Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

По сравнению с производственными предприятиями продукция сельскохозяйственных предприятий отличается более разнообразным ассортиментом. Часть произведённой продукции остаётся в хозяйстве и используется на производственные нужды – нетоварная продукция. Товарная часть предназначена для реализации. Она равна выручке от реализации продукции и оценивается по фактическим ценам реализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………...……3
1. Теоретические основы формирования финансовых результатов деятельности предприятия………………………….……………………………5
1.1. Сущность и порядок формирования балансовой прибыли……………..5
1.2. Показатели рентабельности предприятия…………….………………….8
1.3. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности.….13
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на современном этапе……………………………………………...……………….16
2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия………...……16
2.2. Анализ состава и динамики прибыли……………………………………27
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции ………………………………………………….……………………29
2.4. Оценка показателей рентабельности…………………………………….30
3. Основные направления и резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия………………………………..…………………….37
3.1. Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции..37
3.2. Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности…..…………..38
Выводы и предложения………………………………………………..………..41
Список использованной литературы……………………………………...……43

Файлы: 1 файл

кэахд кур 2.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

Основные показатели рентабельности, рассчитываются по выходным данным финансового отчета (форма №1 - «Баланс» и форма №2 - «Отчет о финансовых результатах».

Рентабельность (от немецкого rentabel-доходный) – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта (дохода, прибыли) си использованных ресурсов. Состояние деятельности является рентабельным, если на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные убытки, образуется и накапливается прибыль.

Анализ эффективности деятельности предприятия по группам относительных показателей.

Затратные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных затрат в процессе деятельности.

Для их расчета используются показатели чистой прибыли,общей прибыли, прибыли  от реализации продукции,которые соотносятся с общей суммой затрат на производство и реализацию, себестоимостью реализованной продукцией т.д. Общая формула затратных показателей рентабельности имеет вид:

где Rв-рентабельность; П-прибыль; З-затраты;

Показатели рентабельности, рассчитанные по такому подходу, характеризуют эффективность использования средств, использованных в процессе производства, а именно сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля, затраченного на выполнение определенного вида деятельности.           Важными показателями, которые показывают соотношение затрат с доходами являются коэффициенты окупаемости и покрытия затрат.

Коэффициент окупаемости характеризует величину затрат, понесенных предприятием для получения одной гривны дохода от продажи продукции:

где Кокуп - коэффициент окупаемости;

З-затраты;

ЧД-чистый доход;

Коэффициент покрытия является обратным показателем коэффициента окупаемости и характеризует величину, на которую доход покрывает понесенные затраты.

где Кпокр -коэффициент покрытия;

З-затраты;

ЧД-чистый доход;

Ресурсные показатели рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия (собственного, основного, привлеченного, оборотного). Они определяются как отношение прибыли (валовой, общей или чистой) к себестоимости активов (капитала) или их составляющих:

где П - прибыль;

А (К) - себестоимость активов (капитала);

Результаты расчета показывают эффективность деятельности предприятия, активов, капитала. Коэффициенты окупаемости (покрытия) активов (капитала) сходны с затратными показателями, но вместо сумм затрат в знаменателе приводятся суммы активов (капитала).

Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистому доходу предприятия:

где П - прибыль;

ЧД - чистый доход предприятия;

Этот показатель характеризует  эффективность коммерческой деятельности и показывает какую сумму прибыли получает предприятие с каждой гривны продажи. Рентабельность реализации рассчитывается в общем по предприятию и по отдельным видам продукции.

Показатели рентабельности, которые рассчитываются таким способом, широко применяются в странах с рыночной экономикой. Такой подход является приоритетным, потому что операции с денежными средствами обеспечивают платежеспособность и является существенным показателем здорового финансового состояния предприятия.

Разновидность показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.

Рентабельность продукции ( ) определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции (ф.№2,р. 50/ф.№2,р.40*100%).

Рентабельность ( ) операционной деятельности (окупаемость издержек) определяется как отношение операционной прибыли к операционным затратам (ф. №2, р.100 / ф. №2 (р.040+р.070+р.080+р.090))*100%.

Она показывает, сколько предприятие  имеет операционной прибыли с  каждой гривны операционных затрат.

Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.

Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли  на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по чистой прибыли от реализации ( ) - (валовой) и из расчета по чистой прибыли (П)

Рентабельность реализации по чистой прибыли определяется как отношение чистой прибыли к чистой выручке от реализации (ф№2,р.220/ф.№2,р035). Характеризует эффективность деятельности предприятие: сколько чистой прибыли получено с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции.

Рентабельность  реализованной продукции определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованной продукции, административных затрат и затрат на сбыт (ф. №2,р.100/ф.№2р.040+р.070+р.080) и находится по следующей формуле:

где - прибыль от операционной деятельности;

- себестоимость реализованной  продукции;

- административные затраты; 

- затраты на сбыт.

Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (активов) (Рентабельность предприятия) определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала, т.е. к активам баланса (ф.№2,р.220/ф.№1,р.280). В процессе анализа наблюдается динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводится межхозяйственное сравнение с предприятиями-конкурентами.

Рентабельность капитала (активов), или экономическая рентабельность определяется по формуле;

,

где – прибыль от реализации продукции;

 – активы (валюта баланса) 

Активы (валюта баланса) рассчитывают, как среднеарифметическую величину на начало и конец отчетного периода.

Если числитель и знаменатель  умножить на выручку от реализации ВР, то рентабельность активов можно  считать произведением двух показателей-сомножителей, а именно, рентабельности реализованной  продукции  и ресурсоотдачи или оборотности активов , или коэффициента трансформации . Экономический смысл коэффициента трансформации состоит в том, что он показывает, сколько выручки предприятие получит от реализации с каждой денежной единицы, вложенной в активы предприятия, т.е.

Регулирование рентабельности капитала оказывает влияние на рентабельность продукции и оборачиваемость  активов. Если рентабельность продукции  нельзя увеличить, то, увеличивая оборачиваемость  привлеченных ресурсов, увеличивают рентабельность капитала.

Рентабельность собственного капитала (Rск) определяется как отношение прибыли до налогооблажения к среднегодовой стоимости собственного капитала (ф.№2,р.170/ф.№1р.380*100%) – рассчитанному, как среднеарифметическая величина на начало и конец отчетного периода.

В практике финансового анализа  рентабельность собственного капитала считают одним из важнейших итоговым показателей, в котором фокусируются результаты всех направлений деятельности предприятия.

Рентабельность производственных фондов (Rpf) определяется как отношение чистой прибыли к производственным фондам (ф.№2,р.220/ф.№1,.030+р.100+р.120)

Факторная модель рентабельности производственных фондов определяется по формуле:

,

где - рентабельность реализации продукции по чистой прибыли;

и – средняя за отчетный период стоимость производственных фондов соответственно основных и оборотных;

Количественную  оценку влияния отдельных показателей на уровень рентабельности производственных фондов определяют методом цепных подстановок или интегральным методом оценивания влияния показателей.

 

 

 

 

 

  1. Основные направления и резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия

 

3.1 Резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции

Себестоимость сельскохозяйственной продукции – это денежное выражения  всех затрат хозяйства, связанных с  её производством. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем  работы сельскохозяйственных предприятий, характеризующим эффективность общественного производства. Уровень себестоимости производимой продукции во многом определяет конечные результаты работы хозяйств – прибыльность или убыточность. Поэтому всемирное снижение затрат на производство продукции – из важнейших задач, поставленных перед сельским хозяйством.

На современном этапе актуальность этой задачи обусловлена тем, что  во многих хозяйствах себестоимость  продукции земледелия и животноводства все ещё высокая и имеет  некоторую тенденцию к росту.

Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции не только обеспечивает повышение  эффективности общественного производства, качества работы колхозов и совхозов, но и является обязательным условием для снижения розничных цен на продукты питания, а также промышленные товары, что имеет первостепенное значение в рост реальных доходов и благосостояние трудящихся.

Резервы и возможности снижения себестоимости продукции есть на каждом сельскохозяйственном предприятии. Подтверждением этого служит опыт передовых хозяйств. Нередко совхозы и колхозы, расположены по соседству и в одинаковых почвенно-климатических условиях, имею большие различия в уровнях затрат на производство тех или иных видов продукции.

Виды себестоимости:

Различают производственную и полную себестоимость продукции.

Производственная себестоимость  определяется суммой затрат, связанных  с получением продукции и доставкой  её с поля, фермы на склад, к месту  хранения или потребления в хозяйстве.

При исчислении полной, или коммерческой, себестоимости продукции к производственным затратам добавляются затраты по её реализации. Её исчисляют обычно только по товарной продукции.

Производственная и полная себестоимости  позволяют более точно установить затраты, связанные с получением и реализаций продукции, обоснованно решать вопрос об экономической целесообразности специализации хозяйств на производстве определенных её видов.

В практике работы колхозов и совхозов принято исчислять плановую и  отчётную себестоимость. Плановую себестоимость продукции рассчитывают при составлении производственно-финансовых планов хозяйств, а так же годовых хозрасчётных заданий их производственным подразделениям – бригадам фермам. Плановую себестоимость исчисляют, исходя из намеченного производства валовой продукции и нормативов затрат труда и материалов, норма амортизации основных средств производства, расходов по управлению, а так же принятой технологии и организации труда.

Отчётную, или  фактическую, себестоимость продукции  определяют при составлении годовых отчётов хозяйств по данным учёта о количестве произведённой продукции и фактических затратах труда и материально-денежных средств на её производство.

 

3.2 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности

В современных  условиях рынка и жёсткой конкуренции доход и поиск резервов его увеличения становятся, пожалуй, самыми актуальными проблемами для любого предприятия. Повышение доходности деятельности занимает всё более значимые позиции в системе целей предприятия. Тем более что современные учёные и практики утверждают, что получение дохода является целью практически всех фирм и является доминирующей.  Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства.    Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.    Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно-качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д.    Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).     Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия