Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания бакалаврской работы является рассмотрение порядка формирования прибыли, методов исследования прибыли и рентабельности. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Параллельно анализу прибыли проводится анализ рентабельности, который позволяет оценить относительную эффективность работы предприятия по различным направлениям.

Содержание работы

Введение
Глава 1. "Анализ прибыли и рентабельности предприятия"
1.1 Экономическая сущность и база для формирования прибыли предприятия
1.2 Виды прибылей предприятия и порядок их формирования
1.3 Виды анализа прибыли предприятия
1.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках
1.3.2 Факторный анализ
1.4 Анализ рентабельности
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"
2.1 Характеристика ООО "НГК "ИТЕРА"
2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ "Отчета о прибылях и убытках"
2.3 Факторный анализ прибыли от продаж
2.4 Анализ прибыли до налогообложения методом цепных подстановок
2.5 Анализ рентабельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия.docx

— 116.84 Кб (Скачать файл)

Чистая прибыль - основной показатель финансовых результатов, характеризующих его экономический эффект.

Последним видом прибыли является нераспределенная прибыль отчетного периода, которая определяется путем вычитания из чистой прибыли суммы распределенной прибыли. Распределенная прибыль представляет собой ту часть чистой прибыли, которая либо выплачивается в виде дивидендов, либо идет на покрытие убытков прошлых лет.

Величина вышеперечисленных видов прибыли зависит не только от таких факторов, как цена, объем проданной продукции, себестоимость, операционные и внереализационные финансовые результаты, но и от учетной политики, применяемой в анализируемом периоде. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы позволяют экономическим субъектам выбирать некоторые методы учета, которые оказывают существенное влияние на формирование финансовых результатов.

1.3 Виды анализа прибыли предприятия

При анализе прибыли предприятия можно использовать следующие виды анализа:

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

факторный анализ.

Каждый из них имеет свои преимущества и совместное использование нескольких видов анализа позволяет лучше представить и оценить финансовые результаты деятельности предприятия.

1.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры ("вертикальный анализ" показателей)

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ - иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик; относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

1.3.2 Факторный анализ

На финансовые результаты деятельности организации оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов. Влияние, оценка и прогнозирование влияния этих факторов на изменение не только финансовых результатов, но и на общее состояние предприятия лежат в основе экономического анализа. Факторы, оказывающие влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, находятся во взаимосвязи между собой. Процесс расчета и оценки влияния факторов на изменения результативных показателей называется факторным анализом, а его проведение тесно связано с моделированием факторных систем.

В факторном анализе различают два типа связей: детерминированные (функциональные) и стохастические (вероятностные).

"Связь называется жестко детерминированной, или функциональной, если каждому значение фактора соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного показателя".

"Связь называется стохастической, или вероятностной, если каждому значению фактора соответствует множество значение результативного показателя, т.е. определенное статистическое распределение".

Особенности жестко детерминированных моделей:

при детерминированном подходе факторная модель полностью замыкается в ту систему факторов, которую поддаются объединению в данную модель, границей составления такой модели является длина непрерывной цепи прямых связей;

данный подход не позволяет разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели, таким образом, при построении модели мы условно абстрагируемся от действия других факторов, а все изменения результативного показателя полностью предписываются влиянию факторов, включенных в модель;

детерминированный анализ может проводится для единичного объекта при отсутствии совокупности наблюдений.

Существуют следующие виды моделей детерминированного анализа:

Y=∑Xi

аддитивные модели - модели, в которые факторы Xi входят в виде алгебраической суммы

Y=∏Xi

мультиполикативные модели - модели, в которые факторы входят в виде произведения

Y=X1/X2

кратные модели - модели, которые предстваляют собой соотношение факторов

Y=∏Xi/Xi

Y=Xi/∑Xi

Y=∑Xi/Xi

смешанные модели - модели, в которые факторы входят в различные комбинации и т.п.

Основная задача прямого факторного детерминированного анализа - оценка влияние абсолютного изменения каждого фактора на абсолютное изменение результативного показателя.

Наиболее распространенным методом детеримнированного факторного анализая является метод элиминирования. Элиминировнаием называется логический прием последовательного абстрагирования от влияния всех факторов, кроме искомого, влияние которого определяется путем сопосталения исследуемого результативного показетеля до и после изменения фактора.

Основными методами расчета влияния измения факторов на изменение результативного показателя являются:

метод цепных постановок;

метод относительных разностей;

метод абсолютных разностей;

интегральный метод.

Метод цепных подстановок.

Метод цепных подстановок заключается в последовательной замене базисных значений каждого фактора на фактические значения отчетного периода. Таким образом, получается ряд промежуточных значений результативного показателя, которые постепенно изменяются от базисного значения результативного показателя до значения результативного показателя отчетного периода. Разность двух значений в цепи подстановок равна изменению результативного показателя за счет изменения соответствующего фактора.

Пусть y=f (a, b, c, d,) - функция характеризующая изменение результативного показателя y под влиянием изменения факторов a, b, c и d.

За анализируемый период прирост результативного фактора y составил:

∆y=y1-y0

Метод цепных постановок позволяет определить, какой частью приращение результативного показателя обязано приращению каждого фактора, т.е. расписать следующую зависимость:

∆y=∆a + ∆b + ∆c + ∆d.

В соответствии с методом цепных постановок, поэтапно производится замена базисных значений факторов на отчетные до тех пор, пока не будет получена модель, в которой все факторы принимают отчетные значения:

Метод цепных постановок применим для любого вида моделей. Недостаток метода заключается в том, что результаты расчетов зависят от порядка замены факторов.

Метод абсолютных разностей.

Метод абсолютных разностей является одной из разновидностей метода цепных подстановок. Суть метода заключается в поэтапной замене базисного значения фактора на его абсолютное отклонение, а затем на фактическое значение. Итоговой является модель, в которой все факторы принимают фактические значения.

Так для мультипликативной модели вида y=a*b*c*d последовательно будут выписаны следующие модели:

Метод относительных разностей.

По аналогии с предыдущими двумя методами в этом методе производится поэтапная замена базисных значений показателей на их относительное отклонение. Итогом будет являться модель, в которой учтено влияние каждого из факторов.

Сначала вычисляется относительное изменение каждого из факторов:

Затем полученные значения учитываются в факторной модели:


Методы относительных и абсолютных разностей являются частными видами метода цепных постановок, но они используются только при мультипликативной модели. Существенным недостатком вышеперечисленных методов является их зависимость от порядка замены факторов.

Интегральный метод.

Более точные результаты по сравнению с методом цепных подстановок позволяет интегральный метод, так как в данном методе расчеты производятся на основе базовых значений показателей, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался в результате взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.

В основе интегрального метода лежит суммирование приращений функции, которые определяются как произведение частной производной и приращений аргумента на бесконечно малых промежутках.

Практическое использование интегрального метода базируется на специально созданных рабочих алгоритмах для различных типов факторных моделей.

Для мультипликативной модели вида y=a*b формулы расчета для вычисления влияния факторов имеют вид:

Для трехфакторной мультипликативной модели y=a*b*с:

Для двухфакторной модели вида y = a/b формулы вычисления влияния факторов выглядят следующим образом:


Для смешанной модели вида y = a/ (b + c):


Применение различных методов детерминированного факторного анализа позволяет не только определить причины, оказавшие влияние на изменение финансовых результатов деятельности организации, но рассчитать влияние изменения факторов на изменение результативного показателя.

1.4 Анализ рентабельности

При анализе финансовых результатов необходимо учитывать не только абсолютные значения и изменения величины прибыли, но и ее относительные изменения. Такие изменения позволяют оценить показатели рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель, который характеризуют доходность предприятия в целом и по различным направлениям деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), а также степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или к формирующим ее потокам. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности позволяют более полно оценить окончательные результаты деятельности предприятия, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие прибыльность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (рентабельность издержек) - соотношение валовой прибыли или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

Rпроизв. = ВП/Зрп, (1.8)

или Rпроизв. = ЧП/Зрп, (1.9.)

где Rпроизв. - рентабельность производственной деятельности;

ВП - валовая прибыль;

ЧП - чистая прибыль;

Зрп - затраты на реализацию продукции.

Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько единиц валовой или чистой прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производства и реализацию продукции. Ее можно рассчитывать как по всему предприятию в целом, так и по отдельным видам деятельности.

Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В).

Rпродаж. = Прп/В, (1.10.)

или Rпродаж. = ЧП/В. (1.11.)

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ИК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, пернаментного (включает собственный и долгосрочный заемный капитал) оборотного.

Rкапитала = БП/ИК, (1.12.)

Rкапитала = ВП/ИК, (1.13.)

Rкапитала = ЧП/ИК. (1.14.)

Частным случаем рентабельности капитала является рентабельность собственного капитала (в международных стандартах финансовой отчетности обозначается как ROE - return on equity) рассчитывается как:

Rск = ЧП/СК (1.15.)

Она характеризует доходность собственного капитала для его владельцев, то есть показывает сколько единиц чистой прибыли приходится на рубль, вложенный в собственный капитал. Данный показатель также позволяет сравнить доходность бизнеса с альтернативными видами вложения.

При анализе рентабельности собственного капитала также может использоваться трехфакторная модель Дюпона, которая позволяет разложить данный показатель на три фактора и определить какой из факторов оказал более сильное влияние на него. В модели Дюпона рентабельность собственного капитала представляется как произведение нормы прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО "НГК "ИТЕРА"