Анализ себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, анализа себестоимости продукции, работ, услуг.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- изучить значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов;
- рассмотреть методику и информационную базу анализа себестоимости продукции, работ, услуг;
- наработать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов ............................................................................. 6
1.1. Значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов...................................................................…...…… 6
1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов ………..……………………..…… 9
1.3. Информационная база анализа себестоимости продукции,
работ, услуг и ее элементов ………..……………………..…… 12
2. Практика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов в ООО «АртКО»………….…………..……………..………….. 15
2.1. Краткая характеристика предприятия ……..…………..…….. 15
2.2. Практика проведения анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов на предприятии ……..…………..……..………… 17

3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«АртКО» …..……..…………..……..………… 24
3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по
итогам анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов ……………………… 24
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых
мероприятий ………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.анализу.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

   К функциям главного бухгалтера относятся:

  • ведение бухгалтерского и налогового  учета соответственно   национальным стандартам и нормативных актов, которые действуют в РФ;
  • предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

2.2. Практика проведения анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов на предприятии

       Операционные  затраты за 2008 г. составляют 8390 тыс. руб., за 2009 - 9000 тыс. руб. Увеличение затрат обусловлено увеличением материальных затрат: совокупные затраты увеличились на 7.27%. а материальные - на 11.66% (их доля в совокупных затратах наибольшая - 50%).

Таблица  1.- Исходные данные для анализа операционных затрат

 
№ п/п
 
Показатель
Период Отклонения
 
2008
 
2009
абсолютные

4:3

относительные

5:3х100%

1 2 3 4 5 6
1 Выручка от реализации продукции 9 167 10 000 833 9,09
2 Материальные  затраты 4030 4500 470 11.66
3 Затраты на оплату труда 2925 2975 50 1.71
4 Отчисление  на социальные нужды 1125 1145 20 1.78
5 Амортизация 150 200 50 33.3
6 Другие операционные затраты 160 180 20 12.5
7 Операционные  затраты всего 8390 9000 610 7.27
 

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2008 г.

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2009 г.

Затраты уменьшились на 1.66% благодаря тому, что темпы увеличения выручки  от реализации продукции превысили темпы увеличения себестоимости соответственно 9,09 и 7.27%. Опережение составляет 1,82 пункта.

Затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2009 г. в сравнимых ценах составляют: , что ниже, чем 2008 г., на 1.19%.

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной  продукции изменяются с изменением цен реализации продукции, себестоимости единицы продукции и структуры производства.

      Исходные  данные и промежуточные расчетные  показатели для дальнейшего анализа приведены в Приложении 1.

      С целью количественного оценивания влияния на уровень относительных  затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции таких факторов, как изменения цен на продукцию, себестоимость и структурные (ассортиментные) изменения, в анализе нужно выделить сравнимые и несравнимые изделия. Для упрощения записей не будем конкретизировать эти изделия, а обозначим их буквами алфавита.

В рассматриваемом  примере к первой группе принадлежат изделия А, В, Г, Д, Е, ко второй - Б и Ж. Аналитические расчеты, которые выполнены по исходным данным Приложения 4, приведены в Приложении 5.

По графе 3 (Приложение 5) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2009 г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2008 г.). В нашем случае имеем

     Совокупные  затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1,52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7,42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5,9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями.

В рыночных условиях естественным является стремление предприятий обновлять состав своей продукции. На основе маркетинговых исследований предприятие отказывается от производства устаревшей продукции и начинает вырабатывать новую (в нашем примере предприятие отказалось от производства продукции Б, это ткани которые не пользуются особым спросом и начало осваивать изделия Е и Ж). При этом новая продукция в начальный период может иметь низкую рентабельность, а временные затраты в дальнейшем компенсируются. Пример влияния возраста продукции на динамику ее себестоимости приведен в таблице 4. 
 
 

Таблица  4.- Затраты  на 1 руб. стоимости реализованной продукции

 
Группа  изделий по возрасту
2008 2009  
Изменения показателя затрат на 1 руб. (гр.3 : гр. 1) х 100%
 
 
коп.
% к первой возрастной группе  
 
коп.
% к первой  возрастной группе.
1 2 3 4 5 6
Е, Ж

1 – 1-2 года

97.91 100 97.0 100 99.1
Г, Д

2 – 2-4 года

82.55 84.3 71.79 74.0 87.0
(Б,  В)

3 – 5-7 года

100.7 102.8 95.33 98.3 94.7
А

4 – более  8 лет

91.05 92.99 90.00 92.8 98.8
В среднем по всем возрастным группам 91.52 х 90.00 х 98.3
Е, Ж

1 – 1-2 года

97.91 100 97.0 100 99.1
Г, Д

2 – 2-4 года

82.55 84.3 71.79 74.0 87.0
 

     Наименьшие  затраты на 1 руб. реализованной продукции имеют изделия возраст которых составляет 2-4 года. В этой группе оказались наиболее существенные изменения затрат на отчетный период сравнительно с предшествующим, а именно: на 13% (100 - 87) при среднем уменьшении на 1,7% (100 - 98.3). Наибольшие затраты в предшествующем периоде имели изделия, возраст которых составлял 5-7 лет. Одно из изделий этой группы было снято с производства как нерентабельное, что оказало содействие уменьшению затрат в этой возрастной группе на 5.3% (100 - 94.7). Затраты на 1 руб. реализации новой продукции (Е и Ж) пока что высокие, но за год они должны уменьшиться и соответственно  тенденции с переходом к изделиям возрастной группы 2-4 года еще большей мерой уменьшатся.

Выполним  анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности, для того, чтобы выполнить такой анализ, продукцию, которую выпускают, разделяют по уровню рентабельности (относительно среднеотраслевого уровня) на группы : нерентабельная (убыточная), низко-, средне-, высокорентабельная.

      В нашем случае среднеотраслевой уровень  рентабельности продукции составляет 10%. Учитывая это изделия Г и Д причислим к высокорентабельной группе, А - к среднерентабельной, В, Е и Ж - к низкорентабельной. В отчетном периоде нерентабельной продукции не было. Изделие Б как нерентабельный вид продукции было снят с производства.

     Анализ  влияния плановых и фактических  затрат по указанным группам продукции приведен в таблице 5.

     Приведенные данные свидетельствуют, что наибольшую долю в структуре выпуска имеет низкорентабельная продукция - почти 60%. Несмотря на решающее значение выполнения плановых задач для снижения себестоимости, именно относительно этой группы фактические затраты превысили запланированные на 3.1%. Общее уменьшение фактических затрат на 1.1% сравнительно с плановыми было достигнуто преимущественно благодаря положительным изменениям в группах продукции среднерентабельной (на 7.65%) и высокорентабельной (на 6.15%).

Таблица 5.- Анализ влияния изменений затрат по группам продукции по уровню их рентабельности

 
Группа  продукции по уровню рентабельности
Себестоимость продукции за 2008 г., тыс.руб. Структура выпуска, процент к итогу гр. 1 Отклонение от планового уровня, %

(гр. 2 : гр. 1) х 100% - 100%

Взнос в  общее уменьшение затрат, %

(гр. 3 х гр. 4) : 100%

плановая фактическая
1 2 3 4 5 6
Низкорентабельные: В, Е, Ж 5135 5295 56.43 +3.12 +1.76
Среднерентабельная: А 1072 990 11.78 -7.65 -0.90
Высокорентабельные: Г, Д 2893 2715 31.79 -6.15 -1.96
Итого 9100 9000 100.00 -1.10 -1.10

С учетом доли каждой группы их взнос в общее уменьшение затрат на 1.1% (см. гр. 5 табл.5.) составляет для группы высокорентабельной продукции –

-1.96, средне рентабельной - -0.90, низкорентабельной - +1.76. В последней группе имеются новые изделия (Е и Ж) и следует убедиться, что именно дополнительные затраты, которые связаны с их освоением, служат причиной низкой рентабельности и что такая ситуация временная. Относительно изделия В из этой самой группы следует убедиться в целесообразности его дальнейшего выпуска. При этом надо также определить,  не приведет ли отказ от определенных объемов производства даже низкорентабельной продукции к непокрытию постоянных затрат.

Проведем  анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат.

За калькуляционными статьями анализируют себестоимость  по предприятию в целом для того, чтобы оценить отклонения фактических затрат от запланированных и определить влияние этих отклонений на общее изменение себестоимости реализованной продукции.

Таблица 6.- Анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат

 
№ п/п
 
Статья  затрат
Объем реализованной продукции в отчетном периоде по себестоимости, тыс. руб.  
 
 
Отклонение затрат, тыс. руб.: экономия

(-), перерасход (+), (гр. 2 – гр. 1)

Изменения затрат, %
 
 
по статье (гр. 3 : гр. 1) х 100
за полной себестоимостью реализованной продукции всего

(гр. 3 : р.13 гр. 1) х 100

относительные

плано-вой факти-ческой
1 2 3 4 5 6 7
1 Сырье и материалы 2370 2300 -70 -2.9 -0.77
2 Вспомогательные материалы 140 140 0 0 0
3 Транспортно - заготовительные затраты 1020 1050 +30 +2.9 +0.35
4 Общая стоимость  материалов 3530 3490 -40 -1.1 -0.44
5 Топливо, энергия  на технологические цели 950 1000 +50 +5.3 +0.55
6 Заработная  плата основных работников 900 870 -30 -3.3 -0.33
7 Отчисление  на социальные нужды 430 430 0 0 0
8 Содержание  и эксплуатация оборудования 900 890 -10 -1.1 -0.11
9 Общепроизводственные затраты 950 920 -30 -3.1 -0.33
10 Административные затраты 1350 1300 -50 -3.7 -0.55
11 Итого заводская себестоимость 9010 8900 -110 -1.2 -1.21
12 Затраты на сбыт 90 100 +10 +1.1 +0.11
13 Полная себестоимость  реализованной продукции 9100 9000 -100 -1.1 -1.1

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов