
долю каждого фактора ее роста. Важными
факторами роста прибыли, зависящими от
деятельности предприятия (их называют
внутренние), являются рост объема производимой
продукции в соответствии с договорными
условиями, снижение ее себестоимости,
повышение качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности использования
производственных фондов, рост производительности
труда, компетентность руководства. Эти
факторы можно условно подразделить на
три группы: производственные, коммерческие,
финансовые.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия