Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и понятие рентабельности. Повышения рентабельности предприятия 4
2. Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей 6
3. Анализ рентабельности ООО «СТРОЙ ЮГ» 11
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 11
3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 13
3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности хозяйственной деятельности предприятия 19
4. Способы увеличения рентабельности предприятия 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 377.12 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования 

Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1) показатели  рентабельности капитала (активов),

2) показатели  рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков  наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется  как отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал 

Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных  средств,

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам  все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

Эта формула  раскрывает связь между рентабельностью  всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного  капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции  базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

;

;

или

;

;

,

где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- себестоимость продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

- изменение рентабельности в  отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом.

Влияние фактора  изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом;

Третья группам  показателей рентабельности формируется  аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств.

ЧПДС -чистый приток денежных средств

Данные показатели дают представление о степени  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами  денежными средствами в связи  с использованием имеющего места  денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она  приоритетна, потому, что операции с  денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

3. Анализ рентабельности ООО «СТРОЙ ЮГ»

 

Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация нуждается  в анализе финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия  характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями  статей и структуры баланса, движением  денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и  рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить  финансовые возможности организации.

Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. Они характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или используемыми  ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей  проводится на основе финансовых результатов  ООО «СТРОЙ ЮГ».

Для принятия решений, связанных с  дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой  информации, но и  правильная ее обработка, оценка и грамотное  использование  полученных результатов в текущей  деятельности и для прогнозирования  финансового состояния. С этой целью  проводится финансовый анализ. Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые  для удобства объединяются в несколько  групп, характеризующих:

  • ликвидность баланса предприятия;
  • платежеспособность;
  • финансовую устойчивость;
  • рентабельность и деловую активность предприятия.

3.1. Характеристика  финансово-хозяйственной   деятельности  ООО "СТРОЙ ЮГ"

Основным видом деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса,  наличники и др.).

Целью деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Минска и Минской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой   деятельности.

Производственная фирма "СТРОЙ ЮГ" является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный   фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами,  и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО  несут ответственность в пределах  своих вкладов.

В ООО "СТРОЙ ЮГ" создан уставный фонд, размер  которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников,   и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО "СТРОЙ ЮГ" составляет 19 физических лиц.

Высшим органом управления ООО "СТРОЙ ЮГ" является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.

Исполнительным органом ООО "СТРОЙ ЮГ" является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение  имуществом,  найм  и  увольнение  персонала.

В 2002 году среднесписочная численностью работников   ООО "СТРОЙ ЮГ"  составила 62  человека.

В  том  числе:

управленческий  персонал  -3 чел.;

специалисты  3 чел.;

производственные  рабочие  - 51 чел.;

обслуживающий  персонал  - 5 чел.

В предшествующем, 2001 г., численность  персонала фирмы составляла  60 человек.

ООО "СТРОЙ ЮГ" выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО "СТРОЙ ЮГ"  аналогичны  ценам конкурирующих фирм.

 

 

Таблица 1.

Основные  показатели  финансово-хозяйственной  деятельности  ООО  "СТРОЙ ЮГ"  за  2002г.,  тыс. руб.

Показатели

2002 г.

2001 г.

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных  платежей)

3603,10

1923,46

Полная себестоимость реализованной  продукции

3210,44

1844,86

Прибыль  от  реализации  продукции

392,66

78,60

Прибыль  отчетного  периода

407,78

82,94

Налог  на  прибыль

130,48

26,90

Чистая  прибыль

277,30

56,04


 

Основными источниками информации для проведения  анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы  финансовой отчетности: бухгалтерский  баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу; а также опрос специалистов  ООО  "СТРОЙ ЮГ".

Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия  представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно  идут  на  контакт.

На рассматриваемом нами предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО "СТРОЙ ЮГ" относит эту информацию к коммерческий  тайне.

3.2.  Анализ  рентабельности  деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ"

 

Для проведения анализа рентабельности деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" необходимы  данные,  представленные  в таблице 6.

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю  величину капитала. Так, собственный  капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб.,        а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая   в  формуле  рентабельности  составит:

 тыс. руб.

Однако в условиях инфляции более  реальные оценки можно получить, используя  моментные значения показателей  капитала.  По этой причине, а также  по причине отсутствия у нас  информации о сумме капитала на начало 2001 г., мы    использовали одномоментное  значение капитала за 2001 г. - на конец  года.

 

Таблица 6.

Исходные  данные  для  анализа  рентабельности  деятельности  предприятия.

Показатель

2001 г.

тыс. руб.

2002 г.,

тыс. руб.

Выручка  от  реализации  товарной продукции

1923,46

3603,1

Затраты  на  производство  и  сбыт продукции

1844,86

3210,44

Прибыль  от  реализации  продукции

78,6

392,66

Балансовая  прибыль

82,94

407,78

Налог  на  прибыль

26,90

130,48

Чистая  прибыль

56,04

277,3

Собственный  капитал

828,42

944,16

Внеоборотные  активы

238,1

32535

Весь  капитал  предприятия

1608,92

2024,43


 

Рассчитаем  показатели  рентабельности:

Рентабельность  продаж

  1,  (2.1.)

где  Rп рентабельность  продаж;

Прп -прибыль  от  реализации  продукции;

В -выручка  от  реализации  продукции.

В  анализируемом  периоде (2002 г.):

%.

В  предшествующем  периоде (2001 г.):

%.

Таким образом, если в 2001 году с каждого  рубля реализованной продукции  предприятие получало прибыли  4,09 коп., то в 2002 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил  10,9 коп.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость  издержек):

  2,  (2.2.)

где  И -затраты  на  производство  и  сбыт  продукции.

В 2002 г.   %

В 2001 г.   %.

Отсюда следует, что каждый рубль  затрат на производство      и сбыт продукции в 2002 году принес предприятия прибыли 12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем 2001 году.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия