Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и понятие рентабельности. Повышения рентабельности предприятия 4
2. Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей 6
3. Анализ рентабельности ООО «СТРОЙ ЮГ» 11
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 11
3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 13
3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности хозяйственной деятельности предприятия 19
4. Способы увеличения рентабельности предприятия 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 377.12 Кб (Скачать файл)

 

Рост коэффициента оборачиваемости  собственного капитала (стр.6) отражает повышение уровня продаж, а его  снижение, что произошло в 3-м году, говорит о бездействии части  собственных средств.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного организацией. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная организацией.

Балансовая сумма прибыли зависит  от объема реализованной  продукции, себестоимости, среднего уровня цен. Чем  быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует  дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Общую же оценку основной деятельности дает показатель рентабельности активов (общей рентабельности) (стр.5а), который  выражает отдачу, приходящуюся на 1 у.е. активов компании. Наибольшую отдачу от вложения средств организация получила в 1-м году. Чем меньше общая сумма вложенных активов, тем большую отдачу приносит каждая вложенная у.е. предприятия. Негативным моментом является уменьшение доли внеоборотных активов, поэтому для своего успешного развития организации необходимо увеличить внеоборотные активы, но с учетом того, что приобретенное оборудование в процессе производства будет использовано полностью, то есть не должно быть «простоев» производства.

По результатам проведенной  оценки финансового состояния можно  сделать вывод, что перед предприятием не стоит проблема выживания, так  как оно эффективно осуществляет ведение деятельности, использует имеющиеся финансовые возможности для улучшения финансового состояния. Проводимая финансовая политика решает не только краткосрочные задачи, дающие положительные результаты не только сегодня, но и с возможным положительным эффектом в будущем, что говорит о наличии грамотной финансовой стратегии.

Грамотная финансовая стратегия базируется на теоретических знаниях, например, умении оперировать понятием порога рентабельности (точка безубыточности, точка перелома, точка самоокупаемости). Порог рентабельности – это такая  выручка от реализации, при которой  предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой  маржи хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

 

Таблица 4

Определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Название показателя

Способ расчета

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

2

3

4

5

6

7

1. Порог рентабельности (шт.)

[постоянные затраты(стр.5)]/[цена продаж(стр.4)-ср. переменные издержки(стр.10) табл.1.11]

7

14

17

14

13

2. Порог рентабельности (у.е.)

[стр.1]*[цена продаж (стр.4) табл.1.11]

249,0

489,6

521,4

461,4

454,0

3. Запас финансовой прочности (у.е.)

[вал. выручка (скорр.) (стр.12,табл.1.11.)]-[стр.2]

270

424

109

1068

2599

4.Запас финансовой прочности (%)

[стр.3]/[вал. выручка (стр.11,табл.1.11)]

52,0

46,4

14,4

58,2

70,9


 

В таблице 4 представлены значения этого  показателя как в денежном выражении (стр.3), так и в процентном (стр.4) отношении к выручке от реализации.  Полученные результаты  в процентном соотношении свидетельствуют о  том, что предприятие способно выдержать  полученное процентное снижение выручки  без серьезной угрозы для своего финансового положения.

 Приведенные показатели порога  рентабельности по 5 годам говорят  о том, что за весь период  своей хозяйственной деятельности  предприятие «перешагивало» порог  рентабельности. Грамотное умение  использовать это понятие на  практике может оградить от  нежелательных результатов (то  есть убытков). С учетом внешних  и внутренних факторов можно  спрогнозировать цену продаж (несколько  вариантов) и количество продаж (тоже несколько вариантов) и  определить «точку безубыточности».

Зная порог рентабельности, можно  определить запас финансовой прочности  предприятия. Разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и есть запас финансовой прочности.

 

4. Способы увеличения  рентабельности предприятия

 

Рентабельность показывает, насколько  прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней  деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей  ее повышения. При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. В целом одним  из условий процветания предприятия  является расширение рынка сбыта  продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов  производства, снижению себестоимости  продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать  следующие выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных  факторов, так как «на уровень  и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования»1.

Наибольшее внимание надо уделить  последнему пункту, а точнее, направлению  использования прибыли, которое  определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и  фондов потребления, отвлечения на благотворительные  и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных  источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные  средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и  через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие  для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

Предложения:

На основе анализа рентабельности предприятия, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом  предприятии существуют следующие  резервы увеличения  прибыли и  рентабельности:

  • увеличение объема производства и реализации выпускаемой  продукции;
  • снижение  себестоимости  выпускаемой  продукции;
  • повышение  качества  выпускаемой  продукции.

Также нам представляется необходимым  сделать ряд предложений по улучшению  финансовых результатов ООО   "СТРОЙ ЮГ", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном,  так и в долгосрочном  периоде:

  • рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие  расходы;
  • усовершенствовать  управление  предприятием,  а  именно:
  • выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
  • внедрение на предприятии системы управленческого   учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат  и  отдельных  групп  товарной  продукции;
  • повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой  продукции;
  • осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное  качество;
  • осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям  покупателей;
  • совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность  отдельных  рекламных  мероприятий;
  • осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за  низкой  квалификации;
  • повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом  производительности  труда;
  • разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией  ресурсов;
  • использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
  • разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности  труда;
  • осуществлять постоянный контроль  за  условиями хранения  и транспортировки сырья и готовой продукции.

 

Заключение

 

Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно  к деятельности российских и казахстанских  предприятий:

• Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.

• Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска  полной потери собственных вложений.

• Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.

• Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.

• Анализ эффективности использования  имущества.

• Оценка рискованности деятельности предприятия.

• Оценка возможностей предприятия  при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны  и многообразны. Одни из них зависят  от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией  и организацией производства, эффективности  использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или  менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения  цен реализации и себестоимости  продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  2. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 2000.
  4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  5. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1998.
  6. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ, 1998.
  7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 1998.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 1998.
  10. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1995.
  11. Стражев В.И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа, - Минск: Наука и техника, 1973.
  12. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992.
  13. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 1992.
  14. Урезов В.А., Александрова В.Ф., Зверев С.М. Справочник руководителя (менеджера) предприятий. - М.: Ленпромбытиздат, 1992.
  15. Финансы. / Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  16. Финансы. / Под ред. Дробозиной Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  18. Принятие управленческих решений - Зуб А.Т. - Теория и            практика 2010г.
  19. Теория экономического анализа - Гальчина О.Н. - Учебное пособие 2009г.
  20. Управление прибылью - Бланк И.А.2007г.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия