Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является объяснение проведения анализа экспортных и импортных операций по международным стандартам, проведение правильного документального оформления и государственного регулирования на территории Республики Беларусь. Также целью работы являются ответы на все назревшие вопросы в области бухгалтерского учета экспорта, которые возникают из-за быстрой смены законодательных норм, нечеткости и противоречивости некоторых из них.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
5
1. Сущность внешнеэкономической деятельности……………………......
7
1.1 Сущность и задачи внешнеэкономической деятельности организации. Определение понятия экспорта и импорта………….............
7
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РБ……………………………………………………………
10
1.3. Цели, задачи и принципы экспорта и импорта готовой продукции и товаров…………………………………………………………………….......
15
1.4 Нормативно-правовая база анализа реализации продукции при экспортных и импортных операциях……………………………………….
18
1.5 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Белсолод»……………………………………………………………………
20
2. Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования………………………. …………………………..........
31
2.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа внешнеторговых операций……………………………………....................
31
2.2 Анализ импортных операций ОАО «Белсолод»………..…………….
34
2.3 Анализ экспортных операций ОАО «Белсолод»………..……………
39
2.4Анализ сбалансированности и эффективности экспортно-импортных операций ОАО «Белсолод». Направление его совершенствования……..
41
Заключение…………………………………………………………...............
47
Список используемыхисточников………

Файлы: 1 файл

курсовой по анализу.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

       Экономическое обоснование принимаемых  решений по управлению внешнеэкономической  деятельностью предприятий производится  путем расчета различных показателей  экономической эффективности. Всю  систему показателей экономической  эффективности ВЭД можно разделить  на две группы:

1. Показатели  эффекта, определяемые как абсолютные  величины, выражаются в соответствующих  денежных единицах как разница  между результатами и затратами.

2. Показатели  эффективности, определяемые на  основе отношения результатов  к затратам, как правило, относительны  и выражаются в относительных  единицах: %, руб./руб., $/$, долях единицы  и др.

       Под затратами следует понимать  денежную, стоимостную оценку привлекаемых  производственных ресурсов: стоимость  сырья, материалов, энергии, трудовых  ресурсов, услуг сторонних организаций,  обязательные отчисления в различные  государственные фонды и другие  затраты, без которых сделка, операция  была бы не осуществлена.

      Под результатами следует понимать  денежную, стоимостную оценку полученной  выгоды для предприятия: денежные  средства за поставленную продукцию,  выполненные работы и услуги, стоимость полученного товара, работ,  услуг и т.д.

        При расчете показателей важно  соблюдать следующие принципиальные  методологические положения.

    • принцип  наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. Неполный учет затрат и полученных результатов  может исказить выводы об оценке эффективности  того или иного мероприятия, решения;

    • принцип  сравнения с базовым вариантом. Всё познается в сравнении, в  том числе и эффективность. За базовый вариант может быть принято  положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения  или состояние дел на рынке, у  конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажений оценок;

    • принцип  приведения затрат и результатов  в сопоставимый вид. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, следует  приводить их в сопоставимый вид  по объему, качеству, периоду времени  и другим параметрам;

    • принцип  приведения разновременных затрат и  результатов к одному моменту  времени. Соблюдение данного принципа — одно из важнейших положений  теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту  времени достаточно хорошо разработаны  в экономике.

      Конкретный расчет показателей  эффективности будет в значительной  степени зависеть от вида операции  на внешнем рынке, ее целей,  условий и других особенностей  конкретной сделки. [1,c.188]

    Сбалансированность- состояние товарооборота, при котором  размер экспортных и импортных данных близки и (или) равны между собой. Такое состояние приводит к разным значениям сальдо товарооборота.

    Проведение  анализа экспортных и импортных  операций необходимо начинать с соотношения  показателей товарооборота за анализируемый  период. По данным таблицы рассчитаем коэффициент координации, темпа  роста базисного и цепного, а  так же удельный вес в общем  объеме товарооборота.

      Коэффициент координации (Кк)- это отношение одно части статистической совокупности к другой ее части, принятой за базу сравнения.  Формула имеет вид: 

    Кк=Э/И                                     (2.8) 

    где Э-объем экспорта,

    И- объем импорта.

Таблица 2.14- Расчеты показателей товарооборота за 2007-2009 года ОАО «Белсолод»

    Показатели  2007 2008 2009
Темп  роста,%     Базисный     - 147,3 65,5
    Цепной     - 147,3 44,5
Темп  прироста,%     Базисный     - 47,3 -34,5
    Цепной      - 47,3 -55,5

Примечание- Источник: собственная разработка.

    По  данным таблицы  можно видно, что  темп роста товарооборота в 2008 году увеличилось на 47,3 %, что свидетельствует о увеличении как импорта, так и экспорта. Однако  в 2009 году по сравнению с 2008 годом товарооборот уменьшился на 55, 5 %.

    Для более конкретизируемого анализа  покажем изменение как экспорта так и импорта за анализируемый  период. Данные и их расчеты представлены в таблицах.(приложение А2)

Таблица 2.15- Расчет показателей изменения экспорта за 2007-2009гг. ОАО «Белсолод»

    Показатели 2007 2008 2009
Темп  роста,%     Базисный     - 145,9 51,9
    Цепной     - 145,9 35,6
Темп  прироста,%     Базисный     - 45,9 -48,1
    Цепной      - 45,9 -64,4
Ккоординации 2,145 2,080 1,176
Удельный  вес, % 68,2 67,6 54,1

Примечание-Источник: собственная разработка.

    Данные  таблицы показывают, что темп роста  экспорта так же относиться на 2008 год, что составляет его увеличение на 45,9%. Однако в 2009 году  роста показателя не наблюдалось, а наоборот произошел спад до 35,6%. Это свидетельствует об увеличении импорта, т.е. закупки импортных товаров, и низкой конкурентоспособности производимой продукции.

    О снижении доли экспорта в товарообороте  предприятия свидетельствует коэффициент  координации, который сократился по сравнению с 2008 годом в 2009 году на 0,904, и удельный вес экспорта, который  составил  до 54,1 % , не смотря на то, что  в 2007 и 2008 году среднее значение составляло около 70%

Таблица 2.16- Расчет показателей изменения импорта  за 2007-2009гг. ОАО «Белсолод»

    Показатели  импорт 2007 2008 2009
Темп  роста,%     Базисный     - 150,2 94,6
    Цепной     - 150,2 62,9
Темп  прироста,%     Базисный     - 50,2 -5,4
    Цепной      - 50,2 -37,1
Ккоординации 0,466 0,481 0,849
Удельный  вес, % 31,8 32,4 45,9

Примечание-Источник: собственная разработка.

    Данные  таблицы показывают увеличение темпа  роста импорта в 2008 году (до 150,2%), так же увеличение доли экспорта как в общем товарообороте, так и в отношении к экспорту.

    Эффективность  ВЭД предприятия определяется на основе соотношения результатов и затрат во внешнеторговых операциях на всех этапах их проведения: при планировании ВЭД, выборе наиболее эффективных вариантов, при экономическом обосновании отдельных сделок, анализ финансового результата за прошедший период в целом или по реализованному контракту.

    Показатели  эффективности ВЭД можно разделить  на текущие и стратегические.

    Текущие показатели- это в основном количественные показатели, фиксирующие параметры ВЭД предприятия на определенный момент времени (начало/конец месяца, квартала, года). Они рассчитываются прежде всего в рамках традиционных систем бухгалтерского и управленческого учета.

    Стратегические  показатели- это качественные показатели, определяющие будущие достижения предприятия  ВЭД. Важно обеспечить баланс между  текущими и стратегическими показателями эффективности, что  зависит от отраслевой специфики, конъюнктурных особенностей рынков, стратегии предприятия.

      Оптимизация рабочих процессов  и операций, из которых состоит  ВЭД, является основой для повышения ее эффективности.

    Выделяют  три уровня оценки эффективности  ВЭД:

  1. Уровень на основе действующей официальной бухгалтерской отчетности. При этом если предприятие занимается исключительно экспортом, а поставки для внутреннего рынка незначительны, то оценка эффективности функционирования предприятия в целом совпадает с оценкой эффективности ВЭД. Если же объем экспорта не занимает подавляющую часть общего объема продаж, то для оценки эффективности целесообразно выделить результаты ВЭД предприятия в отдельную отчетность в части объемов экспортных поставок и затрат на выполнение внешнеторговых контрактов.
  2. Уровень на основе дополнительной информации в рамках управленческого учета, позволяющий определить маржинальную рентабельность ВЭД, точку безубыточности для каждой экспортной позиции и другие показатели, более точно отражающие эффективность внешнеэкономической деятельности.
  3. Уровень на основе внутренней и внешней информации предприятия о состоянии процессов  внешнеэкономической деятельности по каждому экспортному товару. При этом не только составляются результаты и затраты  ВЭД по каждой товарной позиции, по каждой стране и т.д., но и оцениваются другие факторы эффективности: ценность товара для потенциальных потребителей, уровень сервисного обслуживания, гибкость реагирования на пожелания клиентов в частности изменения тех или иных характеристик изделия.

    При оценке эффективности внешнеторговой деятельности предприятия, которое  связано с организацией экспортных поставок, целесообразно рассчитать следующие показатели рентабельности:

    - общая прибыль на 1 рубль экспортного оборота;

    - чистая прибыль на 1 рубль экспортного оборота.

    Общая прибыль на 1 рубль экспортного  оборота показывает , насколько эффективно предприятие осуществляет ВЭД и  какова доля прибыли в общем объеме экспортных продаж.[1,c. 189]Расчет ведется по формуле : 

    ОП= ВП/ ПЭ *100 (%)                                         (2.9) 

где ОП-общая  прибыль на 1 рубль экспортного  оборота,

ВП-объем валовой прибыли от экспорта продукции,

ПЭ-объем экспортных продаж.

    Рассчитаем  данный показатель за рассматриваемые  периоды.

Таблица 2.17- Расчет общей прибыли на 1 руб. экспортного оборота

Показатель     Расчет     %
ОП2007 ВП2007/ ПЭ2007*100%=10970/21844*100% 50,2
ОП2008 ВП2008/ ПЭ2008*100%=26903/36477*100% 73,7
ОП2009 ВП2009/ ПЭ2009*100%= 1575/2550,87 61,7

Примечание-Источник: собственная разработка.

 По  данным таблицы можно проследить  изменение общей прибыли на 1 руб.  экспортного оборота. Его увеличение свидетельствовало о росте валовой прибыли от экспортной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 23,5 %, а так же уменьшение валовой прибыли в 2009 году на 12%. 

    Чистая  прибыль на 1 рубль экспортного  оборота показывает влияние налогов  на ВЭД предприятия. Расчет ведется по формуле , где в числителе- (ЧП), а в знаменателе- объем экспортных продаж (ПЭ): 

    ЧПэ.об= ЧП/ ПЭ *100 (%)(2.10) 

Информация о работе Анализ экспорта и импорта продукции (товаров) и пути его совершенствования