Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа
Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности.
Введение 3
1. Сущность и понятие рентабельности. Повышения рентабельности предприятия 4
2. Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей 6
3. Анализ рентабельности ООО «СТРОЙ ЮГ» 11
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 11
3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ" 13
3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности хозяйственной деятельности предприятия 19
4. Способы увеличения рентабельности предприятия 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
3,
где ЧП -чистая прибыль;
В(ср) -итог баланса (средний).
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
В 2002 году чистая прибыль предприятия
составила 13,7 % от среднегодовой
стоимости всего
4) Рентабельность внеоборотных активов (RF):
4,
где F(ср) -средняя стоимость внеоборотных активов.
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 85,19 коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в предшествующем году.
5) Рентабельность собственного капитала (Rск):
5,
где СК -собственный капитал предприятия.
В 2002 г. %
В 2001 г. %.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 2002 г. возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.
Таблица 7.
Показатели рентабельности деятельности ООО "СТРОЙ ЮГ".
Показатель |
2001 г., % |
2002 г., % |
Рентабельность продаж (Rп) |
4,09 |
10,9 |
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ) |
4,26 |
12,23 |
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) |
3,48 |
13,70 |
Рентабельность внеоборотных активов (RF) |
23,54 |
85,19 |
Рентабельность собственного капитала (Rск) |
6,76 |
29,37 |
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
6, (2.6.)
где Vрп общ- общий объем реализованной продукции;
УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;
Цi -цена реализации i-го вида продукции;
С i-себестоимость i-го вида продукции.
Расчет влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок, используя данные таблицы 3.:
(прирост объема продаж 2,36%)
;
;
;
.
Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим влияние факторов:
%;
;
%;
%;
%.
Баланс факторов:
%.
Сведем полученные данные в таблицу (см. табл. 8.)
Таблица 8.
Влияние факторов на рентабельность производственной деятельности предприятия.
Фактор |
Изменение рентабельности, % |
Изменение структуры выпускаемой продукции |
+ 1,91 |
Изменение себестоимости продукции |
- 79,89 |
Изменение цен в связи с инфляцией |
+ 84,79 |
Полученные результаты показывают, что рост рентабельности производственной деятельности произошел за счет увеличения среднереализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности. Здесь следует отметить, что и увеличение цен и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние на изменение рентабельности (+4,9%).
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Так как основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия является прибыль, то именно для правильности расчетов и анализа показателей рентабельности в таблице 2 приведен расчет валовой (стр. «а») и чистой (стр. «в») прибыли.
Приведенные в таблице 2 показатели общей (стр.2) и чистой (стр.3) рентабельности характеризуют не только увеличение валовой и чистой прибыли соответственно, но и снижение реальной стоимости имущества, что заслуживает далеко не положительной оценки.
Таблица 1 Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы | |||||||
Показатель |
Способ расчета |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1.Показатели прибыли | |||||||
а) показатель подсчета валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации] |
170 |
249 |
-51 |
507 |
1312 | |
б)коэффициент валовой прибыли |
[Чистая выручка от реализации] |
0,3 |
0,3 |
-0,1 |
0,3 |
0,4 | |
в)показатель подсчета чистой прибыли |
[Валовая прибыль]-[налоги, относимые на финансовые результаты(стр.110 ф.№2)] |
170 |
249 |
-70 |
162 |
680 | |
2.Общая рентабельность |
[Валовая прибыль]/[средняя |
222% |
90% |
-26% |
186% |
1027% | |
3.Чистая рентабельность |
[Чистая прибыль]/[средняя |
222% |
90% |
-35% |
59% |
532% | |
4.Коэффициент рентабельности п |
[Чистая прибыль]/[чистая |
33% |
27% |
-11% |
11% |
22% | |
5. Показатели рентабельности | |||||||
а) коэффициент рентабельности активов |
[Чистая прибыль]/[активы] |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% | |
б)коэффициент рентабельности основного капитала |
[Чистая прибыль]/[основной |
158% |
84% |
-23% |
64% |
340% | |
6. Показатели рентабельности | |||||||
а)коэффициент рентабельности собственного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный |
36% |
35% |
-8% |
11% |
24% | |
б)коэффициент эффективности инвестированного капитала |
[Чистая прибыль]/[собственный |
30% |
29% |
-7% |
11% |
24% | |
7.Рентабельность |
[Чистая прибыль (стр.14 )]/[валовые издержки (стр.7).] |
49% |
37% |
-10% |
16% |
39% |
Уровень рентабельности продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.
График 1
Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской отчетности.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена динамика продаж и закупки сырья (График 1).
Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной экономической ситуацией: организация смогла осуществить 15 продаж при средних ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В целом фирма придерживалась стратегии «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела к положительным результатам деятельности в 1 году. Отрицательным моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).
Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью – можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж – 33,9 у.е.
Критическим для фирмы оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство фирмы не было готово. При наличии острой конкуренции спрос на продукцию существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо.
В 4-м году фирма, проанализировав ситуацию предыдущего года, изменила свою политику: не стали создавать конкуренцию, спрос сравнялся с предложением. Объемы продаж увеличились в 2,4 раза, средние цены продаж возросли.
В 5-м году рентабельность продаж набирает тенденцию роста, внешняя среда максимально способствует увеличению этого показателя, так как каждый из конкурентов понял, что, не создавая жесткой конкуренции, можно успешно существовать и открывать новые возможности.
Рентабельность
Из данных таблицы 2 видно, что рентабельность производственной деятельности (стр.7) была максимальной в 1-м году, во 2-м году этот показатель снизился на 12% (это связано с увеличением производственных мощностей). Как показал анализ ряда показателей, 3-й год и здесь оказался критическим, то есть предприятие не имело прибыли, а точнее, несколько изделий были проданы ниже себестоимости. К 5-му году этот показатель достиг 39% (увеличился объем продаж, снизилась себестоимость).
При анализе рентабельности продаж было выявлено, что показатель рентабельности продаж тем выше, чем ниже издержки. Снижение издержек позволяет снижать цену продаж (если это необходимо) при том же уровне качества, в результате этого может увеличиться объем продаж. При анализе издержек тоже приходим к выводу, что этот показатель тем выше, чем ниже издержки. То есть надо стремиться к снижению себестоимости посредством использования более дешевых сырья и материалов; автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов (расходов на рекламу, НИОКР, совершенствование системы управления).
Показатели рентабельности капитала
формируются как отношение
Рентабельность собственного капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Видно, что отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Более полную картину финансового состояния можно получить при совокупном анализе рентабельности и деловой активности.
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (стр.1) отражает скорость оборота всего капитала, его увеличение означает ускорение кругооборота средств.
Так как предприятие осуществляло свою деятельность эффективно (без убытков), коэффициенты оборачиваемости мобильных средств (стр.2) и материальных оборотных средств (стр.3) равны, и увеличение каждого коэффициента заслуживает положительной оценки, так как 1-й характеризует скорость оборота всех мобильных средств, а 2-й отражает уровень спроса на готовую продукцию. Увеличение коэффициента оборачиваемости готовой продукции говорит об увеличении спроса, а уменьшение – о затоваривании.
Также в таблице 3 приведен коэффициент фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов (стр.5). Зависимость простая: чем выше коэффициент, тем эффективнее используются основные средства и прочие внеоборотные активы.
Таблица 2
Коэффициенты деловой | ||||||
Наименование коэффициента |
Способ расчета |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Общей оборачиваемости |
[вал.выручка(скорр.) стр.12 табл.1.11]/[валюта баланса(стр.399 табл.2.1)] |
0,91 |
1,05 |
0,61 |
1,03 |
1,07 |
2.Оборачиваемости мобильных |
[вал.выручка (скорр.)стр.12 табл.1.11]/[(II р.А+III р.А) (табл.2.1)] |
1,1 |
1,6 |
0,9 |
1,2 |
1,2 |
3.Оборачиваемости |
[вал.выручка (скорр.)стр.12 табл.1.11]/[II р.А (табл.2.1)] |
1,1 |
1,6 |
0,9 |
1,2 |
1,2 |
4.Оборачиваемости готовой |
[вал.выручка (скорр.)стр.12 табл.1.11]/[готовая продукция] |
34,6 |
25,4 |
39,4 |
24,3 |
30,5 |
5.Фондоотдачи основных |
[вал.выручка (скорр.)стр.12 табл.1.11]/[I р.А (табл.2.1)] |
4,8 |
3,1 |
2,1 |
6,1 |
15,3 |
6.Оборачиваемости |
[вал.выручка (скорр.)стр.12 табл.1.11]/[IV р.П (табл.2.1)] |
1,1 |
1,3 |
1,0 |
1,7 |
1,7 |