Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 17:18, курсовая работа
Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще больше усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику. Процесс интеграции ведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того геостратегическое положение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров между государствами Европы, Азии и странами Ближнего Востока.
2 Анализ рентабельности предприятия
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ООО «МИЛайнТранс»
Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще больше усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику. Процесс интеграции ведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того геостратегическое положение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров между государствами Европы, Азии и странами Ближнего Востока.
Транспортная компания Общество с ограниченной ответственностью «МИЛайнТранс» была основана 17.12.2009. Организации выдано свидетельство о Государственной регистрации от 17.12.2009 с регистрационным номером 690697476. Международные перевозки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1.09.2010 относятся к виду деятельности, подлежащие лицензированию. ООО «МИЛайнТранс» действует на основании лицензии №02190/052663 на право осуществления транспортно – экспедиционной деятельности, выданной 06.01.2010, зарегистрирована в реестре лицензий Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь за номером 1-48285.
В своей деятельности ООО «МИЛайнТранс» руководствуется Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» №140-3 от 05.05.1998 года, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №970 «Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов», Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Предметом деятельности предприятия является оказание транспортных услуг.
Целью организации является ведение хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов участников общества.
Автомобильный парк предприятия составляет 9 транспортных средств, используемых для осуществления международных перевозок грузов по состоянию на 01.01.2013. Численность персонала ООО «МИЛайнТранс» – 23 человека по состоянию на 01.01.2013г, из них 16 водителей. Форма собственности предприятия – частная. ООО «МИЛайнТранс» действует на принципе самофинансирования, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в учреждениях банков, печать.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные активы, а также иные ценности, стоимость которых отражена на самостоятельном балансе предприятия. Источниками формирования имущества являются:
− денежные и материальные вложения учредителя;
− доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности;
− доходы от ценных бумаг;
− кредиты банков и других кредиторов;
− источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Основным видом деятельности ООО «МИЛайнТранс» является организация международных грузоперевозок, среди них осуществляются:
-рефрижераторные перевозки для грузов, требующих специального температурного режима;
-перевозка сборных грузов
– это грузы нескольких
-перевозка одежды в подвешенном состоянии;
-перевозка опасных грузов – это грузы, которые могут нанести вред человеку или окружающей среде;
-перевозка негабаритных грузов.
Доля рефрижераторных перевозок составляет 40% от общего количества перевозок за 2012 год, 34% приходится на перевозку одежды в подвешенном состоянии, перевозка сборных грузов составляет 19% от общего количества грузов. Оставшиеся 7% приходятся на негабаритные грузы. Перевозка опасных грузов в 2012 году не осуществлялась. Для наглядности структуру перевозок можно представить на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура грузовых перевозок за 2012 год
Примечание – Источник: собственная разработка
Кроме перечисленных видов услуг Общество осуществляет следующие виды деятельности:
-складирование и хранение товаров;
-услуги автомобильных стоянок;
-таможенные услуги.
Динамика изменения тоннажа и пробега международных перевозок представлена в данных таблицы 2.1 , из которой заметен рост количества грузоперевозок, с этим связано увеличение пробега автотранспорта на 35,36% и увеличение массы перевозимых грузов на 257,85%. Вместе с тем заметно возросла доля транзитных перевозок в компании на 1,022 пункта. Существенное увеличение пробега с грузом на 97,27% говорит о росте эффективности управления загрузками, что сказывается на прибылях предприятия.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Грузовых автомобильных транспортных средств |
Отклонение | ||
Абсолютное, (+,-) |
Относительное, (%) | ||||
2011 год |
2012 год |
2012 года от 2011 года | |||
Количество ездок (заездов) с грузом (пассажирами) |
Ед. |
427 |
578 |
+151 |
+35,36 |
Перевезено грузов (пассажиров) |
т (чел) |
2707 |
9687 |
+6980 |
+257,85 |
Из них транзит |
т (чел) |
2499 |
2794 |
+2545 |
+1,022 |
Общий пробег |
тыс.км |
614,3 |
1450,0 |
+835 |
+135,9 |
Пробег с грузом (пассажирами) |
тыс. км |
441,6 |
870,0 |
+429 |
+97,27 |
Таблица 2.1 –Динамика изменений показателей тоннажа и пробега ООО «МИЛайнТранс» за 2011-2012 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка
При оценке финансово-хозяйственной деятельности организации необходимо привести краткую характеристику ее деятельности (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, одним словом соответствующую финансовую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины имущественного и финансового положения организации.
На стадии предварительного экспресс-анализа целесообразно рассчитать специальные коэффициенты, в общем виде отражающие отдельные стороны финансового состояния организации[9].
Таблица 2.2 – Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «МИЛайнТранс» за 2011-2012 гг
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,37 |
0,29 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-2,03 |
-2,47 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0.61 |
0,62 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,06 |
0,01 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,39 |
0,38 |
Примечание – Источник: собственная разработка
По данным таблицы можно заметить, что коэффициент текущей ликвидности ниже установленного 1,15, это показывает, что к концу 2012 г. у предприятия увеличилась зависимость от внешних источников финансирования. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился по сравнению с предыдущим периодом. Отсутствие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и, возможно, часть внеоборотных активов (при отрицательном значении собственных оборотных средств) сформированы за счет заемных источников[10]. Инвесторы и банки, выдающие кредиты, обращают внимание на значение коэффициента финансовой независимости. Чем выше значение коэффициента, тем с большей вероятностью организация может погасить долги за счет собственных средств. Чем больше показатель, тем независимее предприятие. Из таблицы заметно, что произошло снижение этого показателя за отчетный период.
2.2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии ООО «МИЛайнтранс»
Анализ рентабельности на предприятии проводят по ряду показателей, отражающих рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала, затрат, рентабельность совокупных активов и рентабельность операционной деятельности.
Рассчитаем рентабельность предприятия по вышеперечисленным показателям. Данные для расчётов возьмём из бухгалтерского баланса за 2011, 2012 годы.
Чтобы посчитать рентабельность активов предприятия, воспользуемся формулой 1.1.
RА(2011) =(1022/6350)*100=16,09%
RА(2012) =(1493/6398)*100=23,33%
Чтобы посчитать рентабельность собственного капитала, воспользуемся формулой 1.2.
РСК (2011)= (840/1846)*100=39,66%
РСК (2012)= (1221/3078)*100=39,66%
Для расчета рентабельности продаж воспользуемся формулой 1.3:
РП (2011)= (1084/3299)*100=32,85%
РП (2012)= (1671/8977)*100=18,61%
Рентабельность затрат можно определить по формуле 1.4
РЗ(2011) = (1084/2215)*100=48,93%
РЗ(2012) = (1671/13108)*100=12,74%
Данные по рентабельности можно представить в виде таблицы 2.3
Таблица 2.3 –Сравнительные показатели рентабельности ООО «МИЛайнтранс» за 2011-2012 гг.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
Изменение |
Рентабельность затрат |
48,93% |
12,74% |
-36,19 |
Рентабельность продаж (оборота) |
32,85% |
18,61% |
-14,24 |
Рентабельность собственного капитала |
45,50% |
39,66% |
-5,84 |
Рентабельность совокупных активов |
16,09% |
23,33% |
7,24 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Согласно данным таблицы 2.5 можно сделать следующие выводы о деятельности фирмы ООО «МИЛайнтранс». Наблюдается рост рентабельности по следующим пунктам: рентабельность активов, рост которой составляет 7,24 процентных пункта. Как уже упоминалось выше, рентабельность активов показывает степень эффективности использования фирмой ее имущества. Рентабельность собственного капитала имеет динамику к снижению на 5,84 процентных пункта. Показатель позволяет определить эффективность использования капитала предприятия. С позиции собственников рентабельность наилучшим образом отображается в виде рентабельности на собственный капитал и является наиболее важным для акционеров компании, так как характеризует прибыль, которую собственник получит с рубля вложенных в предприятие средств.
Остальные показатели имеют тенденцию к снижению рентабельности. Снизилась рентабельность продаж – на 14,24 процентных пункта. Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции. Рентабельность продаж может меняться под влиянием различных факторов. В данном случае можно рассмотреть рентабельность продаж в связи с рентабельностью затрат. Из таблицы видно, что рентабельность затрат снизилась на 36,19 процентных пункта. В данном случае темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки. Возможными причинами для этого могут быть:
В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной.
Рентабельность организации по основным видам деятельности существенно зависит от таких факторов, как:
ПРП –прибыль от реализации;
С –себестоимость реализованной продукции;
Рр –расходы на реализацию;
Ур –управленческие расходы за период.
Для оценки влияния изменения этих факторов на изменение рентабельности организации по основным видам деятельности можно воспользоваться четырехфакторной моделью вида:
Рпр = ПРП : (С + Рр + Ур) (2.1)
По данным бухгалтерской отчетности имеем:
Себестоимость: С0 =1981 млн.руб.; С1 =7306 млн.руб.
Расходы на реализацию : Рр0 = 0 млн. руб.; Рр1 = 0 млн. руб.
Управленческие расходы: Ур0 = 234 млн. руб.; Ур1 = 0 млн. руб.
Подставив значения бухгалтерской отчетности, получим общие расходы за базисный и отчетные периоды:
Ор0 = (1981 + 0 + 234) =2215 млн. руб.;
Ор1 = (7306 + 0 + 0) = 7306 млн. руб;
Прибыль от реализации: ПРП0 =1084 млн. руб.; ПРП1 = 1671 млн. руб.
Исходя из этих данных, можно определить рентабельность организации по основным видам деятельности в базисный и отчетный периоды по формуле 2.1:
Рпр0 = 1084 : (1981 + 0 + 234) =1084 : 2215 = 0,4894
Рпр1 = 1671 : (7306 + 0 +0 ) =1671 : 2215 = 0,1274
Изменение рентабельности полных расходов на реализацию продукции находим по формуле: