Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является объяснение проведения анализа экспортных и импортных операций по международным стандартам, проведение правильного документального оформления и государственного регулирования на территории Республики Беларусь. Также целью работы являются ответы на все назревшие вопросы в области бухгалтерского учета экспорта, которые возникают из-за быстрой смены законодательных норм, нечеткости и противоречивости некоторых из них.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
5
1. Сущность внешнеэкономической деятельности……………………......
7
1.1 Сущность и задачи внешнеэкономической деятельности организации. Определение понятия экспорта и импорта………….............
7
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РБ……………………………………………………………
10
1.3. Цели, задачи и принципы экспорта и импорта готовой продукции и товаров…………………………………………………………………….......
15
1.4 Нормативно-правовая база анализа реализации продукции при экспортных и импортных операциях……………………………………….
18
1.5 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Белсолод»……………………………………………………………………
20
2. Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования………………………. …………………………..........
31
2.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа внешнеторговых операций……………………………………....................
31
2.2 Анализ импортных операций ОАО «Белсолод»………..…………….
34
2.3 Анализ экспортных операций ОАО «Белсолод»………..……………
39
2.4Анализ сбалансированности и эффективности экспортно-импортных операций ОАО «Белсолод». Направление его совершенствования……..
41
Заключение…………………………………………………………...............
47
Список используемыхисточников………

Файлы: 1 файл

курсовой по анализу.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

-применения  в отношении другого государства  (группы государств) мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  с учетом взаимности;

-выбора  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, являющихся  не более обременительными для  ее участников, чем это необходимо  для обеспечения эффективного  достижения целей, преследуемых  данными мерами;

-обоснованности  и объективности применения мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

-гарантирования  права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности;

-гласности  в применении мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности.[6]

        Законодательство Республики Беларусь  допускает применение двух методов  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности - таможенно-тарифного  и нетарифного. Использование  обоих этих методов отвечает  общемировой практике. В странах  с рыночной экономикой в большей  мере используются экономические  инструменты регулирования внешней  торговли, воздействующие на ввоз  и вывоз товаров и на формирование  внутреннего рынка товаров через механизм таможенных пошлин. При применении этих инструментов за покупателями товаров сохраняется полная свобода выбора между импортными и схожими с ними товарами отечественного производства, что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночных отношений. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатуры импортируемых товаров, спроса на внутреннем рынке и предложения производителей конкурирующей отечественной продукции и регулируется в основном путем повышения или понижения ставок таможенных пошлин и в зависимости от конъюнктуры рынка.

        Однако использование в чистом  виде экономических мер регулирования  внешней торговли, во-первых, не всегда  дает желаемый положительный  результат, а во-вторых, экономические  меры не одинаково воздействуют  на поставку в страну товаров  крупными и малыми партиями, изначально  ставя тем самым их в неравные  условия. Поэтому в большинстве  стран, наряду с экономическими  мерами, широко применяются также  административные меры регулирования  внешней торговли, напрямую ограничивающие  импорт и экспорт товаров, ограждая  внутренний рынок как от излишних  импортных поставок, так и от  возможности возникновения дефицита  отечественных товаров. При этом, правда, покупатель ограничивается  в праве свободного выбора  между отечественными и импортными  товарами.

        Нетарифные меры государственного  регулирования внешней торговли, лишая покупателя свободного  выбора товаров и тем самым  ослабляя конкуренцию отечественных  товаров с иностранными, казалось  бы, должны подрывать рыночный  механизм. Но это не так, ибо  такие меры применяются в отношении  поставок сравнительно небольшой  группы товаров либо в течение  ограниченного срока и предназначены  для решения определенных экономических  и социальных проблем, требующих  оперативного вмешательства государства.  Таким образом, нетарифные меры  не разрушают внутренний рынок  страны, а, наоборот, содействуют  его нормальному функционированию.

        Применение мер нетарифного регулирования  в условиях самостоятельного  осуществления большим числом  компаний внешнеторговых операций  позволяет влиять на рост внешнеторгового  дефицита, выравнивать торговый  и платежный балансы, более  рационально распоряжаться иностранной  валютой при острой ее нехватке  для закупки за рубежом наиболее  необходимых в стране товаров,  мобилизовать валютные резервы  для обслуживания внешнего долга  Беларуси.

        На сегодняшний день государством  установлены следующие меры нетарифного  регулирования перемещения товаров  через таможенную границу:

1) квотирование;

2) лицензирование;

3) выдача  разрешений и установление запретов;

4) сертификация;

5) фитосанитарный  и ветеринарный контроль;

6) установление  предельных минимальных цен;

7) применение  акцизных марок.

    Они устанавливаются исходя из соображений  государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты исторического и археологического достояния народов Беларуси и  зарубежных стран, в том числе  объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров.

        Все нетарифные меры можно  разделить на 2 группы. Первая группа  связана с перемещением товаров  через таможенную границу, вторая  применяется только при помещении  товаров под определенный таможенный режим. [4,с. 57]

      В отношении государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности так же существует  свой набор нормативно-правовых  актов, который отражает применение  различных мер регулирования  данных операций. Одним из таких  нормативных документов можно  назвать Инструкцию о порядке  предоставления таможенным органам  специальных разрешений (лицензий) и контроля за соблюдением  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями порядка квотирования  и лицензирования экспорта и  импорта.Инструкция устанавливает  порядок представления юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями  таможенным органам специальных  разрешений (лицензий)  и постановки  их на контроль, а также определяет  процедуру контроля за экспортом  (импортом) количества указанных  в них товаров и квот. Под  квотой как мерой экономической  политики понимают количественные  ограничения экспорта или импорта  товаров, установленные соответствующими  решениями Президента Республики  Беларусь или Совета Министров  Республики Беларусь. Формы лицензий, порядок их заполнения и выдачи  определяются иными нормативными  правовыми актами Республики  Беларусь. Передача лицензий для  использования другим юридическим  лицам или индивидуальным предпринимателям не допускается.[12]

    Государство самостоятельно строит законодательную базу по ведению внешнеэкономической деятельности, при этом устанавливает свои определенные правила, устанавливаемые Таможенным кодексам, Налоговым кодексом и др.

    1. Цели, задачи и принципы экспорта и импорта готовой продукции и товаров
 

Целью анализа хозяйственной деятельности предприятия в целом, конкурентоспособности  выпускаемой продукции и самого предприятия является оценка потенциальных  возможностей в условиях жесткой  конкурентной борьбе, вызванной рыночными  взаимоотношениями, и разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности. Конечная оценка возможностей предприятия  определяется эффективностью его деятельности на конкретном рынке, которая напрямую связана с эффективностью использования финансовых инструментов при принятии оптимальных управленческих решений, тактических и стратегических задач управления.

    Одним их аспектов деятельности предприятия  является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), обладающая своей спецификой- выполнение экспортно-импортных, валютных и других внешнеэкономических  операций. Когда внешнеторговые операции занимают значительный удельный вес в деятельности предприятия, то они могут оказывать  существенное влияние на ее экономическую  эффективность. Для предприятия  важна не просто оценка эффективности  ВЭД, первостепенное значение приобретают  выявление путей повышения эффективности  ВЭД  и активное их использование, отслеживание динамики эффективности, ликвидация неэффективных операций.[5, c. 340]

    Цель  анализа ВЭД- определение места  и роли ВЭД на предприятии и  разработка рекомендаций по повышению  ее эффективности.

    Задачи:

    1. Оценка уровня и качества выполнения предприятием обязательств по контрактам с иностранными партнерами. При оценке выполнения контрактных обязательств основное внимание обращается на объем экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении в целом, а также в разрезе сегментов (по товарам и странам); своевременность исполнения обязательств; качество экспортируемой и импортируемой продукции; уровень цен на продукцию, базисные условия поставки.

    2. Анализ динамики объемов экспорта  и импорта в абсолютном и относительном выражении, влияния факторов на изменение объемов экспорта и импорта. При факторном анализе объемов экспорта и импорта в динамике и при оценке выполнения контрактных обязательств измеряется влияние  физического объема, отклонений в ценах, структурных сдвигов, изменения валютного курса.

    3. Анализ уровня и структуры  расходов , связанных с проведением экспортных и  импортных операций в целом, а также по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам. В результате такого анализа даются оценка целесообразности затрат, их динамика, структурных изменения, определяется абсолютная и относительная экономия (перерасход) издержек. Использование дополнительной информации, формирующейся в системе бухгалтерского управленческого учета позволяет в составе экспортных затрат выделить постоянные и переменные издержки. Анализ издержек этих групп и расчет таких показателей, как маржинальная прибыль от внешнеэкономической деятельности  по каждому виду товара, точка безубыточности по каждому виду продукции позволяют повысить степень обоснованности контрактных обязательств. При выполнении импортных операций маржинальная прибыль представляет собой разность цен покупки и продажи импортного товара, поэтому основной задачей является анализ соотношения покупной и продажной цены на импортный товар.

    4. Анализ эффективности использования средств, привлечённых для выполнения обязательств по контрактам. При решении указанной задачи необходимо провести анализ оборотных средств, рассмотреть особенности их движения, стадий кругооборота и длительности одного оборота; указать факторы, определяющие их величину; дать количественную оценку влияния факторов на оборачиваемость средств, вложенных во внешнеторговые операции; рассчитать относительное высвобождение (вовлечение) оборотных активов.

    5. Оценка экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятия. Оценка эффективности ВЭД проводиться на основе анализа абсолютных и относительных показателей , характеризующих финансовые результаты. К абсолютным показателям относят прибыль (валовая, до налогообложения, чистая). Анализ показателей прибыли проводиться с учетом их формирования. Так, валовая прибыль при экспорте определяется как разница между ценой контракта  и полными затратами на экспорт; при импорте- как разница между ценой реализации импортной продукции на внутреннем рынке  и ценой ее покупки на внешнем рынке, включая все расходы, связанные с ее приобретением. Основным относительным показателем является рентабельность- отношение коммерческого результата от экспорта/импорта к затратам. При анализе рассчитываются рентабельность экспортных, импортных операций , рентабельность основного и оборотного капитала, используемого для производства экспортной продукции, рентабельность продаж. Определение экономической эффективности (эффекта) внешнеэкономических связей необходимо для обоснования внешнеторговой деятельности , а также для оценки результатов намеченных проектов и проблем, рассчитанных на длительную перспективу.

    6. Анализ влияния результатов ВЭД на платежеспособность , ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Анализ финансового состояния предприятия , занимающегося ВЭД, необходим не только для самого предприятия с целью оценки и прогнозирования его дельнейшей финансовой деятельности, но и для его внешних партнеров и потенциальных инвесторов. Для характеристики финансового состояния предприятия используется система показателей, отражающие наличие, размещение и использование его финансовых ресурсов.

  1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности ВЭД.[5,c.368]

    Существует  ряд аспектов, которые должно соблюдать предприятие, ориентированное на ВЭД:

    a) политический аспект- стабильность политики государства, уровень коррумпированности , авторитет и сила законодательства, требования правительства при вступлении на рынок.

    b) территориальныйаспект. Удаленность продавца и покупателя друг от друга подразумевает пересечение государственной границы на все  пути следования материальных ценностей, из чего следует соблюдение таможенных режимов.

    c) временной аспект. Исполнение сделки от момента согласования и заключения договора до момента поставки товарно-материальных ценностей  требует достаточно длительного времени.

Информация о работе Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования